velikol.ru
1

Организация работы по профилактике речевых нарушений

у детей младшего дошкольного возраста.


Перфильева Татьяна Владимировна, учитель–логопед

МДОУ «Детский сад комбинированного вида

22 «Кораблик»


Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников. Мы выделили одно из направлений в работе учителя – логопеда - профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей 2 – 4 лет. Е.Н. Краузе, Е.А. Пожиленко и другие специалисты выделяют следующие причины возникновения речевых нарушений:

- слабость мышц артикуляционного аппарата;

- избирательное нарушение фонематического слуха;

- неблагоприятное речевое окружение.

-недоразвитие речевого дыхания.

Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения?

Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети младшего дошкольного возраста, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, считаем, что необходимо влиять на этот процесс целенаправленно.

Проанализировав эффективность профилактической работы, обеспечивающей положительное влияние на речевое развитие детей, в 2005 г. были разработан перспективный план проведения занятий (2 раза в месяц) и конспекты занятий по тематическим периодам с использованием подходов Е.А. Пожиленко, Л.М. Козыревой.

План занятий во 2 младшей и средней группах:

Октябрь – «Осень», «Овощи»;

Ноябрь – «Фрукты», «Одежда»;

Декабрь - «Семья», «Дом»;

Январь - «Зима»;

Февраль - «Домашние животные», «Пища, посуда»;

Март - «Домашние птицы», «Дикие животные»;

Апрель - «Весна», «Птицы».


Основные этапы речевой работы с детьми 2-3 лет на данных занятиях включают в себя:

  • развитие слухового внимания детей – следует помнить, что при профилактике звукопроизношения, обязательно надо поупражнять слух ребенка, чтобы в дальнейшей работе на слух он различал смешиваемые слова и звуки. Используя игры «Ветер и птицы», по теме «Птицы» дети слушают звучание музыкального инструмента и выполняют определенные действия, в игре «Будь внимателен» детям, после прослушивания стихотворения необходимо назвать одежду, которая звучала в тексте.

  • развитие речевого дыхания – базой правильного развития речи является развитие речевого дыхания ребенка. С детьми младшего дошкольного возраста проводим следующие игры на развитие речевого дыхания - «Арбуз», «Нюхаем цветы», «Пьем коктейль через трубочку», «Дуем на горячий чай» и др.

  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей - стимулируя речедвижение и тренируя тонкие движения пальцев рук, в занятие включаем сначала простые упражнения – «Этот пальчик в лес пошел», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик дедушка», при выполнении которых дети загибают пальцы или соединяют их. Затем упражнения усложняются «Мы во двор пошли гулять», «Котята», «Пруд», «Кто-то делает вот так» и др., где дети выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения.

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата - комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возрастных возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдаем определенную последовательность. Сначала даем самые простые упражнения, постепенно их заменяем такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Далее используем упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка). Основными упражнениями, используемыми на занятии, являются «Иголочка», «Лопаточка», «Горка», «Хоботок», «Окошечко» и.т.п. Если тема занятия «Зима» - «Иголочка» превращается в сосульку, а в теме «Посуда» - в острый нож. В зависимости от темы занятия меняем и название упражнения.

Для детей 3-4 лет в занятие дополнительно включаем задания на развитие лексико-грамматического строя речи в зависимости от темы, обогащению и активизации словаря способствуют игры «Один – много», «Назови ласково», «Чего много?», «Чья мама?» и др. С помощью игровых ситуаций, развиваем у ребенка умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Так как в данном возрасте у детей встречается много аграмматизмов, необходимо обращать внимание на употребление слов в правильной грамматической форме.

Занятия в д/с проводятся с детьми по подгруппам в присутствии воспитателя. Затем в течение последующего времени педагог использует комплексы упражнений на занятиях и на логопедических пятиминутках.

Важной и неотъемлемой частью работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста является тесное взаимодействие логопеда и родителей. На собраниях и через консультации в родительских уголках рассказываем, как необходимо общаться с ребенком, в какие игры играть дома для развития дыхания, моторики пальцевой и артикуляционной.

Эффективность профилактики речевых нарушений подтверждена показателями диагностики в группах младшего возраста:

2009 – 2010 уч. г. 2010 – 2011 уч. г




Таким образом, особую важность имеет работа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, так как именно этот аспект не входит в основное направление работы учителя - логопеда. Эффективность профилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста, определяется четкой организацией работы и преемственностью в работе логопеда, воспитателей и родителей, что обеспечивает положительную динамику в речевом развитии детей.