velikol.ru
1 2 3

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»


Учебно-методическое управление


Методические рекомендации

по формированию

основных образовательных программ

в соответствии с требованиями ФГОС


Челябинск 2011 г.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" реализация программ высшего профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".

1.2. Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, разрабатываемых на основе таких требований, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

1.3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 1.2 требования включают в себя требования к:

– структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

– условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– результатам освоения основных образовательных программ.

1.4. «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (ст. 14, п. 5 Закона РФ «Об образовании»).

Основные образовательные программы разрабатываются вузом в инициативном порядке.

Основная образовательная программа рассматривается ученым советом университета и утверждается приказом ректора.

1.5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования – это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования, включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.6. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) разрабатывается на основе требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

1.7. Структура ООП программы включает в себя следующие элементы:

Титульный лист;

1. Общие положения;

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника;

3. Требования к результатам освоения ООП;

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса:

- график учебного процесса;

- учебный план;

- рабочие программы дисциплин, практик, научно-исследовательской работы;

5. Ресурсное обеспечение основной образовательной программы;

6. Рекомендации по использованию образовательных технологий;

7. Характеристика социально-культурной среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных и социально-личностных компетенций студентов;

8. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации;

9. Другие нормативно-методические документы и материалы, регламентирующие подготовку студентов;

10. Регламент обновления ООП;

11. Список разработчиков ООП, экспертов, данные о согласовании.


^ 2. Структура и СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

основной образовательной программы


Титульный лист

На титульном листе (Приложение 1) указывается высшее учебное заведение Российской Федерации - разработчик, наименование направления подготовки или специальности, квалификация (степень) выпускников (бакалавр, магистр, специалист), форма обучения и нормативный срок освоения основной образовательной программы. Указываются ссылки на приказы Минобрнауки России, утвердившие соответствующее направление подготовки или специальность, а также соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.


^ 2.1. Общие положения

2.1.1. Определение.

«Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки …………………………………….. разработана на основе ФГОС ВПО с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы университета».

2.1.2. Нормативные документы, регламентирующие разработку ООП.

2.1.3. Характеристика ООП по направлению подготовки.

2.1.3.1. Социальная роль, цели и задачи ООП.

Цель и задачи разработки ООП (социальная роль (миссия) ООП, развитие у студентов личностных качеств, формирование компетенций в соответствии с требованиями ФГОС).

При этом формулировки целей и задач ООП необходимо давать с учетом специфики конкретной ООП, характеристики контингента студентов, особенностей научно-педагогического коллектива вуза и потребностей регионального рынка труда.

2.1.3.2. Срок освоения ООП, трудоемкость.

Трудоемкость освоения студентом ООП указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

2.1.4. Требования к абитуриенту.

Уровень образования, вступительные испытания.


^ 2.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ВУЗа.

2.2.1. Область профессиональной деятельности.

Приводится характеристика области профессиональной деятельности выпускников. При необходимости описывается специфика профессиональной деятельности с указанием организации (типа организации), в которых будет осуществлять профессиональную деятельность выпускник данного профиля подготовки.

2.2.2. Объекты профессиональной деятельности.

2.2.3. Виды и задачи профессиональной деятельности.

Виды и задачи профессиональной деятельности могут быть дополнены относительно заявленных в ФГОС с учетом заявленных потребностей работодателей.


^ 2.3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

(компетенции, как ожидаемый результат освоения ООП)

    В данном разделе указываются общекультурные и профессиональные (общепрофессиональные и по видам деятельности) компетенции выпускника в соответствии с ФГОС ВПО и сформированные разработчиком (с учетом региональных требований, требований работодателя) профессионально-ориентированные (при необходимости – иные) компетенции.

^ 2.4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса

2.4.1. График учебного процесса.

Указывается последовательность реализации ООП по годам обучения (Приложение 2), включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговые аттестации, каникулы. График учебного процесса является неотъемлемой частью учебного плана.

2.4.2. Учебный план

Учебный план (Приложение 2) должен содержать:

а) перечень учебных циклов в соответствии с ФГОС ВПО;

б) трудоемкость цикла, а также его базовой и вариативной частей, в зачетных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного соответствующим ФГОС ВПО;

в) в каждом цикле перечень дисциплин базовой и вариативной части (при этом количество дисциплин по выбору обучающихся должно обеспечивать реальный выбор);

г) трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и академических часах. При этом следует исходить из условия, что одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам.

д) распределение дисциплин по семестрам (с указанием ее трудоемкости в каждом семестре);

ж) формы промежуточной аттестации:

- по каждой дисциплине;

- по каждой практике;

з) перечень и продолжительность всех видов практик;

и) вид и продолжительность итоговой государственной аттестации.

Учебный план согласовывается с начальником учебно-методического управления и утверждается ректором ВУЗа. В учебном плане указывается информация: соответствие ФГОС ВПО, решение научно-методического совета, совета факультета и ученого совета университета, на основании которых разработан учебный план.

2.4.3. Рабочие программы дисциплин

Рабочие программы учебных дисциплин (Приложение 3) должны быть разработаны для всех дисциплин базовой и вариативной части каждого цикла, включая дисциплины по выбору студента.

Рабочие программы дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура» разрабатываются соответствующими научно-методическими советами (НМС) и утверждаются Президиумом НМС университета. Данные дисциплины являются обязательным элементом любой ООП (если иное не указано в ФГОС).

Разработчики ООП в качестве обязательных также используют ряд рабочих программ базовых университетских дисциплин, утвержденных Президиумом НМС (русский язык, экономика, социология, психология, правоведение, математика, информатика, физика, химия, экология и др.).

2.4.4. Программы практик.

В соответствии с ФГОС раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. (Приложение 4-5)

^ Конкретные виды практик определяются целью ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются по каждому виду практики.

Указываются все виды практик и приводятся их программы, в которых формулируются цели и задачи практик, практические навыки, универсальные и профессиональные компетенции. Указываются места и время прохождения практик, формы отчетности по практикам.

^ Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет заключил договора на прохождение практик.

В том случае, если практика осуществляется в вузе, перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик с обязательной конкретизацией их кадрового и научно-технического потенциала.

Разделом учебной практики ООП бакалавриата может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия разрабатывается самостоятельная программа научно-исследовательской работы.

^ В программе НИР указываются формируемые у студента компетенции, виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых студент должен принимать участие.


^ 2.5. Ресурсное обеспечение основной образовательной программы

2.5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.

ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения:

- состав учебно-методического и информационного обеспечения;

- перечень основных и дополнительных учебно-методических и информационных ресурсов (учебников, учебно-методических пособий, баз данных и т.д.);

- комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности.

В данном разделе приводятся сведения об условиях информационно-библиотечного обслуживания при реализации конкретной ООП, а также характеристику информационной поддержки участников реализации ООП (студенты, ППС, сервисные службы).

2.5.2. Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО.

В данном разделе приводятся сведения (документы) о персональном кадровом обеспечении ООП с указанием характеристики (базовое образование, наличие ученой степени/звания, стажа работы, занимаемой должности и т.д.):

- штатный состав ППС университета задействованный в реализации ООП;

- штатный состав научных и других работников университета задействованный в реализации ООП;

- состав ведущих ученых и/или специалистов (отечественных и/или зарубежных) профильных организаций, предприятий и учреждений сферы профессиональной деятельности выпускника реализуемой ООП.

2.5.3. Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ООП.

В данном разделе указывается значимое для всей ООП ресурсное обеспечение (полигоны, технологические лаборатории, студии и т.д.) с перечнем используемого оборудования, установок, макетов и т.д.


^ 2.6. Рекомендации по использованию образовательных технологий

В данном разделе указываются общие для данной основной образовательной программы методы и средства организации и проведения образовательного процесса. Приводятся сведения по использованию в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов и т.д.) с указанием конкретного вида и удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах.


^ 2.7. Характеристика социально-культурной среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных и социально-личностных компетенций студентов

Указываются возможности университета в формировании общекультурных и социально-личностных компетенций студентов. Дается характеристика условий, созданных для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственно-духовных, гражданственных, общекультурных качеств студентов.


2.8. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации осуществляется в соответствии с локальными актами университета.

В данном разделе необходимо привести сведения о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации (контрольные вопросы и типовые задачи для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерная тематика курсовых работ и проектов, рефератов, квалификационных работ).


^ 2.9. Другие нормативно-методические документы и материалы, регламентирующие подготовку студентов

В данном разделе представляются документы и материалы, определяющие особенности реализации данной ООП, в частности:

перечень профилей данного направления подготовки (специализаций по специальности). Перечень профилей по данному направлению подготовки бакалавриата (специализаций по специальности) должен соответствовать Общероссийскому классификатору профилей подготовки. Приводятся только те профили подготовки (специализации), на подготовку по которым заключены договора с работодателем и которые имеют соответствующее учебно-методическое обеспечение;

положения о балльно-рейтинговой системе оценивания;

соглашения о порядке реализации совместной образовательной деятельности (программы «двойных» дипломов) и т.д.


^ 2.10. Регламент обновления ООП

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В соответствии с этим требованием в ООП должны быть представлены данные по объему и характеру обновляемых разделов.


^ 2.11 Список разработчиков ООП, экспертов


Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


^ Программа одобрена на заседании __________________________________ совета

________________________________________ . Протокол от __________ г. № _____ .

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»


Утверждено

приказом ректора

ГОУ ВПО «ЮУрГУ»

__________________

от _________ 2010 г.


^ Основная образовательная программа
высшего профессионального образования



Направление подготовки (специальность)

_____________________________________________________________,

(указывается код и наименование направления подготовки (специальности))


утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136).


ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от …….20__ г. № …., зарегистрировано в Минюсте России ………… 20 …… г. № ………


Квалификация (степень) выпускника _______________________


Нормативный срок освоения программы ______________


Форма обучения - …………...

(очная, очно-заочная, заочная)


Челябинск, 20 …. г.

Приложение 2






Приложение 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМС

по направлению


Рабочая ПРОГРАММА

^ (БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ) *


Наименование дисциплины ____________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Основная образовательная программа

_____________________________________________________________

(указывается код и наименования направления подготовки (специальности)


Квалификация (степень) выпускника _______________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)



СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

Заведующий кафедрой–разработчиком




Челябинск, 2011


* - для обязательных дисциплин и дисциплин, утверждаемых Президиумом НМС.


1. Цели и задачи дисциплины: ________________________________________________ _____________________________________________________________________________

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: __________________________________________________________________________

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    _____________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

    ________________________________________________________________________________________



В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: ______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Уметь: ______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Владеть:____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













^ Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















^ Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Контрольные работы (реферат, эссе и др.)
















^ Другие виды самостоятельной работы


































Контроль самостоятельной работы
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость час

зач. ед.
































^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.







2.







…..








следующая страница >>