velikol.ru
1

Ольга Александровна Пакичева

МБУ СОШ № 71

Технологический подход к проектированию учебного процесса по английскому языку в школе.

Традиционное преподавание иностранных языков лишь отчасти решает проблему перехода на компетентностно – ориентированное образование. В настоящее время содержание обучения английскому языку в большей мере должно отражать современный образ изучаемого языка, а методы и средства преподавания являться эффективными и отвечать запросам общества. Перед педагогами встала задача поиска инновационных технологий, способствующих качественному усвоению материала, формированию ключевых предметных компетентностей и ликвидации перегрузок учащихся. Вопросы повышения качества обучения были и остаются приоритетными в современной методике преподавания английскому языку.

В своей педагогической деятельности я применяю технологию проектирования учебного процесса, разработанную известным российским ученым-методистом В.М.Монаховым. Изучив теоретические и практические вопросы данной технологии, я описала учебный процесс по английскому языку, представив его в формате проекта (карта проект и атлас технологических карт). В учебный процесс входит технологическая карта учебной темы, включающая 5 блоков: «целеполагание», «диагностика», «дозирование самостоятельной работы», «коррекция» и «логическая структура». Технологические карты представляют собой модернизированные планы системы уроков. Ребенок имеет возможность выбрать уровень обученности на «стандарт», «на хорошо» или на «отлично», провести самодиагностику.. Нередки случаи, когда ученики, ориентированные «на стандарт», наблюдая за действием одноклассников, пробуют свои силы в выполнении заданий более высокого уровня. Разная степень диагностического материала стимулирует познавательную активность ученика. Чрезвычайно важным в учебном аспекте является приобретение навыков самостоятельной работы. Помимо отработки программного материала на уроке совместно с учителем, ребенку необходимо закрепить полученные знания. Только в этом случае гарантировано успешное написание диагностической работы, результаты которой обязательно фиксируются. Ученик вправе после проведенной коррекции и очередной проработки материала переписать диагностику с целью улучшения полученного результата.

Внедрение технологии В.М.Монахова способствует пересмотру и переосмыслению традиционной роли учителя и ученика в учебном процессе. Формулирование заданий в диагностике должно отличаться лаконичностью, точностью, смысл предложенных заданий должен быть понятен не только самому учителю, но и ученикам.

Приведу фрагмент технологической карты (6 класс):

Микроцель В1: Знать и уметь употреблять форму Present Progressive Tense (настоящего длительного времени)

Диагностика Д1 1. Запишите схему (формулу) определяющую время Present Progressive Tense.

2.Поставьте глаголы:water, cheer, ride в данное время.

3Переведите: All around me people are watching race with great interest.

4Переведите: Посмотри! Он играет в футбол.

Немаловажно расположить задания в диагностике таким образом, чтобы каждое предыдущее задание являлось опорой для выполнения последующего, планировать диагностику от простого к более сложному. Проведение регулярных срезов в виде диагностических работ позволяет выявить объем и качественную характеристику индивидуального семантического поля учащихся, объема лексики и грамматики. Исследование словаря второго языка отличается от аналогичного исследования родного языка. Задачами диагностики являются: контроль положительной динамики формирования словарного запаса школьника; выявление степени осознанности имеющегося словаря; выявление оперативных возможностей словаря. Актуализация выученной лексики - фактор, который, обеспечивает увеличение семантического поля. Гораздо проще увеличить активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения в новых вариантах заданий. Формирование разветвленного и устойчивого семантического поля значительно повысит образность речи. Чтобы проверить уровень сформированности данного навыка в диагностике подбираются соответствующие задания, построенные по принципу «от простого к сложному», т.е от уровня слова-словосочетания-предложения- до уровня сверхфразового единства. Задания на уровне предложения и сверхфразового единства ориентированы на оценку «отлично».Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы побудить ученика использовать активную тематическую лексику. Рассмотрим очередной фрагмент технологической карты.

Микроцель В1:Знать лексику по теме «Праздники» и уметь кратко описать праздник.

Диагностика Д1:Запишите перевод слов:decorations,lights,tinsel.

2.Найдите в цепочке все слова, описывающие праздник:

Cracketraditionceiebratechistmasstockingfatherchistmas.

3.Ответьте на вопрос: What holiday is celebrated on December 25?

4.Ответьте на вопросы: What is your favorite holiday? Why?

При составлении диагностик мы руководствуемся не только требованиями единого образовательного стандарта, в котором представлен обязательный уровень владения детьми иностранным языком на определенном возрастном этапе, но и придерживаемся принципа единства диагностики и коррекции, который выражается как в подборе диагностического материала, так и в предупреждении вероятных ошибок.