velikol.ru
1

Творческий отчет

по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»

Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание некоторыми обучающимися практического значения изучаемых ими теоретических знаний, разрыв между их теоретической и практической подготовкой, неумение применять усвоенные теоретические знания в различных ситуациях. Указанные недостатки отрицательно влияют на развитие познавательных интересов обучающихся. Нахождение путей повышения качества знаний школьников, который приводит к необходимости организации работы коллектива учителей школы над изучением проблемы воспитания любви и чувства патриотизма и определению путей практического решения некоторых вопросов этой проблемы.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность воспитания в процессе преподавания. Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего детства. На мой взгляд, школьные учреждения Республики Марий Эл вносят большую лепту в эту работу.

В 1992 г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во-первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей


С чего я начала свою работу? С оформления полей тетрадей обучающихся, т. е, знакомила с элементами национальной культуры. В целях интернационального воспитания знакомлю с национальной культурой других народностей: татар, чувашей, восточных мари, показываю марийские, татарские орнаменты, восточно-марийские, марийские костюмы, вышивки. Для освещения вопроса национальной культуры и истории я бы предложила художественным промыслам, фабрике декоративно-прикладного искусства обогатить ассортимент детских товаров на основе национальных марийских мотивов

Стремление к красоте, неисчерпаемое богатство фантазии и тонкость эстетических чувств марийского народа проявились в деревянном зодчестве, резьбе по дереву, красочной национальной вышивке, в песне, танце.

Свою работу по привитию любви я начинаю с рассказов о марийском крае, о его талантливых умельцах, предметах мужской и женской одежды, украшенной национальной вышивкой.

Знакомство с национальной вышивкой начинаю с рассказа о прежней жизни своего народа, о том, что раньше все необходимое люди делали сами: женщины ткали полотно, шили из него одежду и украшали ее вышивкой.

О, женщины марийские!

Как славно

Расшито вами жизни полотно.

Писать вы научились так недавно,

А вышивать умели так давно.

^ Валентин Колумб.

Знакомя детей с национальной вышивкой, я обращаю внимание на тончайший, почти коврового покрытия орнамент, состоящий из сложного переплетения розеток, ромбов, квадратов, треугольников, полосок, на изысканную цветовую гамму: черный цвет и различные оттенки красного, яркие квадраты и полоски желтого и зеленого… Ученики 8 класса изучили цвета вышивки, назначение вышивки и создали проект, который называется «Страна цветов в марийской вышивке». С этим проектом они выступали в конкурсе, привезли сертификат участника 2 республиканской конференции школьников «Шаг в будущее».

На своих занятиях я знакомлю детей и с другими видами искусства марийского народа, например, с живописью и музыкой. Расширяя знания и представления детей о родном крае, использую в своей работе картины марийских художников: П.Горбунцова - «Шошо», А.В.Григорьева «Пробуждение весны» и др. Картину С.Подмарева «Радуга» показываю, когда изучаем тему «Цвета марийской вышивки». Изучая тему «Марийская музыка», раскрываю национальный колорит марийской песни и танца. Поскольку музыка родного народа несет в себе целый мир впечатлений. Она воздействует на душу ребенка. На его эмоции, затрагивает самые тонкие струны его души. Вместе с детьми создали проект «Мой край мари». Проект сопровождает марийская мелодия. Зазывая ребят на поля и луга, где много цветов и ласковый ветер. Также знакомлю детей с танцевальными движениями. Поскольку марийскую землю окружали всегда болота, леса и символом родного края была уточка (может, поэтому женщина мари часто сравнивалась с этой птицей), характерным плясовым движением местного народа считается «утиный шаг». Мужчины сравнивались с селезнем, поэтому в Марийских народных плясках большую популярность имело движение «полет селезня». С ним я знакомлю младших школьников. Обращаю на пластику рук и у девочек.

На уроках читаем произведения поэтов и писателей. Обращаю внимание на богатство оборотов, эпитетов, гиперболу. Также учимся читать выразительно. Мои ребята участвовали в районном конкурсе «Шочмо мландем мый моктен мурем!», посвященный Дню рождения Марий Эл. Ученик 4 класса Иваненко Никита занял 1 место, ученик 9 класса Васин Андрей 3 место.

К юбилею Республики Марий Эл учениками 10 класса был составлен литературно-музыкальный альманах «Царев – город на Кокшаге». С этим альманахом выступили в мероприятии «Неделя марийского языка и истории и культуры народов».

