velikol.ru
1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр детского творчества»

КО Гатчинского муниципального района

Телефон/ факс: 44-018


Принята на методическом совете

от _______2011г


«Утверждаю»

Директор:


__________/Михайлова Е.Н.


Методическая разработка

открытого занятия к программе

«Самоделки +»

Тема: Модульное оригами – подснежники в лукошке.



Педагог д/о – Кузнецова Марина Александровна

Сиверская гимназия


ГП Сиверский Филиал №3.

2011г.


Структура методической разработки


стр

  • Вводная часть (пояснительная записка с обоснованием актуальности)………………………………………………... 3

  • Адресность (для кого предназначена), возраст учащихся... 3

  • Изложение основного содержания…………………………. 4

  • Методические рекомендации по организации деятельности............................................................................. 8

  • Заключительная часть (описание предполагаемых результатов)…………………………………………………. 9

  • Список использованной литературы …………………….. 10




Вводная часть


^ Пояснительная записка.


Занятие по теме «Модульное оригами - подснежники в лукошке» относится к 5 разделу программы «Самоделки +» - «Работа с бумагой» и рассчитана на 2 учебных часа, по теме – 6 занятие. На предыдущих занятиях обучающие знакомились с условными обозначениями, изучали базовые формы, учились складывать модули. Полученные знания и умения по выполнению модулей они применяли на занятиях по выполнению различных фигурок. На данном занятии обучающие будут изготавливать подарок к 8 Марта.


Новизна: Занятие проводится с использованием компьютера и информационных технологий, педагог проводит презентацию вводной части занятия.


Актуальность

Владение информационными техноло­гиями ставится в современном мире в один ряд с такими каче­ствами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятель­ности.

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция занятия обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. Применение компьютера на занятиях дополнительного образования даёт положительные результаты, появляются неограниченные возможности для индивидуализации учебного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.


Адресность

Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования в школах и центрах детского творчества при проведении кружковых занятий по художественно-эстетической направленности декоративно-прикладным творчеством.

Возраст обучающихся 8-10 лет.


^ Изложение основного содержания


Тема занятия: «Модульное оригами - подснежники в лукошке»

Тип занятия: совершенствование знаний и умений

Цель занятия: изготовить цветы используя знания и умения по выполнению модулей с соблюдением ТУ и правил ТБ.

Задачи занятия:

- закрепить ЗУН при выполнении модулей;

- развитие мелкой моторики рук, внимание, мышления;

- усидчивость, аккуратность.


^ План и ход занятия.


1.Организационный момент – 2 мин.

Проверка присутствия на занятиях, готовность учащихся к занятию, организация рабочего места.


^ 2.Сообщение темы, цели и задач занятия - 3 мин.

- Ребята, тема нашего занятия «Модульное оригами - подснежники в лукошке». На занятии вы выполните подарок к 8 Марта.


^ 3.Проверка знаний – 10 мин.

Повторение изученного материала

На прошлых занятиях мы познакомились с азбукой оригами.

а) Что такое оригами? (древнее искусство складывания бумажных фигурок)

б) При помощи чего можно читать схемы оригами? (условных обозначений)

в) Основа любой поделки оригами (базовая форма: треугольник, дверь, воздушный змей, конверт, двойной треугольник, двойной квадрат, рыба, катамаран).

г) Что такое модуль?(отдельная бумажная деталь)


^ 4.Изложение основного материала – 10 мин

Беседа.

Подснежники - первые нежные цветы среди тающего снега и выступающей влажной земли. В каждом уголке страны он свой. В Сибири - это фиолетово-синий прострел, или сон-трава, в средней полосе подснежниками зовут голубую хохлатку, белую ветреницу, медуницу, гусиный лук, желтый первоцвет. Но настоящий подснежник белоснежный, родом с юга Европы, там он растет в горных лесах на влажной почве (показ слайда).

Я вам давала задание: найти стихи про подснежники (дети рассказывают стихи).

В какой сказке есть упоминание о подснежниках? (12 месяцев)

Давайте не будем рвать эти цветы, а смастерим их сами в подарок к 8 Марта.

Здесь вы видите подснежники в лукошке, техника выполнения таких цветов относится к модульному оригами, сегодня ваша задача сделать их. Я хочу, чтобы вы сначала посмотрели мой презентацию и внимательно прослушали рассказ. Записала я её в виде технологических карт, которые разложены у вас на столах.


А) Схема выполнения модуля «трилистник».


Б) Технология выполнения подснежника.

Лепестки подснежников:

Для подснежников понадобится -12 модулей «трилистник» квадраты белого цвета (размер 4*4см).


  1. Для одного цветка возьми 3  квадрата 4*4см и сложи из них модули «Трилистник»

  2. Смажь клеем левый маленький лепесток одного модуля.

  3. Вставь его в карман под правым лепестком второго модуля.

  4. Точно также подклей третий модуль.

Стебельки подснежников:

для стебля с листиком потребуется одна полоска 1*10см; две полоски 1*15см зелёного цвета, кроме этого, небольшой треугольник из гофрированной бумаги светлого цвета.

  1. Для стебля с листиком потребуется полоска 1*15с; небольшой треугольник из гофрированной бумаги светлого цвета.

  2. Складываем полоску вдоль пополам, намечая серединную линию. Сгибаем уголки полоски, для того, что бы получить острый уголок.

  3. С противоположной стороны от острого угла делаем узкий стебелек, складывая боковые стороны к серединной линии.

  4. Сгибаем полоску примерно пополам.

Сборка подснежника:

  1. Кончик стебелька крепим к среднему модулю бутона, закрепляем уголочком стебелек.

  2. Соединяем крайние модули бутона.

  3. Клеим гофрированный треугольник на основании бутона.

