velikol.ru
1 2 3



Некоторые формы и приёмы

обучения русскому языку в

коррекционно-развивающих

классах.


Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МОУ СОШ№8 г.Каменки

Пензенской области Аликовой

Любови Петровны


Каменка

1997

Рецензенты: главный методист кафедры теории и методики преподавания русского языка и литературы ИПК и ПРО Л.Л.Деева; учитель русского языка и литературы, «высшей категории» Мокшанова Т.К.


Опыт учителя посвящён актуальной для современной педагогической практики и недостаточно разработанной теме.

В условиях, когда идеи гуманизации образования реализуются в обеспечении комфортности обучения для любого ребёнка, Л.П.Аликова взяла на себя на практике решать задачи детей, имеющих проблемы в школе.

В обосновании избранной темы учитель показывает проблемы дифференциации обучения, исходя из общепедагогических исследований современных учёных.

При коррекции содержания государственной программы по русскому языку учитель опирается на стандарт образования, с учётом его позиции выстраивает систему компенсации развития и обучения школьников. Следует отметить полную самостоятельность педагога, ибо в период формирования излагаемого опыта официальных программ для специализированных классов не существовало.

Большим достоинством представленного опыта является педагогически грамотный индивидуализированный подход к продвижению в учёбе каждого ученика, личностно направленная коррекция его общеучебных и предметных умений.

Отлично ориентируясь в современных методах обучения, Л.П.Аликова продуманно и целенаправленно избирает оптимальные для конкретных ситуаций пути решения педагогических задач.

Особо привлекает в работе глубокий и точный анализ, прогнозирование результатов, последовательная отработка умений и навыков конкретных детей.

В работе представлены интересные конспекты и фрагменты отдельных уроков, разработан богатый дидактический материал для пошагового обучения, что свидетельствует об изобретательности, тонком педагогическом расчёте учителя, его профессиональной зрелости.

Л.П.Аликова выступала на курсах перед учителями, работающими в классах коррекционно-развивающего обучения. Опыт учителя вызвал живой интерес и высокую оценку коллег.


Содержание.



  1. Предисловие……………………………..…. стр.4-6

  2. Чему учить? Содержание обучения…...…..стр.7-8

  3. Как учить? Формы и приёмы обучения .… стр.9-37

  4. Приложения……………...………………….стр.38-44

  5. Урок-конспект по русскому языку в 5 классе
    по теме: «Имя существительное»………….стр.45-52



«Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей…

Этот огонёк легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызывающим обиду или же равнодушие. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребёнка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперёд, поднимаясь по крутой тропинке познания… Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды гаснет…ребёнок теряет веру в свои силы, застёгивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или ещё хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей».


(Сухомлинский В.А. «Сердце

отдаю детям.» - с.141-142)


Предисловие


Сотни раз мы задавали себе вопрос: почему дети, с охотой идущие в школу, к 5-6 классу теряют всякий интерес, не хотят учиться?

Причин тому много, и одна из них: бессилие ребёнка в единоборстве с тяжким учебным трудом. Установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, упорно борясь с неуспеваемостью, ориентировалась лишь на «среднего» ученика, и многие учителя разучились видеть в ребёнке личность со своими особенностями, способностями и интересами. И только за последние годы, в связи с изменениями в общественной, политической и экономической жизни страны, были провозглашены важнейшие принципы государственной политики в области образования – гуманизация и демократизация образования, что позволило создать условия для перехода от авторитарной педагогики и выдвинуло на первый план заботу о личности ученика. Появились большие возможности для полноценной реализации всё более популярных сегодня идей дифференцированного обучения школьников. Были созданы классы «развивающего обучения» (для детей способных), классы «повышенного индивидуального внимания» (для педагогически запущенных детей). Несмотря на трудности в создании таких классов, видится следующая перспектива в работе с равноуровневыми классами:

  1. Она предполагает, что все дети, независимо от типа класса, получат образование;

  2. между классами разных типов нет «непроницаемых перегородок». Если учитель увидит существенные изменения в овладении материалом, он может после окончания очередной четверти перевести ученика (решением педсовета и согласия родителей) в класс другого типа;

  3. способным учащимся предоставляется возможность выбора факультативных занятий по интересам и обучение с 7-го класса по программам углублённого изучения предметов;

  4. с 10-го класса можно сформировать группы с профильным обучением для подготовки к поступлению в ВУЗ по избранной специальности.


Таким образом, в поисках путей преобразования школы большие надежды возлагаются на дифференциацию обучения, хотя проблема дифференцированного обучения ни для науки, ни для практики не нова. Вопросам дифференцированного обучения был посвящён ряд работы видных учёных педагогов (Шахмаев Н.М., Гончаров Н.К., Волков Г.Н. и др.). И сегодня появились статьи современных исследователей по данной проблеме. Это работы киевских учёных под руководством Ю.Гильбуха. «Как не убить талант?», Якманской И.С. «Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения», Мартынович М.А. «Диагностика и развивающее обучение» и другие.

