velikol.ru
1


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В.В Казаченок

Белорусский государственный университет

E-mail: Kazachenok@bsu.by
В настоящее время многие исследователи согласны с тем, что знания большинства учащихся по математике становятся все хуже. При этом возрастает количество учащихся, которые не реализуют свои потенциальные возможности в приобретении полных и глубоких знаний при изучении математики. Об этом свидетельствуют и результаты международных исследований на постсоветском пространстве.

Причин, конечно, много, но одной из главных является неразработанность методики обучения математике в общеобразовательной школе. При этом в условиях лавинообразного нарастания знаний особое значение приобретает использование различных форм внешкольного обучения на базе новых информационных технологий. Уже многим понятно, что информатизация высшей, средней и профессиональной школы, по существу, означает начало революционных преобразований в области образования, сравнимых разве что с введением Я.А. Коменским предметного принципа преподавания научных дисциплин в школе.

На очередной международной выставке-семинаре образовательных технологий BETT-2004, проходившей в Лондоне, определена основная задача педагогов /1/: сделать образовательные услуги как можно более персонифицированными, обращёнными к нуждам каждого отдельного ученика. Для этого рекомендуется широко использовать дистанционное обучение и модульные методы. Здесь же отмечалось, что если в определенных предметах эти методы используются эффективно, они способствуют переходу на более высокую ступень изучения предмета. Отсюда естественно вытекает вторая задача – сосредоточиться на вопросах использования педагогических методов, адекватных технологиям.

Примерно в это же время в Москве в рамках SoftTool проходила конференция «Информационные технологии в образовании» /2/. Как и в предыдущем году, большую часть участников интересовали технологии дистанционного обучения (е-1еагning). А вот тон докладов по этой тематике изменился, став заметно сдержаннее. Во-первых, от вдохновенной агитации за преимущества Internet-обучения и рисования ошеломительных перспектив участники конференции перешли к призывам вдумчиво относится к дистанционному обучению, не применяя это «оружие массового поражения» там, где этого делать не стоит. Во-вторых, во многих выступлениях затрагивались вопросы оценки качества электронного обучения и эффективности применяемых технологий.

Современные тенденции и инновации в области дополнительного образования целесообразно рассматривать на основе трех составляющих: первая касается развития и внедрения современных информационных технологий в образование; вторая связана с развитием образовательных, педагогических технологий, при этом, если иметь в виду обучение взрослых, важно помнить об изменениях, связанных с технологиями андрагогики; третья составляющая - это современные подходы к управлению образовательными организациями, ставящими перед собой задачу развития и адекватности современным быстроизменяющимся условиям, поскольку проблема качества образования во многом детерминирована качеством управления. Автор концепции "постоянного улучшения качества" Э. Деминг показал, что менее 15 % отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а более 85 % дефектов определяется недостатками управления.

В отличие от обучения самообучение имеет ряд особенностей. Во-первых, это не обязательная, а добровольная познавательная деятельность учащихся, к которой они обращаются не по заданию учителя, а по своей инициативе. Они сами определяют направление самообучения в соответствии с возникшими познавательными потребностями и интересами, которые могут и не быть обусловлены школьными программами. Во-вторых, учащиеся регламентируют работу по самообучению, учитывая свое свободное время и другие условия. В-третьих, они по своей инициативе обращаются за помощью к учителю и другим специалистам.

Одной из форм внешкольной работы, способствующей дальнейшему развитию и укреплению у учащихся интереса к знаниям, являются школы юных математиков, физиков и т. д., организуемые при вузах и научно-исследовательских институтах. Интерес к знаниям в таких школах велик. Это объясняется тем, что содержание работы не повторяет школьную программу, а расширяет и углубляет ее. Кроме того, занятия в этих школах насыщены познавательными задачами. Они постоянно дают пищу уму, заставляют думать, оперировать приобретенными знаниями, искать новые. Учащиеся, вовлеченные в образовательную внешкольную работу, проявляют в обучении большую самостоятельность суждений, широко используют программный материал, обнаруживают более глубокие теоретические знания и умения применять их на практике.

Таким образом, эти школы предоставляют возможность эффективного самообучения школьникам в условиях нарастающего потока знаний и широкой дифференциации образования, способствуют вытеснению идеологии ”усредненности”. Примером такой школы является популярная среди учащихся старших классов очно-заочная школа по математике и информатике Белгосуниверситета /3/.

Широкое внедрение компьютеров в практику производства и образования не только выдвигает более высокие требования к организации мыслительной деятельности, но и создает качественно новые условия для развития мышления учащихся. Необходимо помнить, что компьютер при обучении служит не для того, чтобы заменить преподавателя, а для того, чтобы ему помочь. Преподаватель вместе с учащимися использует те особенности компьютера, которые намного превосходят возможности человека.

В настоящее время многие специалисты считают, что, во-первых, механизму обратной связи в учебной деятельности принадлежит намного меньшая роль, чем ранее полагали, и, во-вторых, функция обратной связи отнюдь не подкрепление правильных ответов. Основные функции обратной связи: 1) информирование учащегося о допущенной ошибке; 2) оказание помощи учащемуся для ее устранения; 3) повышение мотивации учащихся с помощью основных суждений о результатах его деятельности.

Здесь следует учитывать, что решение творческих задач из-за достаточно высокой степени их трудности требует умелого направления учащихся на их правильное решение. Эту роль выполняют эвристические указания и «задачи-подсказки», выполняющие роль вспомогательных обучающих воздействий, потому что, направляя на решение задания, они не избавляют учащихся от мышления, а наоборот, активизируют процесс мышления. Эти вспомогательные обучающие воздействия, с одной стороны, являются средством активизации познавательной деятельности учащихся, а с другой - средством оказания помощи.

При разработке учебников для самообучения особое внимание надо уделить средствам и методам организации познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, проблемным, эвристическим, исследовательским); предоставлению информации в наглядной форме (иллюстрации, демонстрации и т.п.); диагностике готовности учащегося к изучению курса; тестированию уровня усвоения отдельной темы и учебного курса в целом; рубежному контролю усвоения теоретических знаний, а также коррекции процесса приобретения практических умений и навыков.

Мы разделяем точку зрения В.М. Монахова /4/, который констатирует, что большинство из ныне действующих школьных учебников не могут использоваться при самообучении, так как не выполняют важнейшую функцию — служить развернутой моделью процесса обучения. Он поднимает вопрос о необходимости теоретической разработки категории "учебник нового поколения" и предлагает принципиальные изменения системы и процедуры создания учебников. Исходя из предложенной им концепции "рассеянных методических знаний", обладателями которых являются учителя и преподаватели вузов, необходимо привлекать их к созданию учебников. При этом реализуется принцип доверия профессионализму учителя и создаются условия для изучения, обобщения и систематизации методического опыта преподавателей.

Литература

  1. Кларк Ч. Новые педагогические методы, дистанционное обучение, глобализация – три кита современного образования / / Информатика и образование. 2004. № 3. - С. 3 – 8.

  2. Шеян И. E-learning без прикрас / / Computerworld Россия. 2004. № 38. - С. 52.

  3. Казаченок В.В., Громко Н.И., Пазюра Е.В. Интернет-обучение математике школьников Беларуси/ / / Матэматыка: праблемы выкладання. 2003. № 1. - С. 3–9.

  4. Монахов В.М. Как создать школьный учебник нового поколения / / Педагогика. 1997. № 1. - С. 19 – 24.