velikol.ru
1

Нужно всякому протягивать руку, и не может быть,

чтобы из многих попыток ни одна не принесла успеха

Сенека


«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так говорится в народной поговорке.
Сформировать свои представления об окружающем мире дети дошкольного возраста могут только благодаря работе различных органов чувств. Среди них ведущая роль принадлежит зрению.

В течение всей своей жизни мы получаем информацию о внешнем мире при помощи зрения. Глаз - это часть мозга, вынесенная на периферию сетчатки, которая, по сути, дела является важнейшим анализатором, соприкасающимся непосредственно с внешним миром, приёмником световых волн и импульсов. Патология зрения как врожденная, так и приобретенная, всегда неблагоприятно сказывается на психическом и физическом развитии ребенка.

Хорошо ли видит ребёнок? От чего зависит ответ на этот вопрос?

В деятельности зрительного анализатора принято различать пять основных функций: светоощущение, центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение. Ребёнок рождается со светоощущением. Остальные зрительные функции развиваются и совершенствуются постепенно. Состояние зрения ребёнка зависит от множества факторов - как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т. д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.).

В предупреждении расстройств со стороны зрительной системы ведущую роль играет общее укрепление организма, чему в значительной степени содействуют правильный распорядок жизни и устранение таких негативных факторов, как напряжённая или длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии в неблагоприятных условиях (недостаточная освещённость, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели). Параллельно с ростом и развитием детского организма наблюдаются большие изменения всех элементов глаза и формирование его оптической системы, этот процесс обычно особенно интенсивно протекает в период от года до пяти лет жизни ребёнка. Острота зрения, равная 1,0 (то есть норма), формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеют дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от трёх до пяти лет) всё ещё значительно преобладает над нормальной, и только с шести лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью. Если дошкольникам ставятся такие диагнозы как "косоглазие" или "амблиопия", то в этом случае необходимо назначение лечебно-коррекционного курса. Необходимое лечение наряду с обучением и воспитанием дети с паталогиями зрения должны получать в специализированном дошкольном учреждении или в специальной коррекционной группе детского сада.

 Дошколята нашего района такую коррекционную помощь могут получить в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребёнка детский сад № 10. По направлению врача-офтальмолога дети со зрительной патологией в возрасте от 3 до 7 лет посещают интегрированную группу. Коррекционную работу со слабовидящими детьми в нашем дошкольном учреждении проводят квалифицированные специалисты. Лечебно – восстановительную работу осуществляют: врач – офтальмолог и медсестра – ортоптистка; педагогической коррекцией занимаются: тифлопедагог, психолог, логопед.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе в детском саду созданы условия: кабинеты специалистов оснащены учебно-наглядными пособиями, настольными играми, богатым дидактическим материалом для развития зрительного восприятия, мелкой моторики, развития речи, внимания, памяти и других психических процессов. Тифлопедагог в своей работе использует компенсаторные механизмы с опорой на слуховую, тактильно-двигательную сферы, речь, как регулятор практических действий, учит познавать, исследовать окружающий мир. Корригирует недостатки зрительного восприятия у детей, формирует алгоритм действия, отрабатывает основные приёмы и способы познания окружающего мира. Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные интересы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики, нарушение осанки. Предупреждение вторичных отклонений не менее важная задача тифлопедагога.

Педагогический коллектив ДОУ в работе со слабовидящими детьми стремятся максимально способствовать повышению зрения каждого ребёнка, помочь им в компенсации дефектов для дальнейшей социальной адаптации детей, максимально содействовать наиболее полноценному развитию дошкольников с ограниченными возможностями.

Общеоздоровительные мероприятия, специальное лечение, занятия, игры - всё это даёт хорошие результаты. У большинства детей после пребывания в МДОУ ЦРР № 10 зрительные функции восстанавливаются - это даёт им возможность поступать в массовую образовательную школу. Срез диагностических данных (за 3 года) по результатам лечения детей показывает, что из каждых 10-ти выпускников, прошедших лечебно-коррекционный курс в ДОУ, имеют улучшения зрения 70%, полностью выздоровели 28%.

В заключение статьи хотелось бы призвать родителей, педагогов дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям, имеющим нарушения зрения. Воспитание их в массовых детских садах - одно из проявлений гуманизации общества.


Учитель – дефектолог

МДОУ ЦРР № 10

И.Л.Тюрнина