velikol.ru
1

Инструктивное письмо
Министерства образования
Российской Федерации
от 22.02.2002 № 24-55-52ин/10

О лицензировании филиалов
высших учебных заведений


Минообразование России провело анализ деятельности высших учебных заведений по лицензированию и введению новых профессиональных образовательных программ в 2001 г. и отмечает следующее.

Государственные высшие учебные заведения лицензировали в прошедшем году 1806 образовательных программ подготовки специалистов, 26 направлений магистерской подготовки, 569 образовательных программ послевузовского профессионального образования. Более 60 % образовательных программ высшего профессионального образования было лицензировано во вновь созданных и действующих филиалах вузов.

Ранее (письмо Минобразования России от 28.03.2001 № 24-55-62ин/10 «О совершенствовании работы с филиалами вузов») Министерство уже высказывало озабоченность массовым введением вузами новых, непрофильных для них направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, особенно в филиалах.

Результаты проверок лицензионных требований и условий, проводимых Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и советами ректоров вузов регионов, итоги аттестации филиалов вузов, осуществляемой Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России, свидетельствуют, что качество подготовки кадров с высшим профессинальным образованием в филиалах вузов во многих случаях оказывается ниже качества подготовки по тем же направлениям (специальностям) в базовых высших учебных заведениях.

Статистические наблюдения показывают, что численность штатного профессорско-преподавательского состава государственных вузов за последние пять лет возросла только на 6 %, а преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства, на 12,6 %. При этом численность студентов за тот же период возрасла на 30 % на фоне заметного расширения номенкалатуры направлений (специальностей), реализуемых вузами, и резкого роста числа филиалов (более чем в 2 раза).

Руководствуясь принципами Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации (протокол № 44 от 25.10.2001), в части создания условий для повышения качества профессионального образования, рекомендациями совещания проректоров по учебной работе высших учебных заведений Российской Федерации, проходившего 29-30 января 2002 г. "Качество высшего образования: оценка и управление", предлагаю следующее:

1. Федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной власти, имеющим в ведении высшие учебные заведения, ректорам высших учебных заведений не заявлять на лицензирование новых направлений (специальностей) высшего и среднего профессионального образования в филиалах вузов до аттестации и аккредитации этих направлений (специальностей) в базовых высших учебных заведениях.

2. Ректорам высших учебных заведений обратить внимание на необходимость восполнения кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава вузов и филиалов, в первую очередь за счет обучения в аспирантуре и докторантуре молодых, заявивших себя в  педагогической и научной работе ученых и специалистов. Всемерно способствовать их закреплению в штатном составе высших учебных заведений.

3. Привлекать к руководству филиалами высших учебных заведений только лиц, имеющих ученую степень или ученое звание.

Соответствующие требования применять также к проректорам по основным направлениям деятельности высших учебных заведений, связанным с учебной и научной работой.

Минобразование России будет обращать внимание на отмеченные вопросы при лицензировании и аккредитации вузов.

Дополнительно сообщаем, что впредь лицензионная экспертиза филиалов вузов, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в частичном объеме, с длительностью обучения до трех лет, будет осуществляться экспертной комиссией, которая состоит из представителей регионального Совета ректоров вузов, администрации субъектов Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, а также Учебно-методического объединения вузов по соответствующему профилю подготовки экспертов по циклам ЕН и ГСЭ. Представление отдельных заключений УМО о подготовленности филиала к реализации открывающихся образовательных программ не требуется.

При этом для специальностей, входящих в направления подготовки дипломированных специалистов, лицензирование проводится по направлениям подготовки дипломированных специалистов без указания специальностей.