velikol.ru
1

МОУ Константиновская СОШ


Родительское собрание:

Реакция ребенка на доминирование родителей


Автор: учитель Константиновской

средней школы Амурской области

Какорина Валентина Ефимовна


Константиновка 2011


Реакция ребенка на доминирование родителей

(Особенности подросткового возраста)


На прошлом собрании мы говорили, что подростковый возраст представляет собой маргинальный период. С одной стороны он еще связан с детством, а с другой - подросток требует самостоятельности и автономии от родителей.

Взрослые убеждены, что подростковый бунт и враждебность – неизбежная функция этого этапа развития. Но психологи считают, что это не так. Просто подростки становятся более способными сопротивляться и бунтовать. И ребенок восстает не против родителей, а против их власти. И если бы родители с детства полагались в меньшей степени на методы, использующие власть, а больше на «невластные» методы влияния на ребенка, то тому не было бы против чего восставать.

Сегодня мы поговорим о том, какие формы поведения мы можем ждать от подростков, и на какие ситуации и как он может реагировать. А отсюда и спрогнозируем свое собственное поведение.

^ Реакция подростка на доминирование родителей.

  1. Сопротивление, бунт. Дети энергично борются, когда возникает угроза их свободе. Один из способов избежать этой угрозы – борьба с теми, кто угрожает.

  2. ^ Обида, гнев. Они вызваны возмущением теми, кто использует эту власть для контроля над ними или стеснения их свободы. Это так у всех и взрослых людей. Люди ненавидят тех людей, от которых зависит удовлетворение их потребностей (например, служащие враждебны к тем руководителям, которые щедры при раздаче благ и принимают лучше руководителя, который руководит их с помощью авторитета).

  3. ^ Агрессия, месть. Выражается в форме дерзости, критики. «Ты причинил мне боль – я тебе причиню боль, тогда в будущем ты не будешь этого делать.

  4. Ложь, скрытность. С помощью лжи дети избегают наказания, а также ложь может привести к поощрению. Психологи отмечают, что тенденция лгать не естественна для детей. И, если они это делают – то это результат манипуляции родителей с помощью поощрения-наказания. Дети редко лгут в семьях, где они приняты и свобода их уважается.

  5. ^ Порицание других, сплетни. Это наблюдается особенно в семьях, где более одного ребенка. Простая формула этого: «Сделаю так, чтобы другой выглядел плохо и, на этом фоне я буду выглядеть лучше».

  6. Доминирование. Ребенок стремится доминировать в тех семьях, где родители доминировали над ними. Существует риск воспитать авторитарного ребенка, если самим направлять и контролировать своим авторитетом.

  7. ^ Потребность в выигрыше. Только успех и никаких проигрышей (американское воспитание). Это имеет негативный эффект для детей, обделенных физическими или интеллектуальными способностями. У них формируется низкая самооценка, безнадежность, пораженчество (см. анкетирование).

  8. ^ Альянсы против родителей. Договариваются против с какой-либо целью.

  9. Подчинение, послушание. Это тип ответа на сильнейшую родительскую власть. Особенно, когда наказание было сильным, ребенок учится послушанию из страха наказания. Но в подростковом возрасте это может измениться, т.к. ребенок ощущает в себе силы для сопротивления. Если дети при этом остаются послушными, то это – беда. Это взрослые, которые остаются детьми на всю жизнь, пассивно подчиняясь авторитету, отказываясь от своих собственных потребностей, страшась быть самим собой, боясь конфликта, будучи слишком уступчивыми, чтобы отстоять свои убеждения. Это клиенты психологов и психиатров.

  10. ^ Поиски благорасположения, благосклонности. Это метод завоевания человека, обладающего властью, путем специальных усилий, чтобы заставить его полюбить вас, понравиться ему (чтобы вознаграждать и не наказывать). Это поведение часто отвергается сверстниками: они надсмехаются над такими детьми или завидуют его позиции фаворита.

  11. ^ Конформность (приспособление). Родительский авторитет продуцирует в детях конформность, а не творчество. Творчество вытекает из свободы. Власть вызывает страх, а он тормозит творчество. Это и на производстве так. Формула конформности такова: «Чтобы получить поощрение, я буду вести себя так, как требуется. Ничего не делать выше среднего – иначе есть риск получить наказание».

  12. ^ Избегание, фантазия. Когда реальность слишком болезненна или сложна для ребенка, чтобы ее понять, он избегает реальности. Ребенок не может «выиграть», поэтому его организм сообщает ему, что безопаснее избежать реальности. Эти формы избегания могут быть следующими:

  • Фантазии, мечты

  • Пассивность, апатия

  • Регрессия к инфантильному поведению

  • Чрезмерное сидение перед ТВ

  • Чрезмерное чтение

  • Игра в одиночку: часто с воображаемым партнером

  • Тошнота

  • Наркотики

  • Избыточная еда

  • Депрессия



На вопрос, в действительности ли родительская власть «влияет» на ребенка, психологи отвечают отрицательно. Сила власти не формирует убеждения ребенка вести себя определенным образом, скорее власть принуждает к определенному поведению. Но как только авторитет или сила снимаются, то ребенок ведет себя в соответствии со своими нуждами и желаниями. И даже мстит родителям за унижение, причиненное ему.

Таким образом, власть в действительности наделяет сою жертву силой, создавая себе оппозицию и питая свое разрушение.

Несиловые методы с большей вероятностью приведут к тому, что дети будут считаться с чувствами и мыслями родителей и в результате изменят свое поведение в желаемом направлении.