velikol.ru
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)


Утверждаю

_____________И.А. Ромахина

декан факультета экономики и управления

«___» ___________ 2011 года


рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.В.01. проблемы теории государства и права


Трудоемкость (в зачетных единицах) _______4______


Направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Правовое образование
Квалификация (степень) выпускника: Магистр

^ 1. Цели изучения дисциплины.

Целью изучения дисциплины является: на основе полученных знаний, сформировать у магистрантов углубленные знания по теории государства и права, связанные с понятием и признаками государства, причинами его возникновения, формами государства, функциями государства, понятием и структурой механизма государства, понятием и признаками права источниками (формами) права, механизмом правового регулирования и его элементами, понятием и признаками правопорядка, законности и правовой культуры. Рассмотреть соотношение государства и права, концепции правового государства; научить студентов анализировать и оценивать государственно-правовые явления и процессы, имеющие место в современном обществе.
^ 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование», Основной образовательной программе и Учебному плану по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», магистерская программа «Правовое образование», дисциплина входит в Профессиональный цикл дисциплин (Вариативная часть: дисциплины устанавливаемые вузом).

^ Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими составляющими ООП. Дисциплина «Проблемы теории государства и права» является основополагающей для изучения всех дисциплин по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», магистерской программе «Правовое образование», т.к. направлена на углубленное изучение базовых правовых понятий.

^ Учебные дисциплины, для успешного освоения которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее: современные проблемы публичного права, современные проблемы частного права, проблемы уголовного права, проблемы муниципального права.
^ 3. Требования к уровню освоения программы.

Конечные результаты обучения. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности (ПК):

способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).
^ В результате изучения дисциплины магистранты должны знать: о предмете теории государства и права, понятии государства, его сущности, месте государства в политической системе, механизме государства, понятии и признаках права, механизме правового регулирования и его элементах, и других государственно-правовых явлениях.

^ В результате освоения дисциплины магистранты должны уметь: оперировать основными юридическими понятиями и терминами на практике, применять знания, полученные в результате изучения теории государства и права в качестве методологической основы при изучении других юридических наук.


4. Общая трудоемкость дисциплины ____4___ зачетных единиц и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1

№ семестра

Аудиторные занятия

36

36




Лекции

18

18




Практические занятия

18

18




Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

81

81




Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчётно-графические работы










Формы текущего контроля

тестирование

тестирование




Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен (27 час.)


Экзамен (27час.)






Заочная форма обучения


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1




Аудиторные занятия

18

18




Лекции

4

4




Практические занятия

14

14




Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

162

162




Курсовой проект

(работа)










Реферат











Расчётно-графические работы











Формы текущего контроля

тестирование

тестирование



Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом


Экзамен


Экзамен







^ 5. Содержание программы учебной дисциплины.
5.1. Содержание учебной дисциплины.


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)


Аудиторные часы

^ Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

лекции

практические (семинары)

Лабораторные

^ В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее

40 %)



Проблемы происхождения государства

6

3

3




-

13



Соотношение понятия, сущности государства и типологии государства

6

3

3




-

13



Проблемы соотношения внутренних и внешних функций государства

6

3

3




4

13



Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества

6

3

3




4

13



Проблемы формирования правосознания, правовой культуры

6

3

3




4

16



Признаки правового государства

6

3

3




4

13




Итого:

36 час./ 1 зач.ед.

18

18

-

16 час./ 44%

81


5.2. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Проблемы происхождения государства

Первобытное общество. Власть и социальные нормы первобытного общества. Характеристика присваивающей экономики первобытного общества.

Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения общества, появления классов, собственности, государства. Возникновение и сущность раннеклассовых обществ.

Закономерности возникновения государства. Города-государства. Появление бюрократии. Государственная власть в раннеклассовых обществах.

Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, патримониальная, психологическая, договорная, теория насилия). Становление и развитие материалистической теории происхождения государства.
^ Тема 2. Соотношение понятия, сущности государства и типологии государства

Проблемы понимания государства. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества. Признаки государства.

Классовое и общесоциальное в сущности государства. Экономическая, социальная и научная основы государства.

Государственная (политическая) власть как важнейший элемент государства.

Необходимость типологии государства. Проблемы типологии государства.

Цивилизационный и формационный подходы при типологизации государства.

Типология государства в формационном подходе. Современное понимание взаимоотношений государства и социально-экономического строя.

Сущность и разновидности рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического типов государств.

