velikol.ru
1

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет философии


Программа дисциплины:

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И
МЕТОДЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



для направления 031400.62 Культурология подготовки бакалавра


Автор программы – Дмитрий Михайлович Рогозин, к.социол.н.



Рекомендована секцией УМС

«Философия»

Предесдатель В.Н. Порус


___________________________________


«______» __________________ 20 ___ г.


Утверждена УС факультета философии


___________________________________


Ученый секретарь


___________________________________


«______» __________________ 20 ___ г.

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре

Зав. кафедрой В.А. Куренной


___________________________________


«______» __________________ 20 ___ г.



Москва, 2010

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача курса – познакомить студентов с современными социокультурными исследовательскими подходами. Содержательные понятия культурной антропологии излагаются через призму премов и методов, позволяющих наблюдать и описывать окружающую действительность. Методически ориентированный стиль изложения позволяет связать антропологию с общей гумантирной традицией социальных исследований, направленных на изучение когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей человека. Вслед за Расселом Бернардом, чей учебник «Research methods in anthropology» (2006) выбран в качестве базового для курса, мы отказываемся от доминирования, так называемых, качественных описаний в культурной антропологии. В зависимости от исследовательской ситуации, коммуникативного контекста и навыков самого исследователя могут быть привлечены самые разнообразные приемы и методы от включенного наблюдения до стандартизированного интервью.

Прослушав курс, студенты выработают навык критического отношения к собственным возможностям изучения внешней для них культуры, получат представления о методологической традиции как в рамках культурной антропологии, так и в смежных гуманитарных дисциплинах – этнографии, лингвистики, социологии, социальной и когнитивной психологии. Подробный разбор методов направлен как на ознакомление с техниками и приемами, лежищими в их основании, так и приобщения к общей культуре исследовательской работе. «Как возможно изучать внешний по отношению ко мне социальный мир?» – ключевой вопрос, ответ на который должен послужить вектором методологически фундированных изысканий и осмысленного восприятия фантастически увлекательной области гуманитарного знания – культурной антропологии.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Описание социокультурных реалий

20

8

4

5

2

Этнографический подход

30

4

2

5

3

Качественное интервью

30

4

2

5

4

Обоснованная теория и ее дериваты

20

4

2

5

5

Этнометодологический эксперимент и анализ разговора

20

8

2

5

6

Опросная технология

40

8

4

10

7

Выборочное исследование

20

8

4

5







177

44

40

40



Формы контроля знаний студентов


1 реферат,

1 эссе,

экзамен в 4 модуле.


^ Порядок формирования оценок по дисциплине


О аудиторная — оценка работы на лекциях и практических занятиях (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы).


О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).


О текущий = 0,5 О реферат + 0,5 О эссе.


О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная.


Если (^ 0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная)  7,5 балла, то на экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:


О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная + О доп. вопрос.


О дисциплина = О итоговый.


Все оценки округляются арифметически.


^ ОСНОВНОЙ УЧЕБНИК:

Bernard R. Research methods in anthropology: Qualitative and quantitative approaches. 4th ed. Lanham: Altamira Press, 2006. [ссылка для скачивания файла: http://www.fayloobmennik.net/185249]

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

^ Тема 1. Описание социокультурных реалий

Предмет культурной антропологии. Ареалы кульутурного производства. Объект социокультурных исследований. Акцент на практичность теории. Правила организованного наблюдения за неизвестным. Система различений для критического понимания феномена. Ловушки абсолютизма. Базовые идиомы методологического проекта: натурализм, этнометодология, эмоционализм, постмодернизм. Онтологические и эпистемологические компоненты социокультурного исследования: объектное и проектное знание. Строение социального мира. Экологическая валидность. Методический арсенал исследователя: наблюдение, интервью, анализ текста, видео и аудио потоки.

Обязательная литература

Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Пер. с англ. М.Н. Корнилова, Е.М. Лазаревой, В.Г. Николаева. М.: РОССПЭН, 2004. C. 5-17. [Benedict R.F. The chrysanthemum and the sward. Patterns of Japanese culture. Boston, 1946]

Bernard R. Research methods in anthropology: Qualitative and quantitative approaches. 4th ed. Lanham: AltaMira Press, 2006. P. 1-27.

Дополнительная литература

Корбут А.М. Академическое сопротивление студентов: обыденная практика и пустой концепт // Институциональная прагматика студенческого действия в университете: академическое сопротивление / Под ред. А.А. Полонникова, А.М. Корбута. Минск: Изд. центр БГУ, 2008. С. 25-37.

Леви-Строс К. Неприрученная мысль // К. Леви-Строс Первобытное мышление / Пер. с франц., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. М.: Республика, 1994. С. 126-138.

