velikol.ru
1


Лекции 13 - 14

  • Теория фирмы


Некоммерческие организации

  • Организации, не преследующие цели максимизации прибыли

  • Отсутствие претендентов на остаточный доход

  • С какой целью создаются?

    • Обеспечение определенных групп агентов товарами или услугами
  • За счет чего существуют?

    • Оплата услуг
    • Доноры
    • Государственные дотации




Почему существуют НКО?

  • Неоднородность спроса на общественное благо. Что делать, если я – не медианный потребитель?

  • Производство «достойных» благ (merit goods)

  • Сферы спроса на доверие со стороны потребителей и производителей

    • Примеры: доверительные товары, дистанция между донором и потребителями
    • Условие нераспределения прибыли как инструмент создания доверия






Стимулы и агентские издержки в НКО

  • Отсутствие претендентов на остаточный доход

  • Сдвиг конфликта с линии «доноры – владельцы» на линию «доноры – менеджеры»

  • Диверсификация вкладов доноров

  • Наблюдательный совет и его структура

    • Почему аутсайдеры?
  • Группы влияния







Эффективность организаций

  • Влияние внешнего окружения на внутреннюю структуру, стимулы и возможности организации

    • Рынок как дисциплинирующий механизм
    • Возможность сравнимости (для внутренних и внешних акторов)
  • Чем «грозит» уход от целей максимизации прибыли?

    • Рост возможностей для неконтролируемого оппортунизма
    • Подмена организационных целей и организационный «захват»
  • Другие «опасности»?



Внешние правила игры и поведение фирмы

  • Расширенная производственная функция Дженсена – Меклинга

  • Роль системы прав собственности: внешние ограничения и смещение стимулов

  • Примеры:

    • Югославская фирма (производственный кооператив)
    • Предприятие в плановой экономике


Югославская фирма

  • Специфика прав собственности:

    • Трудовой коллектив: право распоряжения производственными активами (право владения – у государства)
      • Стимулы к инвестициям в дополнительные производственные мощности?
    • Трудовой коллектив: право на остаточный доход
      • Смещение в распределении прибыли
    • Трудовой коллектив: право управления фирмой
      • Возможность влияния на инвестиционные решения


Последствия

  • Безработица

  • Инфляция

    • Специфика инвестиционных решений в югославской фирме
  • Низкие стимулы к инновациям



Предприятие в плановой экономике



Эффект храповика

  • Берлинер (1952): использование текущей результативности предприятия для определения будущих плановых показателей может приводить к намеренному сокрытию информации о его реальной продуктивности

  • Есть ли в рыночной экономике? ( неоднозначные последствия сдельной оплаты труда)

  • Почему в наибольшей степени проявляется в плановой экономике?



Мягкое бюджетное ограничение



Мягкое бюджетное ограничение





Эффект храповика и мягкое бюджетное ограничение

  • Проблема достоверности обещаний (commitment problem): что общего в феноменах эффекта храповика и мягкого бюджетного ограничения?

    • Неубедительность обещаний
    • Неубедительность угроз
  • Рост стимулов государства к изъятию ресурсов у эффективных фирм при намерении рефинансировать неэффективные фирмы