velikol.ru
1

Ломоносов и атомно-молекулярное учение.



Цели. Образовательные. Обобщить, закрепить и систематизировать полученные ранее знания о веществах, явлениях. Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова, подчеркнуть значение его работ в становлении атомно-молекулярного учения.

Развивающие. Развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал. Совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении лабораторных опытов, развивать умения работать в группах.

Воспитательные. Воспитывать добросовестное отношение к учению, желанию учить химию.

Оборудование. 1. Портреты ученых. Высказывания М.В. Ломоносова и о Ломоносове. (плакаты); фрагменты видеофильмов «Закон сохранения массы веществ».

2. Набор простых и сложных веществ в склянках.

3. Оборудование для демонстрации опытов, иллюстрирующих физические и химические явления: цилиндр с водой, КMnО4; Стеклянная трубка; вода в стакане; дихромат аммония.


Ход урока.

  1. 19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова – великого сына русского народа. Чувство особого уважения и гордости вызывает имя М.В. Ломоносова.

Ученый – естествоиспытатель, поэт, художник, историк. Зачитываю текст с плакатов со словами А.С. Пушкина: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом», слова С.И. Вавилова «Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы ни проник светлый ум Ломоносова». « Достигнутое им одним в области физики, химии, астрологии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой академии».

  1. На дом вам было дано задание: найти материал о научных работах, достижениях, увлечениях М.В. Ломоносова. Сообщения учащихся.

1. М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 гю в деревне Денисовке близ г. Холмогоры, недалеко от Архангельска, в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.

Во время путешествий со своим отцом на судне «Чайка» Ломоносов знакомился не только с могучей северной природой, но и с производством, например с соляными варницами Белого моря. Первыми учителями Ломоносова были могучая природа и неустанный человеческий труд.

2.Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года. В 1731 году Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Учиться было очень трудно и голодно. Слова Ломоносова «Учимся на один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет науку не оставил».

3. В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен для продолжения учебы в Петербургскую академию наук. Через год он едет в Германию изучать горное дело. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силую понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшую страстию сей души, наполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал, и все проник….» (А.С. Пушкин).

  1. «Михаил Васильевич Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он… сам был первым нашим университетом (А.С. Пушкин). Ломоносов многое сделал для преобразования русского языка. Он писал: «Языка нашего небесна красота..». Впервые вел слова; атмосфера, барометр, горизонт, градусник, диаметр, микроскоп, метеорология, оптика, автограф, периферия, селитра, кислота, опыт, явление, квадрат, чертеж, явление, земная ось, формула.

5. В. Ломоносов больше всех наук любил химию. Он говорил: «Моя химия – физическая». В 1748 г. Ломоносов создает первую в России лабораторию, в которой проводит опыты и делает открытия. В этом же году ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения: « Все перемены в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому…Сей всеобщий закон простирается и в самые правила движения…».

  1. О достижениях химии говорил: « Широко распространяет руки свои химия в дела человеческие…

« В земное недро ты, химия,

Проникни взора остротой

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой…».


  1. В 1761г., проводя астрологические наблюдения, Ломоносов установил наличие атмосферы на Венере. Он изобрел « ночезрительную» трубу для видения в темноте (на современном языке это прибор для ночного видения).

Много Ломоносов работал в области стекловарения. Раскрыл секрет изготовления окрашенных стекол, выполнил мозаичную картину «Полтавская баталия», на которую было израсходовано 900 000 штук цветных стекол.

В своей книге «Первые основания металлургии и рудное дело» он научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд.

  1. Сегодня мы продолжаем изучать закон сохранения массы веществ, сформулированный М.В. Ломоносовым.

1. Каков смысл этого закона? – ответы учащихся и демонстрация фильма «Закон сохранения массы веществ». Где он применяется на практике? Ответы учащихся. С его помощью мы расставляем коэффициенты в уравнениях реакций.

На экране проецируются схемы уравнений реакций для трех вариантов – рядов учащихся.


