velikol.ru
1

Мастер-класс по теме «Технология развития критического мышления»


Цели: развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков; формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.
Формы и методы работы: беседа, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков. В работе также будут использованы компьютерная презентация и раздаточные материалы.
По окончании мастер-класса участники:

  • получат знания и навыки по развитию критического мышления;

  • смогут создавать проекты уроков по новой технологии;

  • научатся использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике.

"Есть три типа людей: первые умеют что-то делать, вторые - умеют научить что-то делать, а третьи только и делают, что "учат жить" и первых, и вторых…  Я приветствую тех: кто умеет - поделитесь, кто может - научите…"

Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В работе К. Селевко их описано свыше 50.

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии.

Сегодня я бы хотела остановиться на технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления является универсальной. Нам придется обратиться к собственному педагогическому опыту.
Мы будем считать достигнутыми цели мастер класса в том случае, если наряду с некоторыми ответами у вас появятся новые вопросы. А значит, наш мастер класс продлится в форме сотрудничества.

Для разминки давайте обсудим одно спорное утверждение авторов книги “Развитие критического мышления”.

^ Разрушение стереотипов
Технология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы:
- на уроке нужно оценивать ученика;
- учащийся не должен делать ошибок;
- учитель знает, как и что должен отвечать ученик;
- учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;
- на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ.

Прочтите данные предложения и сделайте маркировку текста по следующей системе:
“V” - галочкой отмечается то, что известно;
“-” - знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающих;
“+” - знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
“?” - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Форма работы: парная. Время: 3 минуты.
2. Стадия вызова.
Предлагаю систематизировать ваши представления о критическом мышлении на отдельном листе, в центре которого пишется тема “Критическое мышление”. Далее в течение 2 минут записываются слова, которые приходят на ум в связи с этой темой (кластер)
Форма работы: индивидуальная.
3. Стадия осмысления
Обменяйтесь листами в парах, примените прием маркировки информации, сравнив записи своих коллег.

Что получилось, зачитайте громко.

Вы можете заметить, как дополнилась ваша схема.

А теперь разделитесь на 4 группы. В группах обсудите следующий текст и промаркируйте его.

Что же такое критическое мышление?
(Из книги Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, Развитие критического мышления)
По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: “А что, если...?” Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Первоначально может возникнуть впечатление, что мнение американских педагогов противоположно бытующему в России представлению о критике как выявлении недостатков. Наверное, это связано со стереотипами поколения 50-70-х годов, воспитанного на партийной литературе.- “Как раз себя надо критиковать самым суровым образом, именно к себе следует прилагать самый строгий масштаб, иначе можно сорваться с ходуль прямо в лужу” (Карл Либкнехт).
Одним из основных достижений школьного обучения П.Ф.Каптерев считал “создание” такого мышления, которое характеризовалось бы следующими доминирующими в нем особенностями: стройностью и цельностью рассуждений, критическим отношением к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательностью, готовностью к самостоятельной работе с целью вырабатывания для себя новых знаний.
Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, включая и ценностную сторону оценки, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия оснований собственных критических суждений. Развитие критического мышления должно осуществляться своевременно и в условиях деятельности, связанной с решением конкретных проблемных познавательных задач.

Форма работы: групповая. Время: 5 минут.
4. Стадия рефлексии.
Внесите необходимые исправления в составленный ранее текст.
Беседа по вопросам:
- Что из прочитанного вами было знакомо?
- Какая информация оказалась новой?
- Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
- Давайте озвучим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.
Примечание: “толстые” вопросы не имеют однозначного ответа, “тонкие” вопросы начинаются со слов “что, когда, где и т.д.”
5. Краткая интерактивная лекция
У нас появились новые вопросы, а значит, мы уже мыслим критически. Давайте познакомимся с теорией.
Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде трёх стадий СЛАЙДЫ № :
I стадия – вызов;
II стадия – осмысление;
III стадия – рефлексия.

Вы заметили, что наша предыдущая работа состояла из трех этапов.

А теперь я вам предлагаю разделиться на 7 групп.

Каждая группа получает задание: текст один, но работа у всех разная. На подготовку 3 минуты.

Приёмы развития критического мышления на уроках позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

И в завершение хочется вам пожелать (музыка): СЛАЙД №

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали, и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.