velikol.ru
1
n=Методические рекомендации для проведения занятий с различными возрастными группами обучающихся в спортивных секциях~sz=309878;pg=1;te=Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение ханты – мансийского автономного округа – югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «мегионская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»~cat=~t=Методические рекомендации~!~

КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «МЕГИОНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА»


ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

спортивной секции

МИНИ-ФУТБОЛ

для детей: 13-15 лет

Срок реализации: 3 года

Учитель физической культуры Мананников К.В.


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программно-методическое обеспечение содержит в себе программы и методические рекомендации для проведения занятий с различными возрастными группами обучающихся в спортивных секциях.

Данная программа направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к мини-футболу, овладение и совершенствование основами техники и тактики игры и приобщение к здоровому образу жизни.

Программа по мини-футболу рассчитана на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Весь учебный материал программы распределён с учетом физических особенностей детей, их медицинских показаний. В спортивной секции в основном занимаются дети, имеющие основную или подготовительную группу здоровья.

Занимающиеся в спортивной секции по мини-футболу составляют одну команду в возрасте 13-15 лет. Количество занимающихся в команде 10 человек.

Срок реализации программы 3 года (136,5 часов).

В процессе тренировок не только укрепляется здоровье детей, но и прививается интерес к систематическим занятиям спортом, воспитывается ответственное отношение к своему здоровью. Дети получают знания об элементарных правилах игры в мини-футбол, судейства, правилах ведения соревнований, правилах личной гигиены и оказания первой доврачебной помощи. В процессе занятий основным направлением работы является обучение технике и тактике игры в мини-футбол. Обучая детей технике владения мячом, очень важно создать у них правильное представление изучаемого технического приёма. Руководитель кружка должен уметь показать и объяснить, как правильно выполнять тот или иной технический приём. В игре по мини-футболу используются специальные мячи. Как правило, они меньше размером, также можно использовать волейбольные, резиновые и набивные мячи. Для эффективности обучения техническим приёмам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, гимнастические скамейки. Во время занятий в спортивной секции воспитываются уважение к товарищам, коллективная взаимовыручка и взаимопомощь. Особую роль как средство воспитания играет личный положительный пример руководителя спортивной секции.

^ Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к мини-футболу, овладение и совершенствование основами техники и тактики игры и приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  1. Обучение техники игры в мини-футбол;

  2. Развитие выносливости, двигательных, скоростно-силовых качеств, ловкости и координации движений;

  3. Воспитание духа соревновательности;

  4. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.



Основной формой подведения итогов и реализации программы являются участие в соревнованиях, проводимых в школе посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы, участие детей в окружных соревнованиях специальной олимпиады для коррекционных школ, выполнение контрольных тестов.

Руководитель кружка должен следить за развитием у занимающихся физических качеств, а также за уровнем их технической подготовки. Для эффективности усвоения программы по мини-футболу, целесообразно два раза в год в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май) проводить контрольные нормативы.

Выполнение контрольных тестов и их результаты фиксируются в тетради и доводятся до сведения всех занимающихся в спортивной секции.

^ 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Задачи первого года обучения:

  1. Обучающие:

    1. Обучение основам техники игры в мини-футбол.

  1. Воспитательные:

    1. Воспитание потребности к здоровому образу жизни.

    2. Воспитание духа соревновательности.

  2. Развивающие:

    1. Развитие двигательных способностей для освоения техники игры в мини-футбол.

    2. Развитие скоростно-силовых качеств общей выносливости, быстроты, ловкости.



Ожидаемый результат в первый год обучения.

учащиеся должны знать:

  • правила игры,

  • организацию и проведение соревнований по мини-футболу,

должны уметь:

  • останавливать мяч, ведение мяча.



Требования к уровню физической подготовленности и физического развития детей занимающихся в секции по мини-футболу


№ п/п

Контрольные упражнения (тест)

Пол

Возраст, лет

Год обучения

Уровень

низкий

средний

высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Бег 10м (с)

м


13 лет


1

6 сек.


5,8 сек.

5,5сек

2.

