velikol.ru
1 2 3



Методика обучения и техника выполнения основных видов движений


Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень физического развития. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности.

^ Физическая культура - часть общей культуры, направленная на укрепление здоровья, общества в области физического совершенствования человека.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

^ Физическая подготовленность - соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическое образование - овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

^ Физические упражнения - специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

Здоровье – благоприятные социальные условия, сложенная гармоничная работа органов и систем благоприятного микроклимата.

^ Двигательная деятельность - деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.

Спорт - составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений. (1– с.6)


Метание – движение ациклического типа. Метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесие. Манипуляции с мячом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную.

По данным Е.Г.Леви-Гориневской, только 10% мальчиков и этом возрасте правильно выполняют метание правой рукой. Девочки вовсе не обладают навыками броска. Даже в 4 года умение правильно метать встречается у девочек очень редко. Возможности бросания и ловли предмета на пятом году жизни повышаются в связи с увеличением силовых качеств, развитием координации движений и глазомера. С развитием силы мышц, и том числе плечевого пояса, растет дальность броска ребенка. У ребенка 5—6 лет нарастает длина броска вдаль. Количественные результаты мальчиков и девочек, а также результаты бросания правой и левой рукой незначительны. Исследованиями выявлены высокая корреляционная связь между дальностью метания и кистевой динамометрией, а также с другими признаками физической подготовленности. У мальчиков наиболее ярко эта связь выражена со скоростно-силовыми характеристиками. Точность метания в горизонтальную цель с возрастом oт четырех до семи лет повышается, но метание в вертикальную цел:, удается с трудом. Дифференцировка мышечных усилий повышается у детей с 5 лет под влиянием специальной тренировки и использования зрительно-моторного контроля (17—25 тренировок). А. И. Басаева от­мечает наиболее интенсивный прирост точности движений на на­чальном этапе тренировочного процесса. Упражняя ребенка в ме­тании, необходимо уделять внимание точности движений, осо­бенно на начальных этапах разучивания. Точность оценки направ­ления полета снаряда с возрастом повышается. Под влиянием специальной тренировки растет дальность брос­ка, уменьшается количество грубых ошибок. Таким образом, исследования свидетельствуют, что под воз­действием систематических упражнений количественные и качественные показатели метания улучшаются. Метание проводится на дальность и в цель. Обычно первое пред­шествует второму

Метание на дальность – основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.

Метание в цель – ребенок сосредоточивает свое внимание на попадании в указанный предмет.

Метание из-за головы – ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая – прямая, в упоре на пятку. При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом.

Метание из-за спины через плечо – правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука – вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад. При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой.

Метание прямой рукой сверху – ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом – вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх-назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет.

Метание прямой рукой снизу – ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз-назад, бросок выполняется движением руки вперед-вверх.

Метание прямой рукой сбоку – ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево-вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет.

Метание с 4 шагов – подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага – обычные, третий – скрестный. Правая нога разворачивается носком вправо и становится впереди, перпендикулярно направлению метания. При выполнении третьего шага правая рука с предметом отводится назад. Четвертый шаг – выпад вперед левой ногой, масса тала остается на правой ноге, корпус отведен и повернут вправо, рука до отказа отведена назад – производится бросок.

Метание с разбега – ускоряющийся разбег заканчивается скрестным шагом правой ноги и выпадом левой, т.е. исходным положением для метания. Разбег, скрестный шаг, выпад и бросок производятся одновременно. При метании с разбега дальность броска у детей увеличивается на 2-2,5м. Подготовительной формой метания является бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча (или другого предмета). Бросание осуществляется как обеими руками, так и раздельно пра­вой и левой рукой. Направление броска может быть вверх, в сторо­ны, вперед, в горизонтальную и вертикальную цель. Если детей специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из них преимущественно бросают правой рукой. В возрасте 2,5 лет и старше ребенок постепенно усваивает правильную технику движе­ния при броске на дальность.

Бросание, катание, прокатывание и скатывание мяча или другого предмета – подготовительные формы метания. Бросание осуществляется как обеими руками, так и раздельно правой и левой рукой. Направление броска может быть вверх, в стороны, вперед, в горизонтальную и вертикальную цель. (1 - с.151)