Blumer H. Symbolic interactionism. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1969.

Denzin N.K. The logic of naturalistic inquiry // Social Forces. 1971. Vol. 50. P. 166-182.

Hammersley M., Atkinson P. Ethnography principles in practice. London: Routledge, 1983.

Handbook of methods in cultural anthropology / Ed. by H.R. Bernard. Lanham: AltaMira Press, 2000. [ГУ-ВШЭ 008 H22]

Lofland J. Notes on naturalism // Kansas Journal of Sociology. 1967. Vol. 3. No. 2. P. 45-61.

Monaghan J., Just P. Social and cultural anthropology: A very short introduction. Oxford: Oxford University Press, 2000.

Rapport N., Overing J. Social and cultural anthropology: The key concepts. New York: Routledge, 2000.

Readings B. The university in ruins. Cambridge: Harvard University Press, 1996.

Schatzam L., Strauss A. Field research: Strategies for a natural sociology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.

Silverman D. Interpreting qualitative data: Methods for analysing talk, text and interaction. 2nd ed. London: Sage, 2001.

Williams R. Symbolic interactionism: Fusion of theory and research // New directions in sociology / Ed. by D.C. Thorns. London: David & Charles, 1976.

Тема 2. Этнографический подход

Включенное наблюдение как единственный ресурс для социальных проектов (по Д. Сильверману). Техники описания обыденных ситуаций. Контекстуализация событий. Декларируемая атеоретичность исследовательского проекта. Публичная реальность. Базовые категории рефлексивности. Имманентная идеологичность описаний. Рефлексивность vs. натурализм. Коммуникативная ситуация как основа смыслообразования. Стандарты качества рефлексивного проекта. Рефлексивность исследовательского проекта.

Обязательная литература

Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия // Социальная реальность. 2007. № 9. С. 5-26; № 10. С. 36-62.

Bernard R. Research methods in anthropology: Qualitative and quantitative approaches. 4th ed. Lanham: AltaMira Press, 2006. P. 342-386.

Дополнительная литература

Забаев И.В. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: Дис... канд. социол. наук; 22.00.03. М., 2006.

Забаев И. Мотивация хозяйственной деятельности в этике русского православия // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2007. № 1 (81).

Забаев И. Православная этика и дух социализма: обоснование гипотезы // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2008. № 1.

Забаев И. Православие и хозяйство: обзор русскоязычных исследований, диссертационных работ, конференций, полемики по основным социально-экономическим доктринам РПЦ за период XIX - начало XXI вв. // Экономическая социология, 2005 Т. 6. № 5. С. 108-145.

Рогозин Д.М. Фамильное гражданство молодежи Северного Кавказа // Политические исследования. 2007. № 1. С. 132–152.

Becker H.S. Becoming a marihuana user // American Journal of Sociology. 1953. Vol. 59. P. 235-242.

Hammersley M., Atkinson P. Ethnography principles in practice. London: Routledge, 1983.

Hammrsley M. What’s wrong with ethnography? New York: Routledge, 1991.

Hammersley M. Questioning qualitative inquiry: Critical essays. London: Sage, 2008.

Methodological issues and practices in ethnography / Ed. by G. Troman, B. Jeffrey, G. Walford. New York: JAI Press, 2005.

Silverman D. Qualitative methodology and sociology: Describing the social world. Aldershot: Gower Publishing Company, 1985.

Silverman D. Interpreting qualitative data: Methods for analysing talk, text and interaction. 2nd ed. London: Sage, 2001.

Тема 3. Качественное интервью

Эмотивное представление реальности (по Н. Дензину). Коокреация эмоционального контекста интервью. Особенности «глубокого» интервью. Методологическое противостояние интервью и наблюдения. Фальсификация открытости открытых вопросов. Уникальность опыта vs. культурные нормы. Нарратив в логике здравого смысла. Три типа качественного интервью: структурированное (позитивизм), глубокое (эмоционализм), активное (конструктивизм).

Обязательная литература

Bernard R. Research methods in anthropology: Qualitative and quantitative approaches. 4th ed. Lanham: AltaMira Press, 2006. P. 210-250.

Дополнительная литература

Журавлев В.Ф. Анализ коммуникации в качественном интервью // Социология: 4М. 1996. № 7. С. 81-102.

Квале С. Исследовательское интервью / Пер. с англ.; Предисл. к рус. изд. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2003.

Рогозин Д.М. Открытые вопросы в массовых обследованиях // Социологический журнал. 2001. №3. С. 29-70.

Denzin N. The research act in sociology. London: Butterworth, 1970.

Hammersley M., Atkinson P. Ethnography principles in practice. London: Routledge, 1983. P. 110-111.

Silverman D. Interpreting qualitative data: Methods for analysing talk, text and interaction. 2nd ed. London: Sage, 2001. P. 92-94.