Челночный бег 3 по 10м (с)

м


13 лет


1


20 сек.


18 сек.

16,5сек

3.

Прыжок в длину с места

м


13 лет


1


1м50см


1м60см

1м70см

4.

Жонглирование мячом (количество ударов)

м

13 лет


1

8 раз

10 раз

12 раз

5.

Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий)

м

13 лет


1

3 раза

5 раз

7 раз

6.

Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с)

м

13 лет


1

25 сек.

20 сек.

15 сек

7.

Бросок набивного мяча двумя руками на дальность от груди (2кг)

м

13 лет


1









^ 2.1.Учебно-тематический план первого года обучения.

(45,5 часов)



№ разделов и тем

Название

Разделов и тем

Вид занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Требования к соблюдению техники безопасности при игре в мини-футбол



Беседа



____



4



___

II.

Наименование упражнений.

Основы техники и тактики игры. Методика обучения.



41,5







2.1.

Ведение мяча ногой с изменением направления.






___



___



7.5

2.2.

Ведение мяча ногой (с обводкой и без обводки).






___



___



7

2.3.

Передача мяча и взаимодействие в парах.




___

___



7

2.4.

Игры с элементами игры в мини-футбол.






___



___



10


2.5.

Учебные игры в мини-футбол.






___



___



10



^ 2.2. Содержание изучаемого курса первого года обучения.

I. Основы техники игры.

Техника владения мячом. Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Техника игры вратаря.

^ Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3-4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться).

^ II. Техника игры в мини-футбол.

1. Практические занятия.

2. Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъема по неподвижному и катя­щемуся мячу. Удары подъемом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мя­чу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.

3. ^ Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.

4. ^ Ведение мяча. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движе­ния, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

5. ^ Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой. Выполнение обманных движений в единоборстве.

6. Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владе­ющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в под­кате — выбивая и останавливая мяч ногой.

7.^ Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на раз­личной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча. Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Броски рукой, выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.


^ 3.ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Задачи второго года обучения:

  1. Обучающие:

1.1. Обучение основам тактики игры в мини-футбол.

  1. Воспитательные:

2.1. Воспитание потребности к здоровому образу жизни.

2.2. Воспитание духа соревновательности.

  1. Развивающие:

3.1. Развитие двигательных способностей для освоения тактики игры в мини-футбол.

3.2. Развитие скоростно-силовых качеств общей выносливости,

Быстроты, ловкости.


Ожидаемый результат второго года обучения:

учащиеся должны знать:

  • правила игры,

  • организацию и проведение соревнований по мини-футболу,

должны уметь:

  • останавливать мяч,

  • вести мяч,

  • совершать обманные движения.

Требования к уровню физической подготовленности и физического развития детей занимающихся в секции по мини-футболу


№ п/п

Контрольные упражнения (тест)

Пол

Возраст, лет

Год обучения

Уровень

низкий

средний

высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Бег 10м (с)

м


14 лет


2

5,5 сек.


5,2 сек.

5,0сек

2.

Челночный бег 3 по 10м (с)

м


14 лет


2

18сек.


16 сек.

15сек

3.

Прыжок в длину с места

м


14 лет


2

1м60см


1м70см

1м80см

4.

Жонглирование мячом (количество ударов)

м

14 лет


2

10 раз

12 раз

14 раз

5.

Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий)

м

14 лет


2

4 раза

6 раз

8 раз

6.

Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с)

м

14 лет


2

20 сек.

15 сек.

10 сек

7.

Бросок набивного мяча двумя руками на дальность от груди (2кг)

м

14 лет


2








^ 3.1. Учебно-тематический план второго года обучения.

(45,5 часов)



№ разделов и тем

Название

Разделов и тем

Вид занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Требования к соблюдению техники безопасности при игре в мини-футбол



Беседа



____



4



___

II.

Наименование упражнений.

Основы техники и тактики игры. Методика обучения.



41,5







2.1.

Отработка ударов мяча по воротам.




___

___

5,5

2.2.

Упражнения с набивными мячами.






___



___



4


2.3.

Отработка скоростных действий. Челночный бег.






___



___



4

2.4.

