velikol.ru
1

Л.В. Пелленен

кафедра массовой коммуникации факультета журналистики ЮУрГУ,

Челябинск, Россия

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


В промышленном PR интегральной характеристикой предприятия можно считать его промышленный потенциал. Экономико-географическое положение предприятия, как компонент промышленного потенциала, дает целый ряд возможностей, в том числе и для PR-сопровождения деятельности промышленного предприятия. Возникающие в этой связи проблемы и задачи PR-специалиста рассмотрены в данной работе.


Каждое из направлений PR-сопровождения деятельности промышленного предприятия требует от PR-специалиста знания основных характеристик базисного субъекта PR. Причем здесь речь идет не столько о функционально-стратегическом субъекте (заказчике), сколько о предметном базисном субъекте, то есть о совокупности представлений обо всех аспектах функционирования предприятия.

Напомним, что по классификации М.А. Шишкиной «базисные субъекты…могут быть подразделе­ны на две группы — предметные базисные субъек­ты, те, кому (или чему) делается РR, и функциональ­но-стратегические базисные субъекты, те, для кого делается РR. Предметные базисные субъекты получили та­кое название, потому что именно они формируют ос­новные параметры предмета данной РR-деятельно­сти, поскольку ее цель связана с оптимизацией коммуникативного пространства и формированием системы эффективных публичных дискурсов, осуще­ствляемых для них» [6, с. 78].

Проблема заключается в том, что до настоящего времени (очевидно, в силу молодости PR как самостоятельного вида деятельности) не создано универсального подхода к описанию предметного базисного субъекта PR. Поэтому в разных сферах человеческой деятельности набор предлагаемых характеристик различен.

В сфере промышленности наиболее универсальной характеристикой можно считать промышленный потенциал. За основу формулировки промышленного потенциала примем предлагаемое в «Современном экономическом словаре» определение производственного потенциала [5, с.267], дополнив его для полноты картины рядом компонентов.

Итак, под промышленным потенциалом (страны, области, предприятия) мы будем понимать имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов.

В свою очередь к основным факторам производства (иными словами, к основным ресурсам производственной деятельности) относятся четыре компонента: земля, труд, капитал, предпринимательство [5, с.363]. Таким образом, вводимое нами понятие промышленного потенциала шире, чем понятие «производственный потенциал», так как к последнему относят лишь трудовые ресурсы и производственные мощности с учетом влияния формы собственности на средства труда и объема инвестиций [4, с.127]. На наш взгляд представляется целесообразным дополнить список составляющих потенциала с учетом вышеназванных факторов производства.

В качестве составляющих промышленного потенциала предприятия логично учитывать следующие показатели: экономико-географическое положение (ЭГП); природные условия и ресурсы; трудовые ресурсы; основные фонды и производственные мощности; формы общественной организации производства; объем инвестиций, направляемых на поддержание и обновление основных фондов; форму собственности на средства производства (влияющую на активность предпринимательства); конкурентоспособность предприятия и его продукции. Очевидно, что первая и вторая составляющие характеризуют такой фактор производство, как «земля». Трудовые ресурсы характеризуют «труд». Основные фонды, формы общественной организации производства и объем инвестиции говорят о состоянии производственного и финансового капитала. Форма собственности на средства производства и конкурентоспособность влияют на такой фактор, как предпринимательство.

Итак, промышленный потенциал можно считать интегральной характеристикой, достаточно полно описывающей специфику предметного базисного субъекта PR. Каждая из составляющих промышленного потенциала в свою очередь характеризует важный аспект деятельности предприятия.

Ниже на примере первой из составляющих – ЭГП – рассмотрим значение данных характеристик в деятельности PR-специалиста промышленного предприятия.

В нашем случае экономико-географическое положение (ЭГП) – это пространственное расположение какого-либо хо­зяйственного объекта относительно других объектов либо местностей, с которыми наш хозяйственный объект связан в процессе производства продукции. Элементами ЭГП можно считать положение по отношению к путям сообще­ния (транспортно-географическое положение), положение по отношению к источникам снабжения, положение по отношению к источникам пополнения рабочей силой, положение по отношению к местам сбыта [1, с.26]. ЭГП любого предприятия уникально. Как свидетельствует экономическая география: «и физико-географическое, и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально, неповторимо. Место, которое занимает предприятие не толь­ко индивидуально само по себе (в системе географичес­ких координат), но и в своем пространственном окру­жении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Сле­довательно, мест с одинаковым географическим поло­жением нет» [1, с.56].