  4. Цветок готов.



^ 5.Практическая работа - 55 мин.

Прежде чем приступить к выполнению изделия, давайте вспомним правила работы с ножницами. А теперь ребята, за работу.

Учащиеся выполняют работу, педагог контролирует правильность выполнения.

Физминутка:

1,2,3,4,5

Вышли пальчики гулять.

1,2,3,4,5

В домик спрятались опять.


Наши пальцы не ленились,

Над фигурками трудились.

Уголочки загибали,

И немножечко устали.

Мы легонько их стряхнём,

Снова складывать начнём.

Учащимся, окончившим практическую работу, выдаются карточки с заданием.


^ 6.Подведение итогов –10 мин

Педагог оценивает каждую работу, показывает лучшие. Подводит итог: кто как справился, по окончании фиксирует результаты в «Оценочный лист» (см. таблица).

- Ребята, сегодня мы сделали с вами подарок к 8 Марта, давайте посмотрим, что у нас получилось.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему новому научились?

- Что понравилось больше всего?

- Сможете ли вы научить своих друзей тому, чему научились сами?


^ Трудные моменты, как их избежать.

а) Работать надо на твёрдой поверхности – на столе, не на весу, так как бумага может порваться.

б) Сгибы проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет сгибаться.

в) Все модули должны быть одинаковыми по размеру, готовое изделие будет выглядеть эстетически выполненным.


^ Методические рекомендации по организации деятельности.


Техническое оснащение занятия:

Оборудование:

Для проведения занятия необходимо помещение с хорошим освещением, столы и стулья по количеству учащихся. Компьютер для проведения презентации.

Оформление кабинета:

-иллюстрационный материал: книги, журналы,

- готовые изделия из модульного оригами.


Для успешного проведения занятия педагог заранее должен:

- подготовить иллюстрационный материал по изучаемой теме (литература с изображением изделий из модульного оригами);

- готовые изделия;

Учащимся необходимо подготовить к занятию:

- готовое лукошко, в технике оригами;

- цветная бумага: белого, зелёного, жёлтого цвета;

- клей - карандаш, ножницы .

На данном занятии предлагается использовать следующие методы обучения:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (демонстрация, показ);

- рефлексия (воспроизведение знаний, анализ).

- мотивация (похвала).


^ Методические советы при выполнении поделок.

Используя другие модули можно выполнить различные изделия. Количество цветов и размеры квадрата можно варьировать. Для закрепления полученных знаний и умений педагог рекомендует выполнить самостоятельно различные фигурки.


^ Заключительная часть

Презентация - это по сути, конспект речи. Использование презентации на занятии может обеспечить наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, быстрота и удобство воспроизведения фотографий, рисунков и тп. Презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана занятия или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала.

^ Преимущества презентации — это наглядность, удобство и быстрота.

Занятия, с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование его для решения задач занятия, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему, творчески проявил себя.

Преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса:

  • делает занятия интересными;

  • увлекательными;

  • яркими;

  • эмоционально насыщенными;

  • позволяют уйти от рутинной работы;

  • дают возможность индивидуализации образования;

  • повышают мотивацию обучения.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у них эмоциональное отношение.

Ребёнок на таких занятиях становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.


^ Список литературы.

Т.Н.Проснякова «Забавные фигурки – модульное оригами».

М., «АСТ - ПРЕСС», 2010г.


Т.Б.Сержантова «ОРИГАМИ для всей семьи».

^ М., «АЙРИС ПРЕСС», 2007.


С.В.Соколова «Оригами: игрушки из бумаги».

М., «РИПОЛ КЛАССИК, 2001.


Ссылка на ресурсы интернета.


http://stranamasterov.ru/technics


^ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ



Ф.И. ребенка

Ответы на вопросы


Сложи поделку


Работа с карточкой










































































































































































За правильный ответ – 2 балла, правильно сложенную игрушку – 3 балла.

При подведении итогов учитывается: точность, аккуратность, оригинальность, выразительность при выполнении работы.





Технология выполнения цветка

Для подснежников понадобится -12 квадратов - модулей (4*4см) белого цвета



Операция

Эскиз

^ ЛЕПЕСТКИ ПОДСНЕЖНИКОВ

1.

Для одного цветка возьми 3  квадрата 4*4см и сложи из них модули «Трилистник»





2.

Смажь клеем левый маленький лепесток одного модуля.





3.

Вставь его в карман под правым лепестком второго модуля.





4.

Точно также подклей третий модуль.







для стебля с листиком потребуется одна полоска 1*10см; две полоски 1*15см зелёного цвета, кроме этого, небольшой треугольник из гофрированной бумаги светлого цвета.


^ СТЕБЕЛЬКИ ПОСНЕЖНИКОВ

5.

Для стебля с листиком потребуется полоска 1*15с; небольшой треугольник из гофрированной бумаги светлого цвета.




6.

Складываем полоску вдоль пополам, намечая серединную линию. Сгибаем уголки полоски, для того, что бы получить острый уголок.




7.

С противоположной стороны от острого угла делаем узкий стебелек, складывая боковые стороны к серединной линии.




8.

Сгибаем полоску примерно пополам.






^ СБОРКА ПОДСНЕЖНИКА

1

Кончик стебелька крепим к среднему модулю бутона, закрепляем уголочком стебелек.





2.

Соединяем крайние модули бутона.




3.

Клеим гофрированный треугольник на основание бутона.




4.

Цветок готов.






^ Карточки – задания по оригами

Сколько квадратов, треугольников, прямоугольников ты увидел? Отметь цифрой найденное количество в пустых клеточках.











Установи, какому из рисунков соответствует данное действие. Соедини их линией.






  1. 2.



Расставьте правильно последовательность слаживания зайчика.




1.