velikol.ru
1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32» города Энгельса Саратовской области


Методическая разработка урока русского языка


Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

2 класс

УМК «Школа России»


Выполнила учитель

начальных классов

Любушкина Л.В.


20 апреля 2011год


Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова, распознавать проверочные слова в группе однокоренных слов;

содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся;

воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в сотрудничестве с другими.



^ Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

ууд

I. Организационный момент

Настрой на урок.

-Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

^ II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

-Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с одним из таких «кирпичиков» (окончание). Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним «кирпичиком», из которого состоит слово. Послушайте сказку.


^ III. Постановка учебной задачи

- Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…

Много ростков появилось от этого слова (перелетный, летчик, вылет, самолет, летать). Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (от дерева отходят ростки, на каждом ростке записано слово)

Прочитайте внимательно слова, может быть, вы мне сами назовете главный «кирпичик» нашего слова, общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (лет)

Открывается корень лет. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Как называются слова, произошедшие от этого корня? (однокоренные)

- Чем же похожи эти слова?

- Попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова).

Слово корень – многозначное. Где в жизни вы встречались с этим словом?

Где можно найти лексическое значение слова? (в словаре)


- Над чем же мы будем работать сегодня? Тема урока? ( будем учиться находить корень, подбирать однокоренные слова, наблюдать за корнями)


^ IV. Первичное закрепление

Работа в группах (6 групп)

- Ребята, а вы хотите вырастить такое же дерево?

Каждая группа получает свой корень (ход, лед, лес, род, дом, цвет). Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

Проверка.

- Так что же вы сделали, чтобы правильно выделить корень? (подбирали однокоренные слова)

- Как по-другому можно назвать однокоренные слова? (родственные)


^ V. Упражнения по развитию мышления

А) Даны три группы слов (на доске)

Гора, горный, пригорок, гореть.

Лес, лесной, лесенка, лесник.

^ Вода, водяной, водитель, подводник.

(3 шага) Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень.


Б) Наблюдение за словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными.

^ Рис - рисовать гора - горе

(Устно) Найти корень.

- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите?


Физминутка

Кроссворд

Образуйте группу слов, связанных со словом рыба.

-небольшая мелкая рыба (рыбка)

-рыбная ловля (рыбалка)

-человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)

-ловить рыбу (рыбачить)

По одному человеку выходят к доске, вписывают слова. Остальные ученики записывают в тетрадь.

Прочитайте слова, сравните их, что в них имеется общего?


^ VI. Упражнение по развитию зоркости. Самостоятельная работа

1. - Прочитайте стихотворение С. Погореловского «Снежная страна»

Поплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

^ У заснеженной реки в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.

- Найдите все «снежные слова». Запишите и выделите корень.

Сколько слов записали? Что интересного заметили, выделяя корни? (чередование снег/снеж)

- Какое лишнее слово вы записали? (снегирь) Почему? Какой же корень будет у этого слова? Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)

- В вашем ряду слов есть еще лишнее слово, оно не является однокоренным, а будет формой слова снег. (Это слово снегам). Докажите, что это не однокоренное слово.

После доказательств появляется таблица

однокоренные слова формы слова

снежок снег

снег снежинка снега

снеговик снегом

о снегах

2. Дифференцированная работа

Ученики сами выбирают задание по силам

I уровень.

Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень

^ Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр -


II уровень.

Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

^ Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.

Проверка. Самопроверка. Поставить на полях соответствующий кружок.


3. Работа в парах.

Текст написан на карточке.

В тайге растет кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки.

Ответить на поставленные вопросы. Вопросы написаны на этой же карточке.

1. Прочитать.

2. Найти однокоренные слова. Поставить ударение в них. Выделить корень.

3. Одинаково ли звучит гласный в корне?

4. Какие слова являются проверяемыми, а какие проверочными?

5. Сделайте вывод: для чего мы учимся подбирать однокоренные слова?


VII. Рефлексия деятельности

- Ответили ли мы сегодня на поставленные вопросы: что такое корень, однокоренные слова?

Выберите верное утверждение:

^ Корень – общая часть предложений

Корень – общая часть всех слов

Корень – общая часть однокоренных слов

- Какие слова мы называем однокоренными?


Игра «Верю – не верю»

- верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?

-верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

-верите ли вы, что в словах муха и мушка, согласные корня чередуются?

-верите ли вы, что слова страница и страна родственные?

-верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

-верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?


Д/З

-Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Я знаю, что вы любите фантазировать, сочинять стихи. Дома вы можете попробовать сочинить сказку про корень (по желанию), стр. 61 упр. 2,3. (подобрать однокоренные слова)



Мотивация на настрой урока


Выявляет уровень знаний


Создает проблемную ситуацию


Первичное обобщение


Организует деятельность по применению новых знаний


Создает проблемную ситуацию


Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки


.

Организует деятельность по применению новых знаний


Организует рефлексию

Подготовка класса к работе


Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки


Ставят цели, формулируют тему урока


Ученик зачитывает выписку из толкового словаря.


Выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух


Выделяют признаки, оценивают работу


Поиск решения проблемы


Выполняют задание, тренирующие учебные навыки


Самостоятельная работа.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты

Р.- формирование

целеустремленности и настойчивости в достижении целей.


П.- логические – анализ объектов с целью выделения признаков


Р. – целеполагание

П.- формулирование познавательной цели


Л.- выдвижение гипотез и их обоснование


К.- сотрудничество в поиске информации


П.- логические: анализ объектов


П.- логические


Р.- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению


К.- планирование учебного сотрудничества с учителем


К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Л.- смыслообразование,

К.- умение точно выражать свои мысли