Прокатывание, скатывание, катание выполняется из разных исходных положений: сидя на полу (спина прямая, мяч находится между расставленными ногами в слегка согнутых руках), сидя на стуле, стоя. Сначала воспитатель сам направляет мяч ребенку и учит ловить его. Затем дети катают мяч друг к другу. В и.п. сидя на полу спина должна быть прямая, мяч находится между расставленными ногами в слегка согнутых руках. Ребенок сначала смотрит на того, кому будет катить мяч, затем переводит взгляд на мяч и, наклоняясь вперед, энергично толкает его кистями; после этого выпрямляется и смотрит, как мяч, докатывается до сверстника. При катании сидя на стуле ребенок наклоняется вперед, кистями рук толкает мяч, находящийся между ступнями, и после этого выпрямляется. При катании из положения стоя присаживается на корточки или наклоняется вперед, толкает мяч и тут же встает. Сначала дети катают мяч двумя руками, потом одной – как правой, так и левой. Расстояние постепенно увеличивается от 1 до 1,5-2м. Прокатывание можно сочетать с заданиями. Скатывание мяч с доски можно двумя и одной рукой: ребенок берет его снизу обеими руками (ладони вперед) ,подходит к доске и, став прямо перед ней, толкает мяч так, чтобы он катился до конца доски; при катании одной рукой нужно подойти к доске с боку (справа, если катят левой рукой; слева – если правой), взять мяч снизу (ладонью вперед) и толкнуть его.

Бросание мяча вверх и ловля двумя руками доступны детям с трехлетнего возраста. Бросок выполняют двумя руками снизу вверх перед собой. Ловят мяч двумя руками, не прижимая их к туловищу, руки несколько расставлены. Ребенок старается схватить мяч, зажимая его с двух сторон ладонями рук (слева и справа) или одной рукой сверху, другой – снизу. Можно ловить мяч, подставляя кисти рук ,сложенные чашечкой (пальцы расставлены). И.п. при бросании мяча вверх одной и ловле двумя руками: стойка носки врозь, мяч в одной руке. Бросок делается одной рукой снизу вверх перед собой, при этом ребенок следит глазами за мячом.

Бросание мяча вниз о пол и ловля его. Сначала дается самое простое упражнение. И.п.:стойка ноги врозь, мяч держат в двух слегка согнутых руках, ладони немного расставлены и обращены друг к другу. При броске руки поднимают вверх, затем с силой ударяют мячом о пол. Чем сильнее удар, тем выше отскок мяча. При ловле руки расставлены довольно широко. Когда мяч после отскока начинает падать вниз, его ловят двумя руками (либо прижимая с обеих сторон, либо одной рукой сверху, другой снизу). Ударять о пол можно и одной рукой. И.п. :стойка ноги врозь, рука с мячом внизу. Ребенок сначала поднимает руку на уровень груди ладонью вниз, потом ударяет мячом о пол и затем ловит его двумя руками.

Бросание мяча о стенку используется в старшей и подготовительной группах. При выполнении этого упражнения дети отставляют правую ногу назад и бросают мяч снизу. Бросать и ловить мяч можно как двумя, так и одной рукой, причем с различными дополнительными заданиями: с хлопком, с поворотом кругом, с отскоком мяча от пола. (5 – с. 107)

Лазание – циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2м).

Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогают формированию правильной осанки.

Лазание характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Упражнения в лазании улучшают координацию движений, способствуют совершенствованию функций дыхания и кровообращения, повышают обмен веществ.

При ползании на четвереньках, которое ребенок осваивает на 89-м месяце жизни, так же как и при лазании, укрепляются мышцы спины, брюшного пресса и конечностей. Кроме того, бла­годаря опоре на четыре конечности при ползании происходит разгрузка позвоночника, что очень важно в период роста ребенка.

Сначала дети ползают на животе, а затем на четвереньках, опираясь на ладони и колени. Возникает наиболее совершенная форма ползания: они поочередно переставляют ноги и руки. Постепенно вводится ползание по доске при горизонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну. Помимо этого дети упражняются в проползании под воротца, стул, в подлезании под шнур, воротца, переползании через бревно, скамейки. В целях выпрямления позвоночника после этих упражнений детям предлагается подбросить и поймать мяч, поднять высоко флажок и т.п.

Когда ребенок становится достаточно самостоятельным, ему предлагаются упражнения в лазании по наклонной и вертикаль­ной гимнастической лесенке высотой 1 м.

Исследования, проведенные М.Ю. Кистяковской и 3. С. Уваро­вой, свидетельствуют, что лазание формируется на втором году жизни ребенка. Постепенно у него появляется цикличность в дви­жениях влезания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног. Сначала это регулируется зрительным анализатором, в дальнейшем — кинестетическим. Приставной шаг заменяется сперва смешанным, а затем чередующимся. При обучении чередующийся шаг удается сформировать только у 20% двухлетних детей, у 60''/. трехлетних детей при лазании по наклонной лесенке и у 40 % детей трех лет при лазании по вертикальной лесенке. (1 - с.156)

Ползание на четвереньках с опорой на носки и кисти рук. Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в том же порядке

Ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени. Опора на всю ладонь, пальцы должны быть широко расставлены и направлены вперед. Вся голень, от колена до носка должна лежать на полу, подъем ноги прижат к полу. Ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени.Дошкольников учат ползать на полу на животе разноименным и одноименным способом.

Для ползания на животе разноименным способом надо помочь ребенку встать на колени, опереться о пол руками, выпрямить правую, затем левую ногу и лечь на пол. После этого вытянуть правую руку и одновременно подтянуть к животу колено сильно согнутой левой ноги. Туловище при этом слегка повернуть влево. Затем, сгибая правую руку и разгибая левую ногу, ребенок передвигает тело вперед.