Тема 4. Обоснованная теория и ее дериваты

Границы теоретической чувствительности. Процедуры кодирования. Открытое, осевое и избирательное кодирование. Теоретическая выборка. Ситуационный анализ по Адель Кларк.

Обязательная литература

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ., предисл. Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Рогозин Д.М. Ситуационный анализ по Адель Кларке // Человек. 2007. № 1. С. 38–48.

Дополнительная литература

Лебедев П., Рогозин Д. Ситуационное картографирование школьного урока информатики // Социальная реальность: Журнал социологических наблюдений и сообщений. 2008. № 1. С. 49–71.

Рогозин Д., Солодова И., Турчик А. Типичное и особенное в жизни школьного учителя информатики // Социальная реальность: Журнал социологических наблюдений и сообщений. 2007. № 6. С. 5–21.

Clarke A.E. Situational analysis: Grounded theory after postmodern turn. London: Sage, 2005.

Corbin J.M., Strauss A.C. Basics of qualitative research: Techniques and procedures for developing grounded theory. 3rd ed. London: Sage, 2007.

Glaser B.G., Strauss A. The discovery of grounded theory: Strategies for qualitative research. Chicago: Aldine Transaction, 1967.

Charmaz K. Constructing grounded theory: A practical guide through qualitative analysis. London: Sage, 2006.

Morse J.M., Stern P.N., Corbin J., Bowers B., Clarke A.E., Charmaz K. Developing grounded theory: The second generation. New York: Left Coast Press, 2009.


Тема 5. Этнометодологический эксперимент и анализ разговора

Практические деятельность, обстоятельства и научные рассуждения. Действие-в-контексте как практическое действие. Производство объяснений. Теоретическое наследие Х. Сакса. Настройка исследовательской оптики на описание предметного знания. Институциональное взаимодействие в перспективе конверсационного анализа. Онтологические характеристики разговора: последовательность, очередность, осмысленность, индексичность, рефлексивность. Смежная пара как основа диалога.

Обязательная литература

Гарфинкель Г. Что такое этнометодология? / Пер. с англ. А. Корбута // Социологическое обозрение. 2003. Том 3. № 4. С. 3-25.

Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А. Корбута // Социологическое обозрение. 2009. Том 8. № 1. С. 10-51.

Дополнительная литература

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Пер. с англ. З. Замчук, Н. Макарова, Е. Трифонова. СПб.: Питер, 2007.

Ионин Л.Г. Социология как non-fiction. О развитии этнометодологии // Социологический журнал. 2006. №1/2. С. 74-90.

Корбут А. На что можно указать пальцем? Фрейм, практика, вещь и кое-что еще // Социологическое обозрение. 2009. Том 8. № 1. С. 71-85.

Рогозин Д. Мировоззренческие неответы интеллектуалов // Пути России: Современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения / Под ред. М.Г. Пугачеовой, В.С. Вахштайна. М.: Университетская книга, 2009. С. 520-534.

Рогозин Д. В поисках уральской интеллигенции // Мыслящая Россия: Интеллектуально-активная группа / Под ред. В. Куренного. М.: Некоммерческий фонд «Наследие Евразии», 2009. С. 165-202.

Рогозин Д. Некоммуникативные порядки в разговорах о теплоснабжении // Телескоп: Журнал социологических и маркетинговых исследований. 2009. № 3. C. 40–47.

Тягунова Т. Смотреть этнофеноменологически // Социологическое обозрение. 2009. Том 8. № 1. С. 86-99.

Тягунова Т. «Воспринимать нормальность» учебных ситуаций // Социологический журнал. 2006. № 1/2. С. 129-146.

Уотсон Р. Этнометодологический анализ текстов и чтения / Пер. с англ. А.М. Корбута // Социологический журнал. 2006. № 1/2. С. 91-128.

Hutchby I., Wooffitt R. Conversation analysis. 2nd ed. New York: Polity, 2008.

Have P.T. Doing conversation analsyis. 2nd ed. London: Sage, 2007.

Psathas G. Conversation analysis: The study of talk-in-interaction. London: Sage, 1994.

Schegloff E.A. Sequence organization in interaction: Vol. 1: A primer in conversation analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

Тема 6. Опросная технология

Диагностическая процедура или модели операционализации. Типология работы с операциями. Прямая модель Бриджмена-Ланберга. Двухшаговая схема операционализации по С. Додду. Индикативная модель Пола Лазарсфельда, или установление симптомов латентного признака. Формальная модель. Качество опросного инструмента: надежность и валидность измерительной процедуры. Трансформационная модель Стефана Новака. Три функционала вопрос-ответной коммуникации. Схема трансформационных переходов Рогозина-Чеснокова.

