velikol.ru
1

Окончание начальной школы – это не только завершение одной из ступеней образования. Но и переход в новую, временами очень трудную «взрослую» жизнь. 5-й класс для многих детей является неким пунктом, означающий завершение детства и начало взрослости, и зачастую дети очень ждут этого момента. Однако переход в среднее звено школы имеет свои трудности…

   Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. «...1 раз в 5-ый класс… Какое же здесь все другое… Больше не будем сидеть в нашем старом и очень уютном кабинете, а будем бегать по чужим, таким непривычным… И учителя… Ни одного знакомого лица, все новые. И чего хотят – непонятно… А ученики… На нашем этаже мы были самыми старшими, а здесь – какие же они все большие и взрослые… И сколько задают – КАК это все запомнить и КОГДА отдыхать?...»

Все эти мысли приходят в голову пятикласснику. Ребенок 10-11 лет находится в состоянии совпадения двух кризисов, один из которых связан с переходным периодом (возрастной кризис) – о нем я немного упоминала в предыдущей статье, а другой – в новой организации обучения (так называемый условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия развития ребенка «изнутри», а другой – «извне». Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, снизиться успеваемость, иногда нарушается сон, аппетит, изменяются отношения со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные проявления носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4-5 недель после начала учебы.

Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. Наибольшие трудности в адаптации испытывают тревожные, мнительные дети, для которых любая перемена – уже стресс. Кроме того – учащиеся, для которых установление новых взаимоотношений с окружающими затруднено из-за личностных особенностей (скромность, боязливость, чрезмерная агрессивность и др.)

На что же должны обратить внимание родители будущих пятиклассников?  Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок в школе. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и отдыха, удобное рабочее место дома. Это поможет избежать сильных умственных перегрузок.

И главное – абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками.