velikol.ru
1

Моделирование в электронных таблицах для решения различных задач, встречающихся как в научных отраслях, так в жизни.

Цель: Формирование навыков построения диаграмм; чтения диаграмм. Применение диаграмм при исследовании.

Задачи:

Общеобразовательные:

  • определять тип диаграммы в зависимости от ее назначения;

  • выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме;

  • интерпретировать количественную информацию, представленную в форме диаграмм.

Воспитательные:

  • обучить эстетическому оформлению работ;

  • развивать коммуникативные навыки, учить работать в группе;

  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

  • расширить словарный запас;

  • совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям.

Развивающие:

  • развивать внимание;

  • учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Оборудование: компьютеры персональные, карточки с диаграммами, мультимедийный проектор.


^ Ход урока

Моделирование – неотъемлемый компонент общечеловеческой культуры и мощный метод познания окружающего мира, природы и общества. Существуют разные виды моделирования: информационное и математическое, компьютерное и натурное, физическое, структурное и т.д. Любая модель создается и изменяется на основе имеющейся у человека информации. Информационная модель содержит существенные для исследователя сведения об объекте.

Пример. Нарисовать собаку. Вас будет интересовать внешность: порода, окраска и т.д. , поза. Изменим цель. Собака пригодная для службы в пограничных войсках? Важные качества: выносливость, способность к дрессировке, быстрота бега Пример. Рассмотрим информационную модель объекта «цветок». Для биолога: строение корневой системы, стебля, способ опыления, среда обитания. Информационная модель в виде схемы, описания, рисунка. Для художника: внешний вид растения. Для медика: химический состав. Информационная модель – набор химических формул.

Построение моделей и реализация их на компьютере является одним из основных направлений прикладной информатики. Широко распространен-ным видом моделирования является математическое моделирование. Оно стало мощным средством познания в естественных, технических и социаль-ных науках.

1.Какие математические задачи вам приходилось решать в повседневной жизни? 2. Каким образом вы их решаете?

Разработка компьютерной модели производится с помощью специального программного обеспечения, называемого электронными таблицами, которое помогает решать математические задачи, особенно если требуются финансовые расчёты. Замечательной возможностью электронных таблиц является то, что они могут автоматически менять результат, если в процессе вычислений вы меняете какие-либо цифры. Электронные таблицы могут использоваться для создания графиков и диаграмм. Существуют разные программы, относящиеся к электронным таблицам, в том числе и MS Excel.

Очень часто в жизни знать мнения и взгляды людей по самым разным вопросам. Например, какие кружки являются самыми популярными в вашей школе? Как это можно узнать? Один из способов собрать подробную информацию – это провести опрос. Вы когда-нибудь принимали участие в опросах? На какие вопросы вы отвечали?

Задача 1. Все пятиклассники посещают кружки: математический -20 учеников, литературный – 15, танцевальный – 25.


Математика

20

Литература

15

Танцы

25
Э ти числа изобразим с помощью столбчатой диаграммы. Для этого надо нарисовать 3 столбика, высота которых соответствует количеству учащихся каждого кружка. Пусть высота первого столбика 20 мм; второго – 15 мм; третьего – 25 мм.


При построении столбчатых диаграмм можно выбрать любую ширину столбика и любое расстояние между столбиками. Однако все столбики должны быть одинаковой ширины и расположены на равном расстоянии один от другого.

Проведем анализ данной модели.

1.В каком кружке больше всего учащихся? 2. Есть ли кружки, в которых одинаковое число учащихся? 3.Сравните число учеников в математическом и литературном кружках?

Задача 2.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:



Сколько лет может прожить каждая птица? Таким образом, мы рассмотрели модель, которая демонстрирует продолжительность жизни каждой птицы.


^ Построение диаграммы на компьютере

Существует программа Excel, которая поможет нам построить диаграммы. Электронная таблица состоит из прямоугольных клеток – ячеек.

Для нашей задачи название птиц введём в 1 столбец (в одну ячейку одно название), а во второй столбец - количество лет (только число).

Выделим левой кнопкой мыши два заполненных столбца и щёлкнем на кнопке ^ Мастер диаграмм. Появится окно Мастер диаграмм.

1 шаг. Выберите тип диаграммы – гистограмму и выберите второй вид диаграммы. Нажмите далее.

2 шаг. Нажмите далее.

3шаг. На вкладке Заголовки выберите строку Название диаграмм и подпишите Продолжительность жизни птиц. Нажмите далее.

^ 4 шаг. Нажмите готово.

Теперь ребята вы должны будите решить задачу и построить диаграмму на компьютере самостоятельно. Каждая пара задаёт вопрос другой паре

1.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:

Страус В сумме

Ворон могут прожить

Орёл 240 лет

Сколько лет может прожить каждая птица?

2.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:

Лев Все вместе

Тигр весят

Медведь 1600 кг

Сколько весит каждое животное?

3.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:

Морж Все вместе

Акула имеют длину тел

Крокодил 30 м

Определить длину каждого.

4.Построить столбчатую диаграмму по следующим данным и провести исследование:

Журавль Сумма их

Страус высот

Жираф 1000см

Определить высоту каждого.


Задача 3.Рассмотрим пример, когда данные можно изобразить в виде круговой диаграммы. В школьные годы для детей наиболее нужен четырёхразовый режим питания: первый завтрак -25%, второй завтрак -15%; обед – 40%; ужин -20% дневного рациона. Чтобы построить круговую диаграмму, данные заносим в таблицу.


первый завтрак

25%

второй завтрак

15%

обед

40%

ужин

20%

По данным таблицы

круговую диаграмму

легко построить на

компьютере.


^ Построение диаграммы на компьютере

Существует программа MS Excel, которая поможет нам построить диаграммы. Электронная таблица состоит из прямоугольных клеток – ячеек.

Для нашей задачи режим питания введите в 1 столбец (в одну ячейку одно название ), а во второй столбец - количество процентов (например 25%).

Выделим левой кнопкой мыши два заполненных столбца и щёлкнем на кнопке ^ Мастер диаграмм. Появится окно Мастер диаграмм.

1 шаг. Выберите тип диаграммы – круговая и выберите первый вид диаграммы. Нажмите далее.

2 шаг. Нажмите далее.

3шаг. На вкладке Заголовки выберите строку Название диаграмм и подпишите Режим питания школьников. Выберите вкладку Подписи данных и щёлкните на строке значения. Нажмите далее.

4 шаг. Нажмите готово.

Задача 4 Многие из вас жалуются на нехватку времени. В чём же основная причина? Для многих ребят это работа за компьютером. Интересно, а в вашем классе это тоже основная трата времени?

Проведем опрос.


Время за компьютером

Голос ученика

Совсем не работаю за компьютером




1 час или меньше




2 часа




3 часа




4 часа и больше





Поставьте галочку напротив одного выбранного ответа.


Какие выводы можно сделать?


Итог урока

1.Какие навыки работы с электронными таблицами вы приобрели?

2.Где еще вы могли бы использовать эти навыки?

Сегодня мы учились строить диаграммы, исследовать задачи, обсуждали в каких прикладных науках можно их использовать.