velikol.ru
1

Министерство образования Республики Башкортостан

ГОУ СПО Акъярский горный колледж имени И. Тасимова


Методическая разработка на тему:

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия


Преподаватель химии:

Искакова Г.К.


с. Акъяр 2011

Содержание


стр

1. Общие положения…………………………………………………………………….………….…..3

2. Виды самостоятельных работ…………………………………………………….……….….…4

3. Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях химии…..5

4. Порядок сдачи и защиты рефератов……………………………………………………………....6

5. Содержание и оформление разделов реферата…………………………………………………7

6. Перечень самостоятельных работ по химии…………………………………………………….8

7. Вывод………………………………………………………………………………………………..……9

8. Литература……………………………………………………………………………………………10


Общие положения


В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине химии практикуется следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

  • Лабораторные и практические работы (по разделам общей и неорганической, органической химии);

  • индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, исследовательские работы и др.);

  • тестирование в учебных компьютерных классах разработанных преподавателем;

  • деловая игра;

  • подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

  • отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

  • Изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

  • подготовка к практическим, лабораторным занятиям;

  • выполнение контрольных, самостоятельных работ;

  • выполнение семестровых индивидуальных заданий;

  • подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);

  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, лаборатории химии, во время внеклассных мероприятий, дома.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. 
   Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 30% от всего времени изучаемого цикла. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

   При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 

   Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
готовность студентов к самостоятельному труду;
наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
консультационная помощь.
   Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 


^ 2. Виды самостоятельных работ


В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.


Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

-       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

 

Виды внеаудиторной самостоятельные работы студентов по химии:


1. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы.


2. Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.


3. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.


4. Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне колледжа


5. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов.


6. Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.

7. Изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей.


Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.


^ 3. Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях химии.


1. Доклад-это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы

с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

2. Тема доклада  должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

3. Материалы   при его подготовке, должны соответствовать  научно-методическим требованиям  ССУЗа  и  быть указанны в   докладе.

4. Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.

5. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

6. Работа студента  над докладом-презентацией  включает  отработку навыков ораторства  и умения организовать и проводить  диспут.

7. Студент в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение  ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

8. Студент в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение

самостоятельно  обобщить материал и сделать выводы в заключении.

9. Докладом также  может стать презентация реферата  студента, соответствующая теме занятия.

10. Студент обязан  подготовить и выступить с  докладом в строго отведенное  время преподавателем, и в срок. 

^ Инструкция докладчикам и содокладчикам

    Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь очень многое:

  • сообщать новую информацию

  • использовать технические средства

  • знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара)

  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.;  дискуссия - 10 мин

  • иметь представление о композиционной структуре доклада.

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

      Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название презентации (доклада) 

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета  изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности  подхода 

      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. 
 


 

^ 4. Порядок сдачи и защиты рефератов.    

    1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия

    2. При оценке реферата преподаватель учитывает

  • качество

  • степень самостоятельности студента и проявленную инициативу

  • связность, логичность и грамотность составления

  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

    3. Защита тематического реферата  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

         4. Защита реферата студентом предусматривает 

  • доклад по реферату не более 5-7 минут

  • ответы на вопросы оппонента.

    На  защите запрещено чтение текста реферата.

         5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 


5.Содержание и оформление разделов реферата


          Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

          В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.

          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

          В нижнем поле указывается  год написания реферата.

    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1) /. 


^ 6. Перечень самостоятельных работ по химии







^ Наименование темы самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

Количество часов

Формы выполнения

1

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ.

Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г.

2

Составление уравнений.

2

Составление электронных электрографических формул атомов Х.Э.

Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г.

2

Составление электронных электрографических формул.

3

Металлическая связь. Водородная связь.

Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

2

Сообщение.

4

Составление уравнений гидролиза солей.


Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

2

Составление уравнений.

5

Составление схем электролиза.

Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

2

Составление уравнений.

6

Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору)

Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

2

Реферат

7

Кроссворд «Неорганические вещества».

Издания журнала

« Химия в школе»

2

Составление кроссворда

8

Классификация органических соединений.

Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

2

Доклад

9

Моделирование алканов.

Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г.

2

Моделирование УВ

10

Решение задач.

Ю.М. Ерохин. Решение задач и упражнений. Москва, 2007г.

2

Решение задач.

11

Генетическая связь по теме: Непредельные УВ.

Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г.

2

Составление уравнений

12

Генетическая связь превращения У.В.

Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

2

Составление уравнений

13

"О вреде алкоголя".

Издания журнала

« Химия и жизнь»

2

Сообщение

14

Генетическая связь между УВ.

И.А. Соколова. Химия(тематические тренировочные задания). Москва, 2009г.

2

Составление уравнений

15

Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

Издания журнала

« Химия и жизнь»

2

Сообщения

16

Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах.

Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

1

Сообщения

17

Генетическая связь между органическими соединениями.

И.А. Соколова. Химия (тематические тренировочные задания). Москва, 2009г.

2

Составление уравнений

18

Качественное определение крахмала.

Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г.

2

Исследовательская учебная работа

19

Азотсодержащие органические соединения (по выбору)

Издания журнала

« Химия и жизнь»

2

Доклад

20

Кроссворд « Органические вещества»

Ю.М. Ерохин. Химия. Москва, 2007г.

2

Составление кроссворда.


7. Вывод


Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.


 





Литература.

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.

  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.

  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.

  4. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.

  5. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.