При одноименном способе ползания на животе начинается с правой руки и правой ноги, затем включается левая рука и левая нога и тело передвигается вперед.

Ползание на животе проводится и с помощью только одних рук: попеременно выносят руки вперед, затем, сгибая их в локтях, туловище подтягивают вперед.

Ползание по лежащей на полу веревке выполняется следующим способом: руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги слева и справа от нее; ноги – по веревке, руки слева и справа от нее; руки и ноги – по веревке.

Перед ползанием по скамейке нужно научить детей подниматься на нее разными способами6 подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено; встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено; сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.

При ползании по скамейке (горизонтальной и наклонной) на животе нужно вытянуть руки вперед, захватить края скамейки и тело подтянуть с помощью обеих рук. Подтягивать тело можно и одной рукой: выносится вперед правая рука и туловище подтягивается вперед, затем выносится вперед левая рука и туловище опять подтягивается вперед.

При ползании на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно делать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной.

По бревну можно передвигаться следующим способом: сесть на бревно и продвигаться вперед при помощи рук и ног, а также на четвереньках.

При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.

Подлезание пол препятствие на четвереньках с опорой на предплечья и колени. Руки от кончиков пальцев до локтей должны лежать на полу, Вся голень от колена до носка лежит на полу, подъем ноги прижат к полу, носки выпрямлены, спина прогибается, голова приподнята

Подлезание пол препятствие на четвереньках с опорой на предплечья и колени.


При подлезании ногами вперед сначала передвигается одна нога, потом прогибается спина, затем переставляется вторая нога.

При подлезании правым и левым боком сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

Пролезание в обруч выполняется разными способами: 1. ребенок держит обруч в руках горизонтально ,пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в и.п.; 2. обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.

Для перелезания через бревно, гимнастическую скамейку нужно лечь вдоль предмета на живот и, держась руками, перенести поочередно или одновременно ноги, затем встать; перенести поочередно или одновременно руки ,потом поочередно и одновременно ноги и встать.

Для влезания на предметы применяется с раннего возраста. Сначала учат влезать с помощью рук. Держась за предмет руками ребенок ставит на него поочередно ноги. При слезании он опускает ноги поочередно или спрыгивает с предмета. (5-с.95)

Лазание по гимнастической стенке разноименным способом. Исходное положение – одна нога, например левая, стоит на полу, другая - на первой, самой нижней рейке. Выполнение: правая рука охватывает рейку на уровне головы, левая - ниже, на уровне плеча.

Лазание по гимнастической стенке разноименным способом

Лазание по гимнастической стенке одноименным способом Лазанье с поочередным переносом с рейки на рейку одновременно одноименных руки и ноги, характерно исходное положение – если левая нога стоит на полу, то правая находится на первой рейке, но левая рука находится на уровне головы (выше), а правая охватывает рейку на уровне плеча

Осваивая переход с пролета на пролет гимнастической скамейки переступать приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении. По последнему пролету дети слезают вниз.


По данным А.Д.Удалой, в пятилетнем возрасте чередующийся шаг появляется у ребенка спонтанно, без обучения. Максимальное количество детей, пользующихся этим шагом, наблюдается в возрасте 6—6,5 лет. Однако до 7,5 лет 40% мальчиков и 47% девочек применяют смешанный с преобладанием приставного шага при влезании и особенно при слезании с лестницы. Перекрестная координация движений рук и ног при этом не выявляется. Наибольший прирост скорости при лазание наблюдается в 5—5,5 лет, причем мальчики лазают быстрее, достигая максимума в 7—7,5 лет.

При систематическом обучении дети старшей и подготовитель ной групп лазают быстро и ритмично с выполнением дополни тельных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять флажок, забраться на самый верх трибуны с разбега — игры «Обезьянки и охотники», «Ловишки с лентами» и др.).

Эти упражнения во всех возрастных группах должны непременно проходить под непосредственным постоянным наблюдением воспитателя.

Детям старшего возраста доступно лазание по шесту и канату Это также циклическое движение. Вначале ребенок, стоя вплотную к канату (шесту), совершает хват руками, поднятыми вверх, затем виснет на прямых руках, подтягивает согнутые в коленях ноги и упирается стопами о канат (шест). Затем ребенок выпрямляет ноги, тело подается вверх, руки одновременно сгибаются в локтях. Только после этого совершается перехват каната (шеста) выше головы поочередно каждой рукой. Этим заканчивается цикл при влезании. (1-с.158)

Ползание по-пластунски. Лежа на животе, вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противоположную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании. Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Туловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голову опустить как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, подтянуть туловище.

Перелезание «перевалом» через препятствия высотой 50-60см. Выполняется движение из исходного положения стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернуться вдоль него, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, держась руками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом, выпрямиться.


следующая страница >>