Дети очень любят изучать свою родословную, поэтому сначала в школе провели конкурс «Моя родословная». Победителем стала Ештыганова Снежана, ученица 7 класса. Она защищала честь школы в районном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Моя родословная», который проходил 21 февраля 2007 года. За свой труд она получила свидетельство. Еще одна ученица 10 класса Ельмикеева Вероника за участие в районном празднике «Тукым вожемын патыр енже», посвященный Дню национального героя и 90-летию первого съезда народа мари, получила сертификат участника (24 апреля 2007 года).

Дети любят играть на уроке. Поэтому я подготовила много игр. Прежде всего, эти игры служат несомненным доказательством педагогического таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. Народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства:

  • «Пире ден шорык тушка»

  • «Пурса велын»

  • «Тылзе, кече»

  • «Пугыльмо ден маска»

  • «Куку»

  • «Пеледыш ылыжеш»

  • «Йыдал»

Каждый народ, большой или малый, имеет богатое наследие своих предков – устное народное творчество в виде различных жанров: сказок, песен и частушек, легенд и преданий, пословиц и поговорок, загадок и т.п. Про богатство марийского народного творчества выдающийся собиратель фольклора марийского народного творчества, издатель и редактор «Марла календарь» В.М. Васильев писал: «Если мариец хочет добрый совет, у него есть пословицы, поговорки, хочет загадать – загадок много; захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить нечего – не наслушаешься…». Наблюдается одна закономерность: воздействие сильнее их там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Поэтому я в работе с детьми употребляю и пословицы и приметы, поговорки и загадки. Ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам, пусть немного, но начинает их употреблять.

Блестящим примером образности языка является язык марийских народных сказок. Сказки оказывают свое влияние на язык ребенка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитает оно гармонию слов. Детей я знакомлю со всеми разновидностями сказок: сказками о животных, волшебными, мифологическими, бытовыми, новеллистическими.

Нашим детям нравятся сказки о животных. Когда высмеивают глупость о животных – «Сут пире» («Жадный волк»), за доброту – «Кокша». Дети очень точно определяют и выделяют смысл сказки, что же марийский народ хотел сказать этой сказкой. В сказке «Лудшо Меран» («Трусливый заяц») дети отмечают трусость зайца, при этом учатся обдумывать свои дальнейшие поступки, действия.

Знакомлю детей со сказками о богатырях марийского народа. Тут идет не только знакомство, но и непринужденный разговор о наисокровеннейших человеческих добродетелях – о любви к родной земле и долге перед ней. О вере в их торжество – «Нончык патыр», «Онар», «Чоткар», «Кокша – патыр». Еще в детстве моя мама рассказывала мне интересную сказку «Кугыжа пеледыш» («Царский цветок»), и эту сказку часто пересказываю детям. Вкратце: чужеземный садовник вырастил для царя черный цветок, и царь хотел засеять черными цветами всю страну. А вместе с тем искоренить все остальные цветы и с ними пчел, бабочек, птиц… но каждую весну буйно расцветали и ромашки, и колокольчики, и медуницы, и с этим ничего нельзя было поделать. Царь пытался найти и жестоко наказать виновных, но, в конце концов, понял, что «виновата» сама земля, в которой рождаются эти цветы, в сказке заложена глубокая идея: нельзя искоренить жизнь, красоту, правду, добро – они всегда сильнее жестокости и насилия.

В своей работе я использую пословицы и поговорки. Их называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

«Поговорка - общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения и не имеющего назидательного смысла».

Использование пословиц и поговорок активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять житейские мудрости. Пословицы и поговорки я отбираю прежде всего с учетом их доступности, по содержанию. Пословицу мы с ребятами не заучиваем, а просто употребляем к месту. С помощью поговорок и пословиц выражаю поощрение («Кугу вудлан кугу пуш» - «Большому кораблю – большое плавание», «Пашаже шерге огыл, моштымашыже шерге» - «Не работа дорога, а умение»), деликатно высказываю порицание («Енын кочушменжат тамле» - «У чужого и редька слаще», «Мом кычалат, тудым муат» - «Что ищешь, то и найдешь»). Иногда пословицы и поговорки использую в дидактических играх и упражнениях «Продолжи пословицу», «Подбери пословицу к картине». ( Пословицы прилагаются).