I ряд II ряд III ряд


P+O2 -> P2O5 Al+O2 -> Al2O3 N2+H2 ->NH3

CO+O2 -> CO2 Na+O2 -> Na2O S+O2 ->SO3

Al+HCl -> AlCl3+H2 Fe+CuCl2 -> Cu+FeCl3 Al(OH)3 ->Al2O3+H2O

KClO3 -> KCl+O2 P2O5+H2O -> H3PO4 KMnO4 -> K2MnO4+MnO2+O2


Какой ряд быстрее справится с заданием; выходить можно только один раз.

2. Ломоносов ввел понятие « формула» в русский язык. Что показывает химическая формула? – ответ учащихся.

Задание для наших рядов – команд. Кто быстрее составит формулы?


I ряд - оксиды II ряд - хлориды III ряд – сульфиды


Na; Mq; AL; C (IV); P (V); Cr (VI); Mn (VII).

3. Ломоносов говорил с большой любовью « моя физическая химия». А какие вы знаете физические и химические явления? Ответы учащихся. Чем они отличаются?

Да, при химических явлениях образуются новые вещества из тех же атомов, которые входили в состав исходных молекул.

4. Значит, вещества состоят из молекул и атомов. Какие вещества вы знаете? – ответы учащихся.

Мини – химический диктант: I столбик – простые вещества;

II столбик – сложные вещества.

Хлорид меди (II); сульфид магния; азот; алюминий; оксид железа (II); цинк; сульфат калия; водород; фосфор; оксид углерода (IV); вода.

Зачитываем и даем определение простым и сложным веществам.

- Из атомов одного вида; из разных атомов.

5. А какие доказательства имеются, которые подтверждают сосуществование молекул и атомов?

Что вы знаете из истории физики? (Броуновское движение, диффузия проводится демонстрация с использованием микроскопа с кристаллом КМnО4).

На фоне чтения стихотворения из книги Бородачевой « Лирическая физика»:

« Изящная мельчайшая

частица вещества – в ионный

микроскоп видна она едва!

Колеблется и вертится,

На месте не стоит….

И коль с подобной встретится –

Как мячик отлетит ».

Все эти явления объясняли ученые до Ломоносова, как объяснить, что образовались новые вещества при химических реакциях?


  1. Это объяснение дало атомно – молекулярное учение, основные положения которого были сформулированы М.В. Ломоносовым.

  2. 1. А всеобщее признание это учение получило в середине 19 века, благодаря работам английского ученого Джона Дальтона. Он ввел в науку понятие атомной массы (вес).

2. В чем сущность атомно – молекулярного учения?

      • Вы узнаете из материала учебника на стр. 55, параграф 12- 3 мин.

      • проговариваем эти положения, затем выполните упражнение № 1 (а) стр. 56. 2Н2О=2Н2+О2

Поясните эту запись с помощью рисунка.

  1. В чем значение атомно-молекулярного учения?

С высоты современной науки основные положения атомно – молекулярного учения выглядят простыми истинами. Но не стоит забывать, что на решение этих сложных вопросов наука потратила 2000 лет. Создание атомно-молекулярного учения знаменовало собой переход к современному этапу развития химии, способствовало возникновению новых идей, теорий, а также открытию многих научных законов; микрочастиц (нанохимия).

  1. В заключении как подтверждение атомно - молекулярного учения, а также сохранения закона сохранения массы веществ мы понаблюдаем за реакцией разложения дихромата аммония, а дома Вам предстоит составить уравнение этой реакции и объяснить ее с точки зрения этих законов. Формула исходного вещества (NH4)2Cr2O7, после разложения образуются продукты: твердый оксид хрома(III); газ; азот и вода. М.В. Ломоносов – гордость русского народа. Память о нем чтит весь цивилизованный мир. Именем М.В. Ломоносова названы:

в Москве – университет; проспект; музей Российской академии наук; московская государственная академия тонкой химической технологии;

в Санкт-Петербурге – площадь;

в Архангельске – район, проспект, театр, библиотека, пед. Институт. Город Ломоносов (ранее Ораненбаум); кратер на Луне; хребет в Северном Ледовитом океане; полуостров в Приморье; течение в Атлантическом океане; вулкан на Курилах; гора на Новой Земле и т.д.

Домашнее задание записано на доске: по учебнику параграф.


Учитель химии школы № 1908 Родичева Тамара Михайловна