velikol.ru
1

Методические рекомендации к работе

Во все времена педагоги отмечали, что цель школы – это не только обучение, но и воспитание. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут русский язык и литература. Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, важнейшей задачей воспитания является формирование индивидуальных особенностей личности, развитие в ней творческих способностей, интуиции, воображения, мышления. Этому способствует каждый урок русского языка, проводимый учителем в течение учебного года. Предлагаем вашему вниманию один из таких уроков русского языка по теме «Действительные причастия настоящего времени», который проводится в 7 классе при изучении причастия. В схеме урока выделяются следующие моменты:

  • работа над одним словом, предложением, текстом;

  • различные виды упражнений, позволяющие расширить представление учащихся о причастии, закрепить нормы (орфографические, пунктуационные, лексические, орфоэпические) употребления в предлагаемых или создаваемых контекстах;

  • составление устного или письменного высказывания как связного текста.

  • контроль умений, знаний и навыков в ходе выполнения предлагаемых заданий.

Урок начинается с организационного момента, а затем учащиеся записывают в тетради число, классная работа и название темы урока (слайд 1). Каждый из ребят определяет для себя цель предстоящего урока. Проводим орфографический футбол «Гол! Штанга!» Слова записаны на доске с пропуском орфограмм. У доски один ученик забивает орфограммы – мячи (вписывает буковки), а мячи-орфограммы ловит другой ученик (проверяет). Записывают словосочетание, используя одно из словарных слов. Делаем вывод о том, какие общие признаки у прилагательного с причастием. Закрепляем умения находить и выделять причастный оборот в предложении на синтаксической разминке. Делаем вывод. Далее работаем над темой урока. Даём определение действительным причастиям настоящего времени, вспоминаем при помощи каких суффиксов, они образуются. Отрабатываем правильность написания суффиксов действительного причастия настоящего времени, применяя глаголы-помощники (слайд 2).

По завершению работы учащиеся проверяют задание с помощью правильных вариантов на слайде, рассказывая о правильности написания суффикса действительного причастия настоящего времени. Здоровьесберегающим компонентом урока является физкультминутка. Ребята выполняют задание: изображают русскую народную пословицу, в состав которой входит причастие. После проведения физкультминутки продолжается отработка темы урока, но задания усложняются: образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов-исключений, затем составить словосочетание прич. +сущ. (слайд3). Учащиеся выполняют первое задание слайда 3 с комментированием, но в тетрадь записывают только действительные причастия настоящего времени. Второе задание слайда 3. Дети выбирают один из предложенных глаголов, образуют причастие и составляют словосочетание прич.+сущ. Далее учимся употреблять в своей речи действительные причастия настоящего времени. Составляем текст на тему «Таинственные образы природы», используя предложенные причастия и картину. Учащимся, которым будет сложно составить текст, можно предложить составить несколько предложений. (слайд 4). Написание используемых причастий учащиеся проверяют самостоятельно после прочтения своих составленных текстов или предложений. Затем знакомство с предлагаемым вариантом текста, который можно составить, употребив словосочетания с причастиями (слайд 5).Финалом этого урока становится дача разноуровневого домашнего задания и подведение итогов урока (слайд 6). После подведения итогов детям предлагается выбрать личико, в зависимости, насколько им было комфортно сегодня на уроке (слайд 7). Все учащиеся остались довольны своими результатами в конце урока. Многие из них достигли цели, поставленной в начале урока.

Спасибо за урок!