Пытливый ум человека старался в художественных образах представить себе сущность непонятных явлений. Отголосок такого «познания» сохранился в народных загадках, главным образом, в загадках о природе и ее явлениях. Поэтому многие загадки – это сжатые и короткие мифы, своеобразно отражающие представления наших древних предков.

Загадка – это «иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

«В сокровищнице народного опыта, заключенного в фольклорном наследстве, примета занимает особое место. Ею пользуются не для красноречия, а для дела, то есть, она имеет более прикладное назначение, чем другие жанры фольклора». «Не примечать, так и хлебушка не видать», «Без примет ходу нет»,- пишет А.Н. Стрижев.

Мариец исстари душою слит с природой. Он был таким наблюдателем и следопытом, прекрасно знал качества и свойства деревьев и трав, зверей и птиц. Доверялся животным и растениям, улавливающим надвигающуюся перемену в погоде. Солнце и луна, звезды и облака тоже предсказывали, каков будет завтрашний день.

Таким образом, мы видим, что в народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ученика в более широкий мир деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах.

^ Анализ результатов деятельности

Работая в средней школе, реализую воспитательные моменты. В своей работе использую также современные образовательные технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка. Применяю исследовательские методы, зачетную систему, игровые методы, информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие технологии.

Активизирую познавательную деятельность обучающихся через творческие задания (создание проектов, презентаций, составление ребусов, кроссвордов.).

На своих уроках применяю дифференцированный и индивидуальный подход к обучению своих учеников. Веду индивидуальную работу с одаренными детьми: ребята на уроках получают дополнительные задания. С обучающимися, которые интересуются историей и культурой народов, живущих в Марий Эл, занимаюсь исследовательской деятельностью.

Изучение и внедрение в свою практику ИКТ, продуманная индивидуальная работа с обучающимися, руководство самостоятельной работой школьников, развитие их творческих способностей и талантов позволили добиться хороших результатов. Они представлены в таблицах и диаграммах.




Средний балл

Качество

знаний

успеваемость

2005-2006

4,3

89%

100%

2006-2007

4,4

90%

100%

2007-2008

4,4

90%

100%




Мои выпускники успешно сдают экзамен по истории культуры и народов:




Средний балл

Качество знаний

Успеваемость

2005-2006

4,2




100%

2007-2008

4,3

89%

!00%


Мои ученики принимают участие в олимпиадах и конкурсах:

Учебный год

Результат

Ф.И. обучающихся

2005-2006

3 место в районной олимпиаде

Сергеева Ольга, 9 класс

Я являюсь руководителем школьной краеведческой работы. Мои ребята подготовили литературно-музыкальный альманах «Царев город на Кокшаге», показали перед учащимися 7-8 классов. Разрабатывают и готовят работы по теме «Моя родословная». Ештыганова Снежана участвовала в районном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Моя родословная». За свою работу отмечена свидетельством от Детского дома творчества. Ельмикеева Вероника за участие на районном празднике «Тукым вожемын патыр енже». Она подготовила материал о своем дедушке. Слюняев Игорь разработал проект о нашем кирпичном заводе. Муштараули Станислав занимался музыкальным оформлением. Он же подготовил презентацию по ликероводочному заводу. У них планы большие, собирают материал и по другим предприятиям.

Работая в сотрудничестве с учителями других предметов, я не только использую необходимые знания из других наук, но хочу провести интегрированные уроки с педагогами своей школы английского языка в ближайшее время.

В 2007 году мой урок «Средства массовой информации» для 9-го класса вошел в выпущенную методическую брошюру по теме «Интегрированные уроки в средней школе». Рецензент: Н.Н. Мокосеева, заведующая районным методическим кабинетом отдела образования МО «Советский муниципальный район».

В 2008 году я провела открытый урок, где представила свой интегрированный урок с использованием ИКТ с марийским языком «Яйцо, как символ жизни. Обычаи и традиции, связанные с яйцом» для 3-го класса. Урок выставлен на сайте http://sovetskiyroo.narod.ru/kopilka/2007-11-12-sov_pot_4/bokomoloba/index.htm.

Проектная часть

Основным элементом проектирования предполагаю расширять творческую группу обучающихся нашей школы для более полной реализаций своих способностей, способствующих систематизации знаний обучающихся, выработке у них умений и навыков. Это позволит продолжить работу по накоплению медиатеки, распространению опыта не только в районе, но и Республике и России.