Смена типов государства. Формы перехода от одного типа государства к другому.

Цивилизационный подход к типологии государства. Основания для типологизации цивилизаций и их государственности, первичные и вторичные цивилизации.
^ Тема 3. Проблемы соотношения внутренних и внешних функций государства

Понятие и содержание функций государства. Классовое и общесоциальное в функциях государства.

Классификация функций государства. Внешние и внутренние функции, их взаимосвязь.

Формы и методы осуществления функций государства.
^ Тема 4. Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества

Понятие формы государства. Соотношение типа и формы государства.

Понятие формы правления. Особенности монархических и республиканских форм правления в различных типах государств.

Национально-государственное и административно-территориальное устройство в различных типах государства.

Унитарное государство, его признаки.

Федеративное государство. Федерации на многонациональной и территориальной основах. Суверенитет в федеративном государстве.

Конфедерация как союз независимых государств.

Иные государственные и межгосударственные образования: сообщества, союзы, содружества и т.д.

Политико-правовой режим в различных типах государства. Виды политических режимов: тирания, тоталитаризм, фашизм, либерализм, демократия. Тоталитаризм в истории российского государства.

Положение личности в различных обществах.

Гражданское общество: понятие, теория и практика функционирования.

Гражданство и подданство. Правовой статус личности.

Государство и личность. Обеспечение государством прав и свобод личности. Права и ответственность. Пределы свободы личности.
^ Тема 5. Проблемы формирования правосознания, правовой культуры

Правосознание: понятие и содержание. Структура (элементы) правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Основные функции правосознания.

Классификация правосознания.

Правовая культура: понятие, содержание, структура. Правовая культура в системе культуры общества.

Правовое воспитание.

Проблемы правового нигилизма. Правовой идеализм. Правовой реализм.
^ Тема 6 . Признаки правового государства

Правовое государство в истории политико-правовой мысли.

Признаки правового государства: верховенство закона, разделение властей, охрана прав и свобод граждан, их социальная защищенность, взаимная ответственность граждан и государства, взаимосвязь с гражданским обществом.

Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.
5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. А. В. Малько. – М., 2010. – 400 с.

  2. Чистяков, Н. М. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / Н. М. Чистяков. – М., 2010. – 287с.


6.2. Дополнительная литература:

    1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х томах. М., 1981-1982.

    2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

    3. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.

    4. Алексеев С.С. Теория права. М., 2006.

    5. Байти М.Н. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

    6. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.

    7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

    8. Гревцов Ю.Н. проблемы теории правового отношения. Л., 1982.

    9. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

    10. Коркунов Н.М. лекции по общей теории права. СПб., 1914.

    11. Лазарев В.В. Пробелы в советском праве. М., 1974.

    12. Лазарев В.В., Липень С.В. теория государства и права. М., 2005.

    13. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1990.

    14. Маликов М.К. Реализация норм советского права. Иркутск, 1988.

    15. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006.

    16. Теория государства и права: Учебник /Под ред. Н.М. Марченко. М.,2006.

    17. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.,2003.

    18. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.

    19. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношениях. М., 1974.

    20. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988.

    21. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. 1989. № 4.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Для обеспечения данной дисциплины используются:

  • мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса;

  • учебно-наглядные пособия, схемы;

  • электронные библиотеки по курсу, интеренет-сайты (http://www.biblioclub.ru/);

  • справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс»: локальные (CD-диски) и в сети интернет http://consultant.ru; http://www.garant.ru.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



Проблемы соотношения внутренних и внешних функций государства

Справочные правовые системы:

Гарант, Кодекс, Консультант+

Мультимедийное обеспечение



Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества

Справочные правовые системы:

Гарант, Кодекс, Консультант+

Мультимедийное обеспечение



Проблемы формирования правосознания, правовой культуры

Справочные правовые системы:

Гарант, Кодекс, Консультант+

Мультимедийное обеспечение



Признаки правового государства

Справочные правовые системы:

Гарант, Кодекс, Консультант+

Мультимедийное обеспечение



^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:

Программа курса «Проблемы теории государства и права» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий, организации самостоятельной работы магистрантов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к зачету, написанием докладов для научных и научно-методических конференций.

В программе отражены современные научные и методические исследования по основным проблемам теории государства и права. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.
7.2. Методические рекомендации для студентов.

Учебная работа магистрантов в рамках данного курса предусматривает практические занятия с использованием как традиционных учебно-методических пособий, так и мультимедийных средств обучения.
^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:

  1. Теория государства и права в системе общественных наук.

