velikol.ru
1

Мероприятие по циклу : «Растения и животные». Деловая игра.

Оборудование: на доске рисунки учащихся с изображением животных и растений, сочинения о животных и растениях, книги на эту тему и различные иллюстрации с изображением растений и животных.

Класс делится на 2 команды. Команды выбирают себе названия, заготавливают эмблемы.

Ход мероприятия:

- Сегодня мы с вами, ребята, собрались в нашем клубе весёлых и находчивых, чтобы ещё раз поговорить о растениях и животных, вспомнить книги, которые мы читали о растениях и животных и посоревноваться. Сегодня мы узнаем, кто окажется находчивее, сообразительнее, кто больше узнал о растениях и о животных. В наших соревнованиях участвуют две команды: команда «Попугай» и команда «Колокольчик». И сразу давайте договоримся: во время наших соревнований никто не выкрикивает с места. Если хотите ответить- поднимите руку.

- Команды готовы к соревнованиям?

Дети: - Готовы! (хором).

- Я думаю теперь можно начинать. А начнём мы с небольшой разминки. Посмотрим, как команды умеют отгадывать загадки. Угадайте, что это за растения?

Учитель загадывает загадки поочерёдно сначала одной команде, потом другой.

1. Кафтан на мне зелёный,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (арбуз )

2. В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор )

3. Я родился в день дождливый под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб )

4. Стоит Антошка на одной ножке.

Где солнце станет, туда он и глянет. (подсолнух )

5.Сидит дед, в шубы одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук )

6. Маленький, горький – луку брат. (чеснок )

7. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали – косы отрывали. (морковь )

8. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (репа )

- Молодцы! А теперь угадайте о каких животных идёт речь.

1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её ….. (лиса )

2. Горбоносый, длинноногий великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить, знайте, это…. (лось )

3. Он, как ёлка весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный…… (ёж )

4.В сосне дупло, в дупле – тепло.

А кто в дупле живёт в тепле? (белка )

5. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь )

6. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан

Очень грозен был….. (кабан )

7. Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно, притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись: в том лесу, где бродит ….. (рысь )

8. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц )

9. Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (кошка )

10. Кто на себе свой дом носит ? (черепаха, улитка )

- Молодцы! Загадки вы умеете отгадывать хорошо. А сейчас ещё одно испытание командам. Каждая из команд получит кроссворд. Один кроссворд по теме «Животные», а другой по теме «Растения». Вы должны как можно больше вписать названий. Только совещаться тихо, чтобы ваши соперники не услышали.

Каждая команда получает кроссворд.

Животные Растения

Лось груша

жираф огурец

собака помидор

верблюд клубника

обезьяна смородина

Жюри подводит итоги.

- А теперь вспомним наше домашнее задание, которое получили команды. Вы дома учили стихи о животных. Начнём с команды «Колокольчик», затем продолжит «Попугай».

- Кто больше расскажет стихов? Дети рассказывают стихи.

- Молодцы! Много знаете стихов о животных. А знаете ли вы животных, которые обитают на болоте? ( Лягушка, утки,цапли,журавли.)

- Чем полезны лягушки и жабы? Вопрос задается 1 команде.

- Какую пользу они приносят, хотя и выглядят не очень приятно ?

- Какую сказку про жабу мы читали, кто её автор? (С. Баруздин «Серая звёздочка»).

-А какую пользу приносят черви? Вопрос задаётся 2 команде.

- Животных вы знаете хорошо, а теперь посмотрим как вы сможите по описанию угадать о каких деревьях идёт речь?

Задания читаются поочерёдно командам.

1. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В лесу, где растёт это дерево, верится, что здесь живут Баба- Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в таком лесу всегда прохладно и темно. Дерево это растёт 150-200 лет. (ель )

2. Королевой сибирских лесов называют люди это дерево. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа, не гниёт, а со временем становится твёрже и как бы каменеет. (лиственница)

3. Это дерево – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! Крепкая древесина этого дерева применяется в токарном и столярном деле, в машиностроении. В городах это дерево энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества. (клён )

4. Полюбилось русскому народу это дерево. Сколько песен, стихов сложено об этом дереве! Часто дерево это упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из этого дерева делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров, бумагу. (берёза )

5. Мощь и величественная красота этого дерева привлекает всех. Корни его уходят в землю, и потому ему не страшны никакие бури. В старину это дерево шло на строительство кораблей. Сейчас из него делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. (дуб )

6. Как это скучно – сто лет без движенья

В воду глядеть на своё отраженье.

Свесила ветви с обрыва тихая, грустная…… (ива )

- А теперь команды получат очень весёлое и интересное задание: нужно будет изобразить животного, название которого записано на листочке. Кто хочет попробовать? Но изобразить нужно так, чтобы ребята догадались, что это за зверь.

1 команда : заяц, медведь

2 команда : обезьяна, лягушка.

- Молодцы, ребята! Знаете повадки животных, поэтому ребята догадались кого вы изображаете. А сейчас я посмотрю как вы знаете рассказы о животных и писателей, которые написали эти рассказы. Я буду читать отрывки из рассказов, а вы должны назвать рассказ и писателя, который его написал.

Далее учитель выбирает 4 отрывка из произведений о животных , которые учащиеся читали на уроках литературного чтения и зачитывает их детям.

- А сейчас мы поиграем в игру.

На доске карточки со словами : сад, огород, поле, луг.

Около этих слов лежат карточки с названиями растений. Вы должны правильно разместить эти названия. Под словом сад вы должны поставить слова с названиями растений, которые растут в саду. Под словом огород вы должны поставить слова с названиями растений, которые растут в огороде и так далее.

Затем дети выполняют задание (2 человека из разных команд ).

сад поле огород луг

яблоня овёс помидор одуванчик

вишня ячмень огурец мак

слива пшеница морковь колокольчик

- А сейчас ещё одно задание : 2 человека будут соревноваться между собой. Кто больше назовёт сказок о животных. Когда участники назовут все сказки, им помогут их товарищи из команд.

- А теперь будем называть сказки о растениях.

- Хорошо. На уроках русского языка мы писали небольшие сочинения о животных и растениях. Сейчас некоторые из них ребята прочитают.

Читают сочинения.

Можно поиграть в игру «Кто больше назовёт растений и животных?» Называют все участники команд по порядку.

- Молодцы! Сегодня все хорошо поработали и поиграли. Обе команды старались. И та, и другая команды хорошо знают животных и растения и умеют о них рассказывать. Я думаю, что вы после этой нашей игры будете продолжать читать рассказы о животных и растениях и ещё больше узнаете о животном и растительном мире нашей Родины. И на память каждому участнику сегодняшнего КВНа я подарю сувениры.

Вручение призов.