velikol.ru
1

Опыт №1 «Музыка или шум?»


Цель: научить детей определять происхождение

звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины. Коробочки со «звуками» наполненные горохом, макаронами, крупой; мешочки с бумагой.


Ход опыта. Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Музыкальный руководитель определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекая два-три звука, вслушиваясь в них. Музыкальный руководитель проигрывает на одном из инструментов несложную знакомую детям мелодию и спрашивает, узнали ли они эту песню. Затем выясняет, получится ли она, если просто по шуршать «волшебным мешочком» или погреметь коробочкой «со звуком». (Нет).

Как назвать то, что получится? (Шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками» и извлекая звук сравнивают его одинаковый он или нет. Почему?

Заглянув в коробочки, дети узнают, что в них разное наполнение, а разные предметы «шумят» по-разному. Затем дети извлекают звук, из каждой коробочки стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок, у которого завязаны глаза, угадывает название музыкального инструмента или звучащего предмета.


^ Опыт № 2 «Почему все звучит?»


Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материал: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.


^ Ход опыта. Музыкальный руководитель предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов.

  1. Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звуков). Затем один конец линейки прижимают к столу, а за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается).

  2. Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала), а потом остановить ее звучание зажав рукой или каким-нибудь предметом).

  3. Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее, держа ее пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали. (Звук заставил ее дрожать, пальцы почувствовали дрожание). Делается вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

  4. Дети разбиваются на пары. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, второй касается пальцами и проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что нужно сделать для того, чтобы звук смолк. (Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).


^ Опыт № 3 «Откуда берется голос?»


Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие

об охране органов речи

Материал: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.


^ Ход опыта. Музыкальный руководитель предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом). Откуда выходили громкие звуки? (Из горла). Ребята подносят руку к шее и произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что при этом чувствуют: когда говорили громко – в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было. Педагог рассказывает детям о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравнивают с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из нее извлекают тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что нужно сделать, чтобы звук стал громче. (Дернуть посильнее – звук усилится). Музыкальный руководитель объясняет, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если сильно дернуть за нить, она порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережет свои голосовые связки.

^ Опыт № 4 «Как появилась песенка?»


Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков зависимость звучащих предметов от размера.

Материал: Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.


Ход опыта. Музыкальный руководитель предлагает детям сыграть на музыкальном инструменте простую мелодию, затем повторить ее в другом регистре. Выясняем одинаково ли звучат мелодии. (Первый раз – нежнее, второй раз - грубее). Обращаем внимание на размер трубочек или пластинок инструмента, повторяем эту же мелодию в высоком регистре и делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у трубочек маленького размера – тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие звуки.