velikol.ru
1

Литературно-музыкальная композиция, посвященная авторской песне.

(Внеклассный урок литературы в 11 классе).

Цель: знакомство с миром бардовской песни;

развитию творческих способностей учащихся;

Задачи: показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;

показать, что жанр бардовской песни – это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;

показать, что жанр данной песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Оборудование: гитара, тексты песен, мультимедийное сопровождение.

^ Ход мероприятия:

Здравствуйте! Я рада, что сегодня нам выпала возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару. Наше мероприятие посвящается авторской песне, ее еще называют самодеятельной песней, бардовской.

Эржена Х. Гитара опять не хочет молчать, поет ночами лунными,

Как в юность мою, своими семью серебряными струнами.

Лера В. Порой бывает трудно объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Скажем, эти: «Время выбрало нас» - нечто пафосное, возвышенное, или – «времена не выбирают»- это уже что-то свое тихое, настоящее. Поэтическое.

Тумэн. Странно, что пафос и интим так легко объединяются, когда речь заходит об авторской песне. И так легко это объяснимо: в годы пафоса очень хочется человеческого. что может быть важнее человеческого понимания? Это великий дар – любить и понимать человека, уметь разделить с ним радость и горе, не стесняться проявлять доброту, которой так не хватает в наш ожесточенный век.

Эржена: Мы не волшебники, мы только учимся, и сегодня – это проба пера: наше видение авторской песни, наше понимание ее, наши знания о ней.

Лера: чуть-чуть теории. Теория авторской песни – дело тонкое, как все, связанное с творчеством. Есть аналоги авторской песне в мировой практике? Американская песня протеста? Французкий шансон? Пожалуй, прямых аналогов нет. В основе авторской песни – проблемы: собственные, друзей, страны. Или картины жизни: собственной. Друзей. Страны. Видите как широк диапозон? От Я до Мы. А ведь надо уметь говорить Мы так, чтобы мы были согласны с этим. Значит, главное достоинство барда – умение выразить общие настроения, чувства, мысли, идеи.

Учитель: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной. Расскажу одну притчу.

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить знание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

Алеша (читает стих-е):

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Руслан: Поэтический «бум» времен оттепели, интерес к поэзии, к лирике нашел выражение в явлении так называемой «авторской песни». Она становится общественным движением 50 – 90-х годов 20 века, существует она и сегодня. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями. «Атлантами» зачастую называют первое поколение бардов. Их песни – золотой фонд жанра, а сами они и сейчас пользуются огромной популярностью.

Цырена Базаровна(исполнение песни Б.Окуджава «Грузинская песня»)

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,

Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.

Царь небесный пошлет мне прощенье за прегрешенья…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,

В черно-белом своем преклоню перед нею главу,

И заслушаюсь я, и умру от любви и печали…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


И когда заклубится закат, по углам залетая,

Пусть опять и опять предо мною плывут в наяву

Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


Сейчас вы прослушали «Грузинскую песню», которую сочинил Булат Окуджава, а исполнил нам ее сейчас ...

Сообщение Цыдыповой Даримы и Ивановой Тани о Б.Окуджава 11 класс?.

Баин: Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое, что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу В.Высоцкий: «Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать так, чтобы она влезла в уши и в душу одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу…вдушу она должна сразу входить».

Сообщение Лапшаковой Н. и Дондуповой Б. о В.Высоцком

Учитель: 70-е годы принесли в жанр волну авторов, которые не писали, а использовали для создания песен чужие. В большинстве своем это были малоизвестные стихи очень известных поэтов: Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского: некоторые стихи этих авторов, ставшие потом песнями, разбудили у многих интерес к поэзии вообще. К хорошей поэзии настоящих поэтов. Но - что опять же относится к феномену авторской песни – одновременно пользовались не меньшей популярностью. Выручала, видимо, все те же искренность, открытость и незащищенность души.

Игорь Д. (стихотворение Иннокентия Анненского «Моя звезда»

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя.

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что мне темно с другими.


И если мне на сердце тяжело,

Я у нее одной ищу ответа…

Не потому, что от нее светло,

А потому, что с ней не надо света.


Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя.

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что мне темно с другими.


Эржена: Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки.

Баин: Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

Тышкенова Света и Саян Самбялов исполняют песню группы «Аквариум» «Город»

Под небом голубым есть город золотой,

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, все травы да цветы.

Гуляют там животные невиданной красы.

припев:

Одно – как желтый огнегривй лев,

Другое – вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.