Все элементы ЭГП – это находящиеся на определенном расстоянии друг от друга объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сы­рья, топлива и т. п.). А расстояние (пространство) преодолевается с помощью транспорта, что создает определенный уровень транспортных издержек. Стремление снизить транспортные издержки несомненно влияет на размещение производительных сил в экономической системе. Во всяком случае, следует стремиться к минимизации этих издержек. Следовательно, оценку ЭГП, как одной из характеристик, свидетельствующих о благоприятных возможностях предприятия, чаще всего проводят именно с точки зрения транспортных издержек. Ведь и сырье, и оборудование, и готовая продукция помимо собственной цены имеют еще и цену транспортировки. Вспомним известную русскую пословицу: «за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз». Здесь интересно привести в качестве примера небольшой фрагмент из книги известного экономиста А.П. Паршева. Он анализирует возможности России в отношении перевозки своей продукции разными видами транспорта: «Самый дешевый вид транспорта - морской. Имен­но его у нас нет. Следующий по дешевизне - речной. Доступ к внутренним районам Индии, Китая или Аргентины возможен даже на океанских судах довольно далеко в глубь материка, по рекам, каналам, озерам и водохранилищам. И Панамский канал в основном идет по пресноводным водоемам. А у нас дешевых незамерзающих водных путей то­же нет, в последние годы и замерзающие выходят из строя…Пока в нашей стране соотношение себестоимости по видам транспорта несколько парадоксально: так, по ценам 1994 года грузовой тариф для морского транспорта - 91,8 руб. за 10 тоннокилометров (ткм), для речного - 152,6 руб., для железнодорожного ­118,8 руб., для автомобильного - 1330,4 руб., воз­душного - 6628,1 руб» [3, с.74-75].

А вот что пишет А.П. Паршев о стоимости сырья для отечественных предприятий: «Может быть, в России российское сырье дешевле хотя бы потому, что ближе? А вот и нет. К сожалению, с точки зрения транспортных расходов, источники сырья для рос­сийской промышленности не ближе, чем для западно-ев­ропейской или южно-азиатской. Российское сырье нахо­дится в Азии, а российские промышленность и рабочие - в основном в Европе.

Беда в том, что сухопутный транспорт существенно, на порядок, дороже морского, и отвезти морем нориль­ский никель в Лондон и даже Куала-Лумпур не дороже, а дешевле, чем в Москву, из-за перевалки и длинного железнодорожного плеча. Морские транспортные тари­фы в мире на порядок ниже любых сухопутных.

Если построить условную карту мира, на которой расстояния от источников сырья до потребителей будут заменены на стоимость доставки, то все океаны "стя­нутся" в небольшое пятно, и все приморские страны окажутся рядом друг с другом, зато центр России будет значительно удален от всех стран мира.

Доставка даже тюменской нефти в центр России обхо­дится в принципе ненамного дешевле, чем в Западную Ев­ропу. Таким образом, "свои" ресурсы для каждого кон­кретного пользователя не будут более дешевыми, чем для других, иностранных, потребителей» [3, с.54].

Оценка ЭГП может быть благоприятной или неблагоприятной, выгодной или невыгодной, удобной или неудобной. Речь идет не только о констатации существующего ЭГП объекта, но и о сознательном выборе места размещения будущего предприятия. Неудобное с точки зрения сиюминутной экономической выгоды ЭГП может быть выбрано в тех случаях, когда в размещение новых производств вмешиваются соображения внеэкономического порядка (политические, идеологические). PR-специалисту крайне важно знать историческую ретроспективу и понимать, почему и для каких социально-значимых потребностей было выбрано в свое время ЭГП его предприятия. Так, например, строительство Челябинского металлургического комбината (производство специальных сталей и сплавов) в относительном удалении от мест залегания запасов железорудного сырья, легирующих элементов, коксующихся углей на Першинской площадке было вызвано необходимостью вывести это столь необходимое в военных целях производство подальше от линии фронта, под защиту Уральского хребта. Ведь челябинская сталь в годы Великой отечественной войны была в каждом пятом снаряде, в каждом третьем самолете. Таким образом, ЭГП предприятия в данном случае определили соображения обороноспособности страны. А в мирной жизни такое ЭГП – вдали от сырьевых баз (рудных и угольных), вдали от морских портов, открывающих дешевый путь экспорту – и неблагоприятно, и невыгодно.