Отработка взаимодействий игроков в нападении.






___



___



4


2.5.

Отработка взаимодействий игроков в защите.






___



___



4


2.6.

Игры с элементами игры в мини-футбол.






___



___



10

2.7.

Учебные игры в мини-футбол.






___



___



10



^ 3.2. Содержание изучаемого курса второго года обучения.

I. Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися в спортивной секции по мини-футболу. Значение и содер­жание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: само­чувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настрое­ние - Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по мини-фут­болу и их предупреждение.

^ II. Правила игры, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.

^ III. Общая и специальная физическая подготовка.

1. Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые движения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разги­бание рук в упоре лежа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноименными движениями рук и ног, разноименные движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперед, в стороны и назад. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Приседание на одной ноге (правой, левой). Прыжки в приседе с продвижением вперед, в стороны, назад.

2.^ Упражнения с набивным мячо (2—3 кг). Броски набивного мяча друг другу одной рукой от правого и левого плеча. Пере­дача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лежа на спине.

3. Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.

4. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч.

5. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 — 15м из различных стартовых положений — сидя, бега на месте, лежа. Ускорения на 15м без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мя­чом с последующим ударом по воротам.

6. ^ Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами мини-футбола.

^ IV. Тактика игры в мини-футбол.

1. Понятие о тактической системе и сти­ле игры. Тактика игры в нападе­нии: организация атаки, атака флангом и через центр, атакую­щие комбинации с участием игроков различных тактических линий, комбинации с переменой местами. Тактика игры в защите: организация обороны, «персональная опека», комбинированная оборона, страховка.

2. ^ Практические занятия. Упражнения для развития уме­ния «видеть поле». Игра в «пятнашки» в нарах на ограниченной площади (играют 3—4 пары, постоянно наблюдают за движени­ем других пар, чтобы не столкнуться), 8—6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо сле­дить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одно­му партнеру).

^ V. Тактика нападения.

1. Индивидуальные действия. Умение оцени­вать целесообразность той или иной позиции, своевременно за­нимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффек­тивно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

2. ^ Групповые действия. Умение взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

3. ^ Командные действия. Умение выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие иг­роков при атаке флангом и через центр.

^ VI. Тактика защиты.

1. Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. умение осуществлять «закрывание» и препятство­вать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «пере­хвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять от­бор мяча изученным способом. Умение противодействовать переда­че, ведению и удару по воротам.

2. ^ Групповые действия. Умение взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперни­ка, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партне­ров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скре­щивание», «пропуск мяча». Умение взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Органи­зация и построение «стенки», комбинации с участием вратаря.

3. ^ Командные действия. Умение выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды.

^ VII. Тактика вратаря. Умение играть на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.


^ 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Задачи третьего года обучения:


  1. Обучающие:

1.1. Совершенствование техники и тактики игры в мини-футбол.

  1. Воспитательные:

2.1. Воспитание потребности к здоровому образу жизни.

2.2. Воспитание духа соревновательности.

  1. Развивающие:

    1. Развитие двигательных способностей для совершенствования

техники и тактики игры в мини-футбол.

    1. Развитие скоростно-силовых качеств общей выносливости,

быстроты, ловкости и координации движений.

Ожидаемый результат третьего года обучения:

учащиеся должны знать:

  • правила игры,

  • организацию и проведение соревнований по мини-футболу,

должны уметь:

  • останавливать мяч,

  • вести мяч,

  • совершать обманные движения,

  • совершать отбор мяча.



Требования к уровню физической подготовленности и физического развития детей занимающихся в секции по мини-футболу


№ п/п

Контрольные упражнения (тест)

Пол

Возраст, лет

Год обучения

Уровень

низкий

средний

высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Бег 10м (с)

м


15 лет


3

5,2сек.


5,0сек.

4,5 сек

2.

Челночный бег 3 по 10м (с)

м


15 лет


3

16сек.


15сек.

12сек

3.

Прыжок в длину с места

м


15 лет


3

1м70см


1м80см

1м90см

4.