Очень хочется, чтобы дифференциация обучения помогла школе избавиться от необходимости учить всех одинаково, помогла снять перегрузку, позволила учитывать особенности, возможности и интересы детей.

Хочу поделиться опытом работы в классах «повышенного индивидуального внимания», так называемых коррекционно-развивающих классах.

Кто попадает в класс коррекции? Дети «педагогически запущенные», как правило, из «неблагополучных» семей или неполных семей, кто не получает помощи в учёбе вне школы. Несколько человек в этом классе обучаются из-за неспособности работать в одном темпе со всем классом, из-за низкого уровня внимания, низкого интеллекта, ригидности мышления.

Задача учителя – помочь ребёнку обрести веру в свои силы, зажечь желание учиться. Это очень трудная задача. Но она по силам каждому, кто неравнодушен к судьбам детей.

Я не буду описывать процесс отбора в данный класс, он очень сложный, в нём принимают участие и психолог, и логопед. Остановлюсь на некоторых моментах методики обучения русскому языку.

^ Чему учить?

Поскольку стандарт образования обязателен для всех обучающихся в общеобразовательной основной школе, обучение должно двигаться в рамках отобранного в стандарте содержания образования. Конечной целью обучения в школе является владение литературным русским языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развития личности человека.

Практический курс русского языка для учащихся 5-9 классов изложен в «Программе компенсирующего обучения по русскому языку в V-IX классах общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации».

По сравнению с действующей программой, в этой программе существенно сокращён объём теоретических сведений и по-иному организованы её разделы. Каждый раздел программы имеет единую структуру. В нём прежде всего выделены основные теоретические сведения, которые являются базой для формирования грамматических, орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков учащихся. Основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам (дана пометка «ознакомление») учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познаётся школьниками в результате практической деятельности (например, склонение местоимений, образование причастий). В программе такой материал снабжён примечанием «практически».

Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает её изучение и сокращает учебное время на её усвоение, а с другой стороны, создает условия, чтобы учащиеся овладевали знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получали их в определённой системе. Кроме того, в разделах выделены вопросы, знакомые учащимся по предшествующим годам обучения. Это вводное повторение, оно помогает создать необходимую базу для усвоения нового материала.

Чтобы усилить речевую направленность курса, изучение многих вопросов синтаксиса и пунктуации предлагается проводить в 5-7 классах параллельно с изучением морфологии и других разделов курса. Эти вопросы выделены в каждой крупной теме.

Для раннего обучения внесены те синтаксические и пунктуационные темы, которые вполне доступны учащимся данного возраста(5-7класс). В 8-9 классах в связи с этим характер изучения многих тем изменяется. Главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.

В соответствии с практической направленностью обучения во всех классах в каждом разделе особо представлены вопросы орфографии и пунктуации. В одних случаях этот материал изучается как новый, а в других даётся в порядке повторения и обобщения. Учитель организует эту работу параллельно с изучением нового материала или выделяет для этой цели специальные уроки. В каждом разделе перечислены умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы. Причём умения и навыки подразделяются на две группы: одни из них являются грамматическими, другие – орфографическими или пунктуационными.

Развитие связной речи в данной программе представлено не в особом разделе, а распределено по основным темам курса. При этом виды и содержание работ по развитию речи во многом соотнесены с особенностями изучаемой темы. Виды работ, тематику и количество изложений и сочинений учитель может изменить, исходя из конкретных условий работы в своих классах. Итак, содержание обучения изложено в программе. Чему учить – ясно. Теперь: как учить? Ведь перед нами особые дети.


^ Как учить?

Врач, прежде чем лечить больного, ставит диагноз, а потом назначает лечение. Так и в нашей работе – не надо торопиться.

В начале учебного года каждому учителю, ведущему в данном классе, психолог вручает «Коррекционную программу для работы со школьниками «Б» класса». Эта программа составляется на основе представлений психолога, педагога, логопеде на каждого ученика и индивидуальных карт-характеристик учащихся.

Показываю наглядно.


^ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА

УЧАЩЕГОСЯ.

Фамилия, имя, отчество ученика

Возраст

Школа №

Класс (группа)

Сведения о семье


Особенности учебной деятельности и поведения со слов:

  • родителей




  • педагогов


Особенности общения:

  • с одноклассниками




  • с родителями


Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация


Сформированность понятий правой и левой руки, пространственных и временных представлений


Моторная ловкость


Обследование ребёнка:

внешний вид и поведение в ситуации обследования


темп деятельности и работоспособность.