Вообще, в СССР по сравнению с современным взглядом на рациональное размещение производительных сил, главным было пропорциональное развитие всей территории страны, а экономическая эффективность отдельных предприятий была вторична. («Эффективность — относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» [5, с.412]. Теперь, напротив, именно благоприятное соотношение издержек и прибыли становится главным условием выживания в условиях рынка.

Все это плавно подводит нас к мысли о том, что ЭГП и все его элементы имеют свойство существенно изменяться как во времени, так и в пространстве, так как зависят: от способа производства; от уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии; от состояня земной коры (исчерпываемость ресурсов); от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории. Наиболее быстро изменяющимся является транспортно-географическое положение. На примере Австралии можно проследить, как сказались на ЭГП территории совершенствование техники и средств сообщения. Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Напри­мер, ослаблением роли или утратой экономического зна­чения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребитель­ского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, уси­лением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.

Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно меняло ось и в разные перио­ды времени его можно было оценить как весьма удоб­ное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья – своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены были использовать при­возное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, До­нецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; на­конец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторожде­ний и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украи­на, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью же­лезнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет. Таким образом, в ходе исторического развития эко­номико-географическое положение любой местности, страны или района, населенного пункта, хозяйственно­го объекта может в корне измениться [1, с.30].

Подводя итог, отметим основные проблемы, возникающие в связи с ЭГП в аспекте PR-сопровождения деятельности предприятия: неблагоприятное ЭГП мешает экономическому функционированию объекта, снижает его ценность в глазах возможных инвесторов, отрицательно влияет на перспективы развития.

Можно сформулировать ряд задач PR-специалиста в этой связи. Эти задачи уместно разделить на три блока в соответствии с реализуемыми функциями PR-отдела.

Аналитический блок:

– выявить исторические причины, обусловившие современное ЭГП предприятия;

– проанализировать соотношение его элементов;

– отметить тенденции, касающиеся тех факторов, которые влияют на ЭГП;

– уяснить для себя перспективы возможных изменений в оценке ЭГП данного предприятия.

Творческий блок:

– разработать основную PR-информацию: историю создания предприятия, бэкграундер, пресс-релиз. Напомним, что «PR-информация – это тип социальной информации, которая производится в процессе деятельности социального субъекта (фирмы, организации, персоны) – базисного субъекта PR, распространяется по его инициативе, отражает в оптимизированном виде значимые факты его деятельности данного субъекта, предназначена для определенного сегмента общественности и служит целям формирования эффективном коммуникационной среды данного социального субъекта» [2, с.25]. Таким образом, представление об ЭГП должно быть оптимизировано, факты выбраны селективно и главное, релевантно, то есть отвечать основным интересам и ценностям целевых аудиторий. Необходимо найти положительные моменты в сегодняшнем положении, либо исторических причинах, либо в перспективах.

Информационный блок:

— распространение информации для целевых групп общественности на основе подготовленных концептуальных документов. При этом важно учитывать специфические характеристики отдельных целевых аудиторий. Например, то, что представляется значимым для местного населения может быть совсем неважным для инвесторов и деловых партнеров.

Итак, мы убедились, что экономико-географическое положение (ЭГП), как составная часть промышленного потенциала, действительно предоставляет целый ряд возможностей для организации продуктивного PR-сопровождения деятельности предприятия. Полагаем, что опыт подобного анализа может быть полезным в деятельности практикующих PR-специалистов, а также при разработке курсов дисциплин специализации вузов в сфере связей с общественностью.

Ссылки

1. Желтиков, В. П. Экономическая география : учеб. пособие / В. П. Желтиков, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Тяглов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. –384 с.

2. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. – 254 с.

3. Паршев, А. П. Почему Россия не Америка / А. П. Паршев. – М.: Крымский мост-9д, 2003. – 412 с.

4. Пелих, А. С. Экономика отрасли: Учеб. пособие / А. С. Пелих. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

5. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: Инфра-М, 1998. – 479 с.

6. Шишкина, М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина. – СПб.: Паллада-медиа, 2002. – 444 с.