Жонглирование мячом (количество ударов)

м

15 лет


3

12 раз

14 раз

16 раз

5.

Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий)

м

15 лет


3

6 раз

8 раз

11 раз

6.

Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с)

м

15 лет


3

15 сек.

12 сек.

9 сек

7.

Бросок набивного мяча двумя руками на дальность от груди (2кг)

м

15 лет


3





12 м


^ 4.1. Учебно-тематический план третьего года обучения.

(45,5 часов)

№ разделов и тем

Название

Разделов и тем

Вид занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Требования к соблюдению техники безопасности при игре в мини-футбол



Беседа



____



4



___

II.

Наименование упражнений.

Основы техники и тактики игры. Методика обучения.



41,5







2.1.

Ведение мяча ногой с изменением направления.






___



___



3

2.2.

Ведение мяча ногой (с обводкой и без обводки).






___



___



3

2.3.

Передача мяча и взаимодействие в парах.




___

___



3

2.4.

Отработка ударов мяча по воротам.




___

___

3

2.5.

Упражнения с набивными мячами.






___



___



3


2.6.

Отработка скоростных действий. Челночный бег.






___



___



3

2.7.

Отработка взаимодействий игроков в нападении.






___



___



3


2.8.

Отработка взаимодействий игроков в защите.






___



__



3


2.9.

Игры с элементами игры в мини-футбол.






___



___



7,5


2.10.

Учебные игры в мини-футбол.






___



___



10



^ 4.2. Содержание изучаемого курса третьего года обучения.

I. Врачебный контроль. Влияние занятий физическими упражне­ниями на развитие и здоровье школьников. Влияние физических упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости.

^ II. Правила игры, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Детальное изучение правил игры и пояснений к ним. Ру­ководство игрой. Системы розы­грыша: круговые, с выбыванием после поражения. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей со­ревнования.

^ III. Техника игры в мини-футбол.

1. Практические занятия.

2. Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъема по неподвижному и катя­щемуся мячу. Удары подъемом по прыгающему и летящему мячу. Удары на точность и дальность.

3. ^ Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.

4. ^ Ведение мяча. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движе­ния, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

5. ^ Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой. Выполнение обманных движений в единоборстве.

6. Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владе­ющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в под­кате— выбивая и останавливая мяч ногой.

7. ^ Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на раз­личной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча. Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Броски рукой, выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.

^ IV. Тактика нападения.

1. Индивидуальные действия. Уметь оцени­вать целесообразность той или иной позиции, своевременно за­нимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффек­тивно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

2. ^ Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

3. ^ Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие иг­роков при атаке флангом и через центр.

^ V. Тактика защиты.

1. Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятство­вать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «пере­хвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять от­бор мяча изученным способом. Уметь противодействовать переда­че, ведению и удару по воротам.

2. ^ Групповые действия. Умение взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперни­ка, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партне­ров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скре­щивание», «пропуск мяча». Умение взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Органи­зация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.

3. ^ Командные действия. Умение выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды.

^ VI. Тактика вратаря. Умение играть на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.

^ 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приёма), разучивание (повторения упражнения, анализ выполненных движений).

Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости.

^ I. Оборудование и инвентарь. Спортивная форма, кроссовки; футбольные мячи.

II. Психологическая подготовка.

Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях.

^ III. Правила игры, соревнования и системы их проведения.

Детальное изучение правил игры и пояснений к ним. Руководство игрой. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей соревнование.

^ IV. Теоретические сведения

Экипировка футболиста. Знать существующие разновидности ударов ногой; тактику, технику, правила соревнований по мини-футболу.

^ V. Практический материал

Обучение элементам игры в мини-футбол.

Применение тактических приёмов на практике.


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

(для педагога):

1. Сушков М.П., Розин М.Б., Лукашин Ю.С. Ваш друг – «Кожаный мяч». М., 1983.

2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М., 1981.

3. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. М., 1982.

4. Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978.

5. Чанади А. Стратегия. М., 1981.

6. Юный футболист. Учеб. пособие для тренеров /Под общей ред. А.П. Лаптева, А.А.Сучилина. М., 1983.