velikol.ru
1

Особенности введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (обобщение опыта)


В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Главной целью является: формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Вопросы о введении учебного курса Основы религиозных культур и светской этики были рассмотрены на педагогическом совете школы, где была обсуждена Инициатива Президента РФ о введении в школах апробации комплексного учебного курса, знакомящего школьников с основами религиозных культур и светской этики.

Наша школа не является экспериментальной площадкой по введению курса «ОРКСЭ». Но решением педагогического совета и приказом директора по школе с 1 января 2012 года в учебном плане были внесены изменения в компоненте образовательного учреждения. В 4-х классах был введен модуль «Светская этика» учебного курса «ОРКСЭ».

Почему введен данный модуль? Введению предшествовала большая подготовительная работа, которая состояла из следующих мероприятий:

  • Учебно-методическая работа с педагогами (работа школьного методического объединения учителей начальных классов);

  • Просветительская работа с родителями (родительские собрания о необходимости введения курса «ОРКСЭ», психолого-педагогическое анкетирование родителей);

  • Информационная работа (выпуск информационных бюллетеней, страничка на школьном сайте).

После этой подготовительной работы в декабре 2011 года состоялось совещание при директоре, где классные руководители 4-х классов предоставили результаты обработки анкет родителей о выборе одного из модулей курса «ОРКСЭ». Выбором родителей стал модуль «Светская этика».

Параллельно этой работе велась подготовка педагогов по преподаванию данного модуля. Педагоги посетили серию семинаров в КРИПКиПРО, в школе методическим советом был организован лекторий «Нормативно-правовые и методические основы преподавания курса «ОРКСЭ».

На заключительном заседании педагоги представили рабочие программы модуля «Светская этика».

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Многие виды деятельности подразумевали обращение ребёнка к членам своей семьи с целью получения информации. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала. Включение родителей и членов семей обучающихся в школьную жизнь предполагает нахождение общих интересов и общего поля деятельности, где всё происходит в интересах развития ребёнка.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, можно выделить следующие методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий;

  • Исследовательский метод;

  • Проектирование.


В конце учебного года еще раз был проведен опрос родителей. По их мнению данный курс необходим и не должен ограничиваться двумя четвертями, а иметь продолжение в старших классах.

В наших 4-х классах 71 человек, с первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с нетерпением ждали урока ОРКСЭ, с удовольствием готовились к нему, выполняли рисунки, подбирали примеры, сочиняли рассказы, брали интервью у своих родственников (эта форма работы вызывала у детей неподдельный интерес) : записывали их на диктофон или в тетрадь. По истечении двух месяцев мы отметили, что отношения между детьми стали ровнее, доброжелательнее.

Результатом проведённых уроков в 4 классе стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве со стандартом второго поколения (ФГОС) и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Аналогичная подготовительная работа была проведена с родителями и педагогами 3-их классов. Мы думаем, что результаты совместной работы педагогов, обучающихся и родителей 4-х классов оказали определенное влияние на родителей обучающихся 3-их классов, поэтому ими был выбран модуль «ОРКСЭ» «Основы светской этики».