особенности внимания


Память

Интеллектуальное развитие


Особенности конструктивной деятельности


развитие графической деятельности, рисунок


Особенности психоречевого развития


Особенности эмоционально-личностной сферы


Дата обследования…………Фамилия школьного психолога


А вот как выглядят индивидуальные карты-характеристики. (То, что выделено красным цветом, я взяла себе на заметку для работы с данным учеником).


















Диагностический тип

Отличаются серьёзностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий.

Для них характерна заниженная самооценка, низкая контакность, немногословность в беседе. Домоседы, индивидуалисты, избегают шумных компаний.

Добросовестны, располагают обострённым чувством справедливости, замедленностью мышления.

Пути коррекции:


Флегматический тип темперамента (по Айзеку)

Обучение навыкам общения и установлению контакта. Развитие эмоциональной, нравственной и интеллектуальной сфер.

При работе осторожно пользоваться такими методами, как критика, ирония, развенчание в глазах коллектива. Больше пользоваться методом поощрения, положительного примера. Не давать большой объём задания сразу, так как темп работы замедленный.






Коррекционная программа для работы

со школьниками 5 «Б» класса



^ Исходный уровень


Параметры характеристики школьника

Не способны работать в одном темпе со всем классом; нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы; не могут поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться её достижения; не могут зачастую осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал; не могут связно выражать свои мысли; нет достаточного словарного запаса; не могут выделить главное в тексте, озаглавить смысловые части; уровень техники чтения – II-ое полугодие 2-го класса; сохраняют способность работать в течение всего урока, но в медленном темпе, с перерывом…

Требуемое:


Специальные педагогические ожидания

привить готовность к учёбе в отдельных групповых мероприятиях; привить социальную способность к групповой активности в школьно-педагогических ситуациях.




Содержание


Просветительная программа

^ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИИ (ФАЗА ПОДГОТОВКИ УЧЁБЫ)

Снижение требований к школьнику, пока они не будут соответствовать его актуальному уровню; содействие или подготовка средств работы (планов, схем, опор, карточек, таблиц…). Смена педагогической установки с «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», содействие индивидуальной работе, развитию интересов. Соблюдение щадящего режима. Организовать занятия так, чтобы обеспечить большое количество наглядного материала; заучивание и повторение, варьирование способов подачи заданий, эмоциональную насыщенность занятий с использованием элементов игры, заменив постепенно познавательными задачами. Дозировка подачи материала – постепенная. Организация успеха ребёнка в усвоении школьной программы. Включение ученика в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Преодоление негативной мотивации учения. Индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоциональной сфер.


Для классного руководителя имеется ещё

воспитательная программа.

Были рекомендованы психологом методики работы с педагогически запущенными детьми:

  • методика организации ведущей деятельности ребёнка, имеющая целью пробудить или развить интерес, активное отношение к этой деятельности и обеспечить удовлетворённость успехами в учении;

  • методика выравнивания возможностей, направленная на преодоление недостатков в интеллектуальном и нравственном, эмоционально-волевом и физическом развитии;

  • методика руководства поведением, которая предполагает расширение круга конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях.

Следует подчеркнуть, что использование коррекционной программы должно быть индивидуализировано: в зависимости от характера умственного развития ученика какие-то задания могут не использоваться, а какие-то повторяться не один раз.

Если просмотреть индивидуальные карты-характеристики моих учеников, то можно сделать такой вывод: разные типы характера, типы темперамента – разные ученики. Как быть? Выделив причины неуспеваемости учеников, установив с помощью психолога особенности нервной системы, разделила класс на две группы: группу А – в неё вошли меланхолики и флегматики, группу Б – холерики и сангвиники.

По основным свойствам центральной нервной системы сангвиники и холерики (интровертируемый тип) характеризуются как сильный, подвижный, а флегматики и меланхолики – как инертный тип. Правда, здесь по уравновешенности и неуравновешенности нет совместимости.

По схеме, приводимой ниже, можно увидеть, как соотносятся типы темперамента.




Нестабильный





Интроверти-рованный

Экстраверти-рованный

Таким образом, группа А – инертные, группа Б – импульсивные, контактные.

При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:

  1. не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

  2. следует помнить, что такие ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

  3. инертные следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

  4. поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, не следует проводить их опрос в начале урока;

  5. предоставь время на обдумывание и подготовку;

  6. в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

  7. нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Отсюда и выбор методов обучения, форм их реализации, дидактических средств и форм реализации учебной деятельности. Если учитывать всё сказанное выше об учащихся класса коррекции, оптимальным методом обучения будет репродуктивный. Остановлюсь на формах реализации учебной деятельности.

