velikol.ru
1

Олимпиадные задания по окружающему миру

( 2008 – 2009 учебный год )

ШИФР____________

1. Земля находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна. Но поверхность Луны нагревается днем до +100 ОС, +170 ОС. А с наступлением ночи остывает до –200 ОС. Почему же наша планета никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна?


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые даже говорят, что изменение поверхности Земли – это результат работы трех "великих мастеров". Что это за мастера?

_______________________________________________________________________________________

^ 3.Узнай полезные ископаемые по описанию. Заполни таблицу – укажи название и использование полезных ископаемых.



Свойства

Название

^ Использование человеком

1

черный, твердый, горит, тяжелее воды

 

 

2

серый (может быть другого цвета), твердый, не горит, колется с трудом, тяжелее воды

 

 

3

черный, жидкий, легче воды, горит

 

 

4

белый, рыхлый, легко колется, крошится

 

 



4. Вставьте в пустые клетки цифры по порядку: от причины к следствию, чтобы объяснить круговорот воды в природе.

1. Вода стекает в водоёмы.

2. В воздухе вода превращается в туман.

3. Нагретый воздух поднимает воду вверх.

4. Вода выпадает в осадок.

5. Воздух остывает.

6. Солнце нагревает воздух.


5. Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.

_________________________________________________________
^

6. Распредели представителей живой природы на группы (сообщества). Покажи их линией (стрелкой).


волк
жаворонок
рябина
клевер
овес
крот
василек
мышиный горошек
ландыш
кузнечик
лось
сосна
пшеница
калина
полевка

поле

лес

луг

^ 7. В указанном списке подчеркни экологические катострофы.

Сильный ливень, пожар на предприятии, слив мазута в ручей, торнадо, гибель танкера с нефтью в черном море, шторм в океане.



  1. ^ Узнай по описанию природную зону.

а) Карликовая береза, ягель, которым с удовольствием питаются коренные жители этих мест – олени. А люди в этих местах ведут кочевой образ жизни и живут они в особенных домах-ярангах, покрытых шкурами оленей. ( _________________________________ )

б) Климат умеренный. Многообразие лиственных и хвойных деревьев, кустарники. Изобилие ягод и грибов. Богатый животный мир. В малиннике можно встретить бурого медведя. В июне месяце нет спасу от комаров. ( _________________________________ )

в) Январь. 12 часов дня. Солнце спрятано за горизонтом. Снежную равнину освещает только тусклый свет звёзд. Местность кажется безжизненной. ( _________________________________ )


9. Мы живём в прекрасной и великой стране Россия. Самое большое её богаство – народ и природа. Будущее России зависит от здоровья людей и окружающей их природы. Природу нужно спасать и беречь. Это зависит не только от взрослых, но и от вас – детей. Сделай первый шаг: докажи, что ты знаешь, какие растения и животные из Ростовакой области нуждаются в особом внимании и защите, т.е. занесены в Красную книгу.





Растения



Животные













































№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итого

Кол-во баллов

































Олимпиадные задания по математике

( 2008 – 2009 учебный год )

ШИФР____________


^

1. Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2 кг 400 г. Сколько весит один гусенок ?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В большой дружной семье четверо детей : им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света. Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад. Таня старше , чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3 ?


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В прямоугольнике АВСД сторона АД – 12 см , сторона СД на 3 см короче, а диагональ ВД на столько же длиннее, чем АД. Найди периметр и площадь прямоугольника АВСД и треугольника АВД.




________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Чтобы распилить бревно на 3 части, требуется 12 минут. Сколько времени потребуется, чтобы распилить бревно на 6 частей ?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. На собачью выставку привели 101 далматинца. У 56 из них есть черное пятно на левом ухе, а у 65 есть пятно на правом ухе, а у 29 – уши белые. У скольких собак пятна на обоих ушах ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Запиши все двузначные числа, используя цифры 1, 2, 3 ( цифры в записи числа не должны повторяться ) , и найди сумму этих чисел.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Чебурашка пошел на день рождения к Крокодилу Гене. Когда прошел половину пути, он вспомнил, что забыл подарок дома, и вернулся. Поэтому он опоздал к Гене на 20 минут. За какое время Чебурашка мог прийти к Гене, если бы не был таким забывчивым ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



№ задания

1

2

3

4

5

6

7

итого

Кол-во баллов



























^ Олимпиадные задания по русскому языку

( 2008 – 2009 учебный год )

ШИФР____________



  1. Определите , сколько раз встречается звук в следующем предложении.