А в небе голубом горит одна звезда.

Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.

Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят.

Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,

И синий вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

Учитель: Чтобы определить, относится ли данная песня к бардовской, является не то, что человек, профессиональный музыкант, композитор, поэт или непрофессионал написал саму музыку, слова и сам же ее исполняет Главным является то, какова сама песня.

Эржена: Если за песней, за исполнением чувствуется мысль, образ, если песня находит отклик в сердце, вызывая эмоциональное сопереживание, и если эти сопереживания глубокие, добрые, светлые, то это песня бардовская, независимо от того, исполняется она автором или другим исполнителем, под гитару или под оркестровое сопровождение, поет ли ее рок-группа, эстрадный певец или непрофессионал – все это не так важно. Главное – это сама песня и величина резонанса в сердце слушателя.

Каждому – свое и каждому времени и настроению – своя песня. Ведь люди разные, и то, что увидит, почувствует и услышит один, не поймет другой, и то, над чем улыбнется один, вызовет умиленную радость и слезы у другого. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, любовных песен, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать.

Саян и Света исполняют песню «Я молчу»

Учитель: Закончу наш урок словами В.Высоцкого: « для авторской песни нужно: ваши глаза, уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание – услышать».

Все поют песню «Изгиб гитары» (начинают первый куплет Света и Саян)



1

Здравствуйте! Я рада, что сегодня нам выпала возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару. Наше мероприятие посвящается авторской песне, ее еще называют самодеятельной песней, бардовской.

^ Юля Ж. Гитара опять не хочет молчать, поет ночами лунными,

Как в юность мою, своими семью серебряными струнами.

Байгалма Ш. Порой бывает трудно объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Скажем, эти: «Время выбрало нас» - нечто пафосное, возвышенное, или – «времена не выбирают»- это уже что-то свое тихое, настоящее. Поэтическое.

Буянто. Странно, что пафос и интим так легко объединяются, когда речь заходит об авторской песне. И так легко это объяснимо: в годы пафоса очень хочется человеческого. что может быть важнее человеческого понимания? Это великий дар – любить и понимать человека, уметь разделить с ним радость и горе, не стесняться проявлять доброту, которой так не хватает в наш ожесточенный век.

Юля: Мы не волшебники, мы только учимся, и сегодня – это проба пера: наше видение авторской песни, наше понимание ее, наши знания о ней.


2

Байгалма: чуть-чуть теории. Теория авторской песни – дело тонкое, как все, связанное с творчеством. Есть аналоги авторской песне в мировой практике? Американская песня протеста? Французкий шансон? Пожалуй, прямых аналогов нет. В основе авторской песни – проблемы: собственные, друзей, страны. Или картины жизни: собственной. Друзей. Страны. Видите как широк диапозон? От Я до Мы. А ведь надо уметь говорить Мы так, чтобы мы были согласны с этим. Значит, главное достоинство барда – умение выразить общие настроения, чувства, мысли, идеи.

Учитель: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной. Расскажу одну притчу.

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить знание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.


3

Света (читает стих-е):

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Эрдэм: Поэтический «бум» времен оттепели, интерес к поэзии, к лирике нашел выражение в явлении так называемой «авторской песни». Она становится общественным движением 50 – 90-х годов 20 века, существует она и сегодня. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями. «Атлантами» зачастую называют первое поколение бардов. Их песни – золотой фонд жанра, а сами они и сейчас пользуются огромной популярностью.


4

^ Саян (исполнение песни Б.Окуджава «Грузинская песня»)

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,

Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.

Царь небесный пошлет мне прощенье за прегрешенья…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,

В черно-белом своем преклоню перед нею главу,

И заслушаюсь я, и умру от любви и печали…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?


И когда заклубится закат, по углам залетая,

Пусть опять и опять предо мною плывут в наяву

Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?





5

Сейчас вы прослушали «Грузинскую песню», которую сочинил Булат Окуджава, а исполнил нам ее сейчас Саян Самбялов.

^ Сообщение Цыдыповой Даримы и Ивановой Тани о Б.Окуджава.

Бато: Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое, что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу В.Высоцкий: «Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать так, чтобы она влезла в уши и в душу одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу…в душу она должна сразу входить».

^ Сообщение Лапшаковой Н. и Дондуповой Б. о В.Высоцком


6

Учитель: 70-е годы принесли в жанр волну авторов, которые не писали, а использовали для создания песен чужие. В большинстве своем это были малоизвестные стихи очень известных поэтов: Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского: некоторые стихи этих авторов, ставшие потом песнями, разбудили у многих интерес к поэзии вообще. К хорошей поэзии настоящих поэтов. Но - что опять же относится к феномену авторской песни – одновременно пользовались не меньшей популярностью. Выручала, видимо, все те же искренность, открытость и незащищенность души.

^ Цыбиков Буянто (стихотворение Иннокентия Анненского «Моя звезда»

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя.

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что мне темно с другим.


И если мне на сердце тяжело,

Я у нее одной ищу ответа…

Не потому, что от нее светло,

А потому, что с ней не надо света.


Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя.

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что мне темно с другим.


7

Юля: Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки.

Бато: Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

^ Тышкенова Света и Саян Самбялов исполняют песню группы «Аквариум» «Город»

Под небом голубым есть город золотой,

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, все травы да цветы.

Гуляют там животные невиданной красы.

припев:

Одно – как желтый огнегривй лев,

Другое – вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.


А в небе голубом горит одна звезда.

Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.

Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят.

Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,

И синий вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.


8

Учитель: Чтобы определить, относится ли данная песня к бардовской, является не то, что человек, профессиональный музыкант, композитор, поэт или непрофессионал написал саму музыку, слова и сам же ее исполняет Главным является то, какова сама песня.

Юля: Если за песней, за исполнением чувствуется мысль, образ, если песня находит отклик в сердце, вызывая эмоциональное сопереживание, и если эти сопереживания глубокие, добрые, светлые, то это песня бардовская, независимо от того, исполняется она автором или другим исполнителем, под гитару или под оркестровое сопровождение, поет ли ее рок-группа, эстрадный певец или непрофессионал – все это не так важно. Главное – это сама песня и величина резонанса в сердце слушателя.

^ Саян и Света исполняют песню «Я молчу»

Учитель: Закончу наш урок словами В.Высоцкого: « для авторской песни нужно: ваши глаза, уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание – услышать».

^ Все поют песню «Изгиб гитары» (начинают первый куплет Света и Саян)



1. Юля Ж. Гитара опять не хочет молчать, поет ночами лунными,

Как в юность мою, своими семью серебряными струнами.

2. (После Буянто). Мы не волшебники, мы только учимся, и сегодня – это проба пера: наше видение авторской песни, наше понимание ее, наши знания о ней.

^ 3. (После стих. Буянто) Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки.

^ 4.(П/е И.Юрьевны)

Если за песней, за исполнением чувствуется мысль, образ, если песня находит отклик в сердце, вызывая эмоциональное сопереживание, и если эти сопереживания глубокие, добрые, светлые, то это песня бардовская, независимо от того, исполняется она автором или другим исполнителем, под гитару или под оркестровое сопровождение, поет ли ее рок-группа, эстрадный певец или непрофессионал – все это не так важно. Главное – это сама песня и величина резонанса в сердце слушателя.

Байгалма Ш.

1.(П/е Юли) Порой бывает трудно объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Скажем, эти: «Время выбрало нас» - нечто пафосное, возвышенное, или – «времена не выбирают»- это уже что-то свое тихое, настоящее. Поэтическое.

2. (П/е Юли) Чуть-чуть теории. Теория авторской песни – дело тонкое, как все, связанное с творчеством. Есть аналоги авторской песне в мировой практике? Американская песня протеста? Французкий шансон? Пожалуй, прямых аналогов нет. В основе авторской песни – проблемы: собственные, друзей, страны. Или картины жизни: собственной. Друзей. Страны. Видите как широк диапозон? От Я до Мы. А ведь надо уметь говорить Мы так, чтобы мы были согласны с этим. Значит, главное достоинство барда – умение выразить общие настроения, чувства, мысли, идеи.





^ Эрдэм: (П/е стих-я Светы)Поэтический «бум» времен оттепели, интерес к поэзии, к лирике нашел выражение в явлении так называемой «авторской песни». Она становится общественным движением 50 – 90-х годов 20 века, существует она и сегодня. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями. «Атлантами» зачастую называют первое поколение бардов. Их песни – золотой фонд жанра, а сами они и сейчас пользуются огромной популярностью.



^ Бато: (П/е сообщения Ц.Даримы)

1. Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое, что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу В.Высоцкий: «Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать так, чтобы она влезла в уши и в душу одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу…в душу она должна сразу входить».

2. (П/е Юли) Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.