Так как учащиеся данного класса с разным уровнем подготовки и темпом работы, использую различные формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся на уроке. Это требует основательной предварительной подготовки и всестороннего планирования, в котором должны быть определены: опорные знания и умения учеников, необходимые для изучения нового; новое в изучаемом материале и пробелы в ранее изученном; сопутствующее, или попутное, повторение; учебная перспектива.

Подготовка материалов урока по подобному плану обеспечит разработку «учебного пакета» по той или иной теме. Этот «учебный пакет» готовится таким образом, чтобы любой ученик смог, опираясь на материал пакета, самостоятельно поработать с учебником и изучить теоретический материал, и использовать его в практическом задании. Информация «учебного пакета» подбирается по следующей схеме:

  1. Тема, цели работы. Результаты, которых следует добиться.

  2. Вопросы, задания по овладению приёмами самостоятельной работы с лингвистическим текстом.

  3. Таблицы, схемы.

  4. Задания и упражнения для индивидуальной, групповой, коллективной работы.

  5. Подробные инструкции по выполнению само- или взаимоконтролю учебных операций.

  6. Творческие задания или учебные лингвистические задачи.

  7. Варианты домашних заданий.

  8. Основные критерии оценки выполненной работы.

Привожу пример «учебного пакета» по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (материал дан частично, нет работы с полным текстом).



^ Как изучать правило учебника.


  1. Прежде чем изучать (запоминать) правило, ответь на вопросы (можешь пользоваться карточкой «Имя прилагательное»):

а) Какие слова относятся к именам прилагательным? Приведи примеры.

б) Как отличать имена прилагательные от других частей речи?

по вопросу…

по общему значению…

по морфологическим признакам…





^ Индивидуальное задание №1


Придумай вопросы по материалу левой части таблицы (III)


Индивидуальное задание №2


Придумай вопросы по материалу правой части таблицы (IV)





^ Задание на дом:


Б

  1. Попытайся сформулировать правило для большинства слов с суффиксом -енн-. Для этого воспользуйся «Грамматическим словарём». Выпиши все прилагательные, образованные от существительных, с суффиксом -енн- . Какая закономерность наблюдается?

Поделись своими результатами с классом.



Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, в какой-то степени готовлю их к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?), планированию своего труда, приобретению навыков самоконтроля. Постепенно, по мере освоения материала учащимися сокращаю задания и учебную информацию в них. Освободившееся время используется для работы с текстом, развития речи.

Чтобы приучить детей к такой работе, показать, как правильно выполнять задания, не первых порах в 5-ом классе привлекала детей из параллельного класса (класса «развивающего обучения») – см. урок-конспект по русскому языку в 5-ом классе по теме «Имя существительное». Надо сказать, что учащиеся класса коррекции легче действуют по шаблону. Любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, потому что для них благоприятны ситуации, требующие последовательной планомерной работы. Но нельзя забывать при этом, что задачи перед учеником надо ставить такие, которые будут ему посильны, выполнимы.

Помещаю ещё набор карточек для работы в парах (один ученик из класса «Д» - развивающего, другой из класса «Б» - коррекции).

Тема: «Имя прилагательное» (повторение, обобщение - см.приложение №1).


«Сказка о жабе и розе» (по В.Гаршину)

Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом цветнике. Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела старая жаба, которая поохотилась целую ночь и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потеснее и посырее. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собиралась отдыхать.

Когда запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство.

На другой день роза должна была распуститься полным цветом.

Её заметила жаба.

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных




розовых лепестков и всё смотрела и смотрела.4 Ей очень нравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:

-Постой, - прохрипела она, - я тебя слопаю!

Роза содрогнулась.

-Я тебя слопаю! – повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило ещё ужаснее, и переползла поближе к розе.

Жаба переколола о шипы себе лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок…

Злость не помешала жабе набить себе живот, как всегда. Её царапины были не очень опасны, и она решила, отдохнув, снова добираться до привлекавшего её и ненавистного ей цветка.

Наступило утро, прошёл полдень, роза почти забыла о своём враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике.

Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива.



Перед изучением каждой темы ученики получают перечень того, что он должен знать и уметь по пройденной теме. Против каждого пункта этого перечня ученик ставит соответствующие знаки: «+» (знаю), «-» (ещё не знаю, не понял), «?» (сомневаюсь). Такой способ работы даёт возможность ребёнку видеть своё движение вперёд, последовательно ставить и достигать одну цель за другой, подниматься со ступеньки на ступеньку и наглядно отразить своё обогащение знаниями и умениями.

Вот как это выглядит:



Имя числительное

Основные умения и навыки

Как понял?

Графа учителя

  1. Опознавать числительные, отличать от других частей речи;

  2. правильно склонять имена числительные;

  3. употреблять для обозначения дат;

  4. правильно употреблять числительные оба, обе в сочетании с существительными

+


?


+


-



индивидуальное занятие


занятие в парах


следующая страница >>