velikol.ru
1

Паспорт проекта «Волшебница зима»


Цель:

Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.


Задачи:

Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.

Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.


Сроки и этапы реализации:


I. Подготовительный этап (1-я неделя февраля).

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы.


^ II. Разработка проекта (2-3-я неделя февраля).

Подбор методической литературы.

Выбор форм работы с детьми и родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.


^ III. Внедрение проекта (4-я неделя февраля).

Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей.

Составление памяток, рекомендаций для родителей.

Оформление буклетов, листовок.

Родительское собрание «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников 4-5 лет»


^ IV. Итоговый этап (март).

Фотоальбом «Познавать интересно».

Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».

Информационные диски для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «Развиваем кругозор ребенка», «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»


^ Перечень основных мероприятий:

Разработка памяток, рекомендаций для родителей.

Оформление буклетов, листовок для родителей.

Создание условий в группе и на игровом участке.

Разработка конспектов мероприятий.

Родительское собрание.


^ Исполнители проекта и основные участники:

Воспитатели группы, дети, родители (лица, их заменяющие).


Ожидаемые результаты:

Формирование у детей разносторонних знаний о взаи-мосвязи живой и неживой природы в зимний период.

Воспитание бережного отношения к природе.

Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Усиление ресурсного обеспечения группы.


^ Актуальность проекта:

В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.


^ Новизна проекта:

Направление данного проекта не рассматривалось ранее педагогами в дошкольном учреждении.


Объем и содержание работы:


^ Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Наблюдения с детьми

Птицы зимой

Кормушка, корм

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

Деревья

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Где зимуют почки?

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

Деревья и кустарники

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

Участок нашей группы

Участок группы

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

«Зачем нам зима?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

Опыты, эксперименты, поиск

«Где прячутся листья?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Насекомые зимой»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Какой бывает снег?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

«Снег – вода – лед»

Тазик, банка, марля (или бинт), формочки

Воспитатели, дети

4-я неделя

февраля

Чтение произведений

«Я знаю, что нужно придумать» А. Барто

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля




^ Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Испол-нители

Сроки реализации




«Поет зима, аукает…» С. Есенин

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Зима» И. Су-риков

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

«Где зимуют почки?» Н. Павлова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Лес зимой» В. Бианки.

Книга /про-изведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Под снегом на лугу» Н. Павлова

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

«Снег – что это такое?» З. Трофимова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

4-я неделя

февраля

Рассматривание иллюстраций, картин

Серия «Зимние забавы»

Набор ил-люстраций

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

Серия «Зимние праздники»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

Серия «Звери зимой»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

Серия «Худо-жники о зиме»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

4-я неделя

февраля

Беседы

«Зима и дети. Зимние забавы»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Если б не было зимы…»




Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Зачем людям зима?»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

«Зима в лесу»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

4-я неделя

февраля

Музыкальные произведения

(слушание)

«Зимняя сказка»

аудиозапись

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

«Кабы не было зимы..»

аудиозапись

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля




^ Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации




«Весёлая зима»

аудиозапись

Воспитатели, дети

4-я неделя

февраля

«Новогодний ветер»

аудиозапись

Воспитатели, дети

2-я неделя

февраля

Раз морозною зимой»

аудиозапись

Воспитатели, дети

3-я неделя

февраля

«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

аудиозапись

Воспитатели, дети, муз. руководитель

4-я неделя

февраля

Творческие деятельность / задания

Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?»

/беседа-размышление/




Воспитатели, дети, родители

2-я неделя

февраля

Запись рассказов «Приметы зимы»

план рассказа

Воспитатели, дети, родители

3-я неделя

февраля

Запись рассказов «Кому

нужна зима?»

план рассказа

Воспитатели, дети, родители

4-я неделя

февраля

Рисуем дома с мамой «Зима»




Воспитатели, дети, родители

3-я неделя

февраля

Рисуем дома с мамой «Кому нужна зима?»




Воспитатели, дети, родители

4-я неделя

февраля

Информационный материал для родителей

Консультация «Поисково-исследовательская деятельность детей 4-5 лет»




Воспитатели, родители

4-я неделя

февраля

Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»




Воспитатели, родители

3-я неделя

февраля




^ Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Испол-нители

Сроки реализации




Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату

юного исследователя»




Воспитатели, родители

2-я неделя

февраля





Информационный диск «Опыты и эксперименты с детьми зимой»,




Воспитатели, родители

4-я неделя

февраля




Информационный диск

«Развиваем кругозор ребенка»




Воспитатели, родители

4-я неделя

февраля




Информационный диск

«Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»




Воспитатели, дети, родители

4-я неделя