[ т ] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.



  1. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться . Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился : пробовать , изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться. ( Нужное подчеркни )




  1. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Подчеркни слова с приставками.



Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.

Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.

Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.



  1. У каких имен существительных нет формы единственного числа ? (Нужное подчеркни.)


Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.



  1. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.


Берёза, руки, человека.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Замените высказывания одним словом – именем прилагательным женского рода . Выделите окончания.


Растения, которые находятся в комнате – __________________________

Работа, которая выполняется дома – __________________________

Машина, которая встретилась на пути – __________________________

Дорога, которая пролегает далеко – __________________________

Почта, которую мы получаем утром – __________________________

Путешествие, которое было летним – __________________________



  1. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, туфли. Ботинки, лужа, Даша.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. ^ Составь словесный портрет любого знакомого, используя как можно больше прилагательных к данным существительным : лицо, лоб, нос,

волосы, взгляд, улыбка.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итого

Кол-во баллов

































Ответы к заданиям

по окружающему миру.

  1. Благодаря воздушной оболочке – атмосфере. У Луны нет атмосферы.



  1. Вода, солнце, ветер.



  1. уголь, топливо

гранит, строительство

нефть, топливо

мел, строительство


4. 6 – 3 – 2 – 5 – 4 – 1


5. Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной.



  1. поле : жаворонок, овес, василёк, пшеница, полёвка, ( кузнечик )

лес : волк, рябина, лось, ( полёвка, крот ), ландыш, сосна

луг : клевер, крот, мышиный горошек, кузнечик

  1. Слив мазута в ручей, гибель танкера с нефтью в Черном море.



8. Тундра

Тайга

Арктическая пустыня

9. Растения : ковыль, пион тонколистный, кувшинка, степной тюльпан

Животные : журавль – красавка, стрепет, дрофа, степной орёл, кузнечик степная дыбка, ондатра, осётр, белая цапля, полоз, сокол-сапсан


Ответы к заданиям

по русскому языку.


  1. 10



  1. Пробовать.



  1. Седой туман, прямой нос, бархатный сезон.



  1. Доверить, добежать, докрасил. Забрызгать, завитушка, загадка. Посёлок, посмотрел, подарки.



  1. Бигуди, жалюзи, санки, каникулы.



  1. Берёза – И.п. Руки – И.п. , В.п. , руки – Р.п. Человека – Р.п., В.п.



  1. Домашняя работа, встречная машина, дальняя дорога, утренняя почта.



  1. Яблонь, помидоров, телят, килограммов, чулок, носков, облаков, туфель, ботинок, луж, Даш.



  1. Творческое задание.



Ответы к заданиям

по математике.


  1. 1) 4 + 3 = 7 ( ут. )

2) 4 + 3 = 7 ( гус. )

3) 2500 + 2400 = 4900 ( г ) общая масса гусят и утят

4) 4900 : 7 = 700 ( г ) масса 1 утёнка и 1 гусёнка

5) 700 х 3 = 2100 ( г ) масса 3 утят и 3 гусят

6) 2500 – 2100 = 400 ( г ) масса 1 гусёнка


  1. ^ Свете – 5 лет, Юре – 8 лет, Тане – 13 лет, Лене – 15 лет.




  1. 1) 12 – 3 = 9 ( см ) сторона СД

2) 12 + 3 = 15 ( см ) диагональ ВД

3) 12 х 9 = 108 ( кв.см ) площадь квадрата

4) ( 12 + 9 ) х 2 = 42 ( см ) периметр квадрата

5) 12 + 15 + 9 = 36 ( см ) периметр треугольника

6) 12 х 9 : 2 = 54 ( кв.см ) площадь треугольника


  1. 1) 12 : 2 = 2 ( мин ) – время для 1 распила

2) 6 х 5 = 30 9 мин ) – время для получения 6 частей


  1. У 49 далматинца.




  1. 12 + 13 + 21 + 23 + 31 + 32 = 132




  1. За 10 минут.