velikol.ru
1

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ


С.О. Сироткина

МордГПИ, г. Саранск

(руководитель О.И. Чиранова, канд. пед. наук, доцент)


Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности возможны в том случае, если уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т.е. каждый ученик вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены преподавателем, а следовательно, каждая личность сможет свободно и полно реализовать свои творческие способности.

В начальных классах формируется умственная деятельность у детей. Поэтому очень важно, учитывая индивидуально-психические особенности личности младшего школьника, своевременно развить восприятие ребенка, его память, внимание, мышление, эмоциональную сферу и другие психические процессы и свойства личности.

Индивидуальность школьников проявляется во всех ее формах, в частности, в учебной. Дети с пониженной обучаемостью требуют особого подхода, что очевидно. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, ему требуется особая форма предъявления материала. Поэтому дифференцированное обучение в современной школе представляется нам наиболее актуальным.

В настоящее время достаточно обосновано то положение, что индивидуализация обучения является непременной составляющей российского образования (Т.Н. Ведерникова, Ю.З. Гильбух, Н.Н. Деменева, Г.В. Дорофеев, Н.Ф. Талызина и др.).

Вместе с тем мы приняли решение провести опрос учителей начальной школы с целью определения отношения учителей начальной школы к необходимости овладения знаниями об особенностях проведения дифференцированной работы на уроках математики, степени удовлетворения уровнем собственных знаний и умений по данному вопросу, наличия потребности в них; определение их умений организовывать дифференцированную работу на уроках.

Приведем результаты обработки данных анкетирования учителей начальных классов (7 человек) МОУ «Гимназия № 23» г. Саранска.

1 вопрос: Можете ли Вы дать точное определение понятию «дифференцированное обучение»?

Распределение ответов на этот вопрос помещены в таблицу 1.

Таблица 1

^ Ответы на первый вопрос


Варианты ответов



Распределение количества опрошенных (чел.)


Да

Скорее «да», чем «нет»

Скорее «нет», чем «да»

Нет


1

2

3

1



Из таблицы видно, что в основном респонденты не готовы сформулировать определение по причине незнания сущности данного понятия, что повлекло некоторую неуверенность в ответах (скорее «да», чем «нет» – 2 чел., скорее «нет», чем «да» – 3 чел.). Подтверждением этому служат ответы на следующий вопрос.

2 вопрос: Какие виды дифференциации вы знаете?

Все учителя, не называя термина, дали описание лишь уровневой дифференциации.

3 вопрос: Считаете ли Вы необходимым владение знаниями о дифференцированном обучении детей младшего школьного возраста?

Таблица 2

^ Распределение опрошенных при ответе на третий вопрос


Варианты ответов



Распределение количества опрошенных (чел.)


Да

Скорее «да», чем «нет»

Нет

Затрудняюсь ответить


3

3

0

1



4 вопрос: Удовлетворены ли Вы уровнем собственных знаний об особенностях дифференцированной работы, и умений ее использовать при обучении младших школьников математике?

Данные ответа на вопрос помещены в таблицу 3.

Таблица 3

^ Распределение опрошенных при ответе на четвертый вопрос (чел.)


Да


Частично


Нет



1


2



4



5 вопрос: Стремитесь ли Вы использовать дифференцированную работу на уроках математики? Как? Какова значимость дифференцированного обучения?

Все учителя дали положительный ответ на данный вопрос, но отметили, что не всегда это удается из-за отсутствия времени и соответствующих пособий, слабого знания методики дифференцированной работы. Перечень приемов, используемых учителями для организации дифференцированной работы, был сведен к следующему: дополнительные задания на уроке и индивидуальная помощь учащимся.

Учителя отметили, что дифференцированная работа позволяет ученику видеть, как работают остальные, его самооценка становится более реальной; дифференцированная работа позволят предупредить отставание слабого, дает возможность получить достаточно прочные знания по теме; значительно улучшается четкость и организация работы класса.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по результатам анкетирования:

  • необходимость владения знаниями об особенностях дифференцированной работы на уроках математики и умениями ее использовать в процессе обучения признается большинством учителей;

  • недостаточный уровень готовности к использованию дифференцированного обучения отмечается практически всеми респондентами.

Как же должен быть построен педагогический процесс, включающий дифференцированную работу, чтобы создавались благоприятные условия, необходимые для развития младших школьников?

Проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу о возможности организации дифференцированной работы на различных этапах урока математики: на этапе устного счета; на этапе ознакомления с новым материалом; при подборе домашних заданий и др.

Рассмотрим некоторые приемы, которые используются для дифференциации работы учащихся при ознакомлении с новым материалом.

^ Прием многократного объяснения нового материала. Суть приема заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал. После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе – они выполняют предназначенное для них дифференцированное задание. Для остальных учеников учитель еще раз повторяет объяснение, но использует другую наглядность, материалы учебника. Прием многократного объяснения позволяет добиться усвоения материала всеми учениками. Однако он не соответствует идеям развивающего обучения, согласно которым нужно организовать ознакомление с новым материалом так, чтобы ученики сами открывали новое, а не просто слушали объяснение учителя.

^ Прием ознакомления с новым материалом на основе использования разных методов обучения. Н.Н. Деменева предлагает первое ознакомление с новым материалом проводить на основе проблемных методов обучения. Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно-иллюстративным методом.

^ Прием дифференциации работы по степени самостоятельности. Дети с высокой обучаемостью работают над новым материалом самостоятельно, а остальные знакомятся с ним под руководством учителя.

Прием ознакомления с новым материалом на основе микрогрупповой работы. Создаются гетерогенные группы, в них объединены дети с разным уровнем обученности, поэтому в процессе работы происходит естественная дифференциация. Одни дети выдвигают гипотезы, другие – их проверяют, третьи – оформляют решение и т.д. После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя.

Итак, мы пришли к выводу о необходимости дифференциации учебной работы младших школьников на уроках математики, так как учебный процесс, организованный с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.


Литература

  1. Деменева, Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики : метод. пособие / Н.Н. Деменева. – М. : АРКТИ, 2005. – 88 с.

  2. Шабалина, З.Н. Дифференцированный подход в обучении младших школьников / З.Н. Шабалина // Начальная школа. – 1990. - № 6. – С. 15 – 18.