Обязательная литература

Рогозин Д.М. Методологические основания опросов общественного мнения // Пути России: проблемы социального познания / Под общ. ред. Д.М. Рогозина. М.: МВШСЭН, 2006. С. 111-128.

Bernard R. Research methods in anthropology: Qualitative and quantitative approaches. 4th ed. Lanham: AltaMira Press, 2006. P. 28-67.

Дополнительная литература

Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента // Социологический журнал. 2000. №3/4. С. 18-68.

Lazarsfeld P.F. Methodological problems in empirical social research // P. Lazarsfeld On social research and its language / Ed. and with introduction by R. Boudon. Chicago: University of Chicago Press, 1993. P. 236 254.

Nowak S. Methodology of sociological research: General problems / Transl. from Polish by M.O. Lepa. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1968.

Platt J. A history of sociological research methods in America 1920 1960. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

The language of social research: A reader in the methodology of social research / Ed. by P.F. Lazarsfeld, M. Rosenberg. Glencoe: Free Press, 1964.

Тема 7. Выборочное исследование

Базовые вопросы выборочного исследования. Парадокс репрезентативности. Оценка параметров генеральной совокупности. Случайные выборки. Аксиоматика случайной выборки. Процедура рандомизации. Невероятностные выборки: произвольная, целевая, квотная, стихийная. Этапы конструирования объекта исследования. Случайные ошибки. Регистр систематических ошибок: эффекты покрытия, измерения, неответов. Процедуры регистрации и обработки неслучайных ошибок. Коэффициенты результативности социологического исследования: ответы, кооперация, отказы, контакты.

Обязательная литература

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 145-189.

Bernard R. Research methods in anthropology: Qualitative and quantitative approaches. 4th ed. Lanham: AltaMira Press, 2006. P. 146-209.

Sudman S. Sample surveys // Annual Review of Sociology. 1976. Vol. 2. P. 107-120.

Дополнительная литература

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 145-189.

Иейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях / Пер. с англ. Е.И. Арона; Под ред. А.Г. Волкова. М.: Статистика, 1965.

Рогозин Д.М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе // Социологический журнал. 2004. №1/2. С. 75-105.

Рогозин Д.М. Конформная выборка в торговых центрах // Социологический журнал. 2008. № 1. С. 22-48.

Рогозин Д.М. Результативность телефонного опроса в зависимости от ограничений на выбор респондента внутри домохозяйства // Социологический журнал. 2005. № 3. C. 52-84.

Стандартные определения: систематическое описание диспозиционных кодов и коэффициентов результативности для массовых опросов. 3-изд. 2004 год / Американская ассоциация исследователей общественного мнения; Пер. с англ. Д.М. Рогозина, Е.М. Киселева // Социологический журнал. 2005. № 2. С. 78-119.

Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: Наукова думка, 1986. С. 13-27

Шварц Г. Выборочный метод / Пер. с нем. Я.Ш. Паппе; Под ред. И.Г. Венецкого, В.М. Ивановой. М.: Статистика, 1978.

Шпильрейн И.Н. Рейтынбарг Д.И., Нецкий Г.О. Язык красноармейца: опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона. М.: Государственное изд-во, 1928.

Kish L. Statistical design for research. New York: John Wiley and Sons, 2004.

McCarty C. Differences in response rates using most recent versus final dispositions in telephone surveys // Public Opinion Quarterly. 2003. Vol. 67. P. 396-406.

^ ПРИМЕРЫ ЭССЕ

  1. Типичные ошибки интервьюера в глубинном интервью

  2. Систематический обзор этнографических описаний медицинских практик

  3. Эффективность групповых обсуждений в социокультурном исследовании

  4. Проблема достижимости в этнографическом подходе

  5. Определение доходов в монографическом методе Фредерика Ле Пле

  6. Особенности организации и проведения квотных выборок: практика социокультурных исследований

  7. Понятие «очередности» в конверсационном анализе

  8. Специфика формирования категории экспертности в зависимости от типа интервью

  9. Подходы к анализу визуальной метафоры

  10. Методические приемы анализа фотографии

  11. Как правильно проводить социокультурное стандартизированное интервью?

  12. Базовые допущения в конструировании неслучайной выборки

  13. Проблема семантических смещений в транскрибировании устной речи

  14. История развития идеи эмпатического интервью в XX веке

  15. Возможности и ограничения этнографического подхода в исследовании трудовой миграции

  16. Фальсификация методических рекомендаций по организации включенного наблюдени

  17. Социокультурный анализ интеллектуальных сообществ

  18. Как возможна репрезентативность вне случайного отбора: Специфика измерения качества невероятностных выборок

  19. «Риск» и «культура» в подходе Мэри Дуглас и Арона Вилдавски

  20. Тандемное интервью: реактуализация метода