  2. Теория государства и права в системе юридических наук.

  3. Функции теории государства и права.

  4. Типы взаимодействия общества и государства.

  5. Понятие и элементы политической системы.

  6. Классификация функций государства.

  7. Характеристика основных функций государства.

  8. Форма государства и ее элементы.

  9. Особенности формы Российского государства.

  10. Понятие и признаки государственного органа.

  11. Классификация государственных органов.

  12. Типы правопонимания.

  13. Позитивистская модель правопонимания.

  14. Социологическая модель правопонимания.

  15. Признаки права.

  16. Понятие и определение права.

  17. Система права: понятие и элементы.

  18. Критерии выделения отраслей права.

  19. Характеристика основных отраслей права.

  20. Понятие и виды систематизации правовых норм.

  21. Инкорпорация, консолидация, кодификация.


^ 8.2. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену):

  1. Предмет теории государства и права.

  2. Методология теории государства и права.

  3. Теория государства и права в системе общественных наук.

  4. Теория государства и права в системе юридических наук.

  5. Функции теории государства и права.

  6. Типы взаимодействия общества и государства.

  7. Понятие и элементы политической системы.

  8. Теории происхождения государства.

  9. Признаки государства.

  10. Понятие и определение государства.

  11. Типология государств.

  12. Понятие и структура функций государства.

  13. Классификация функций государства.

  14. Характеристика основных функций государства.

  15. Форма государства и ее элементы.

  16. Форма правления: понятие и виды.

  17. Форма государственного устройства: понятие и виды.

  18. Понятие и виды политических режимов.

  19. Особенности формы Российского государства.

  20. Механизм государства: понятие, элементы.

  21. Понятие и признаки государственного органа.

  22. Классификация государственных органов.

  23. Типы правопонимания.

  24. Позитивистская модель правопонимания.

  25. Социологическая модель правопонимания.

  26. Признаки права.

  27. Понятие и определение права.

  28. Система права: понятие и элементы.

  29. Критерии выделения отраслей права.

  30. Характеристика основных отраслей права.

  31. Правовые системы современности.

  32. Понятие и состав механизма правового регулирования.

  33. Понятие правоотношения и его виды.

  34. Субъекты правоотношения, правосубъектность.

  35. Содержание правоотношения.

  36. Объекты правоотношения.

  37. Юридические факты: понятие, виды.

  38. Понятие и признаки нормы права.

  39. Правовые и социальные нормы в их соотношении.

  40. Структура правовой нормы.

  41. Виды правовых норм.

  42. Источники (формы) права.

  43. Нормативно-правовые акты, как источники права.

  44. Понятие правотворчества. Стадии нормотворческого процесса.

  45. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

  46. Понятие и виды систематизации правовых норм.

  47. Инкорпорация, консолидация, кодификация.

  48. Понятие и формы реализации права.

  49. Способы реализации права.

  50. Стадии правоприменительного процесса.

  51. Толкование норм права: понятие, виды, способы.

  52. Пробелы в праве и способы их восполнения.

  53. Понятие и виды правонарушений.

  54. Состав правонарушения.

  55. Причины правонарушений.

  56. Юридическая ответственность: понятие, признаки.

  57. Основания и цели юридической ответственности.

  58. Виды юридической ответственности.

  59. Законность: понятие, уровни, принципы.

  60. Понятие правопорядка.

  61. Правовая культура: понятие, состав.

  62. Понятие правосознания, его структура и виды.

  63. Соотношение права и государства.

  64. Понятие и признаки правового государства.


^ 8.3. Формы контроля самостоятельной работы: тестирование; решение задач; ответы на устные вопросы на семинарах; подготовка и выступление с докладами, рефератами на семинарских занятиях и на научно-практических конференциях.
Программа составлена в соответствии с учебным планом, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100.68 Педагогическое образование, Магистерская программа: Правовое образование.

Квалификация (степень) выпускника: магистр.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.и.н., доцент кафедры гражданского права ФЭУ ______________________ А.Т. Кашенов
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры гражданского права протокол № _1_ от _____31.08_______ 2011 года.
Зав. кафедрой гражданского права факультета экономики и управления ТГПУ

__________________ А.С. Киндяшова
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией ФЭУ

протокол № _1___ от «___31_»_____08____ 2011г.

Председатель УМК ФЭУ: к.и.н., доцент ______________________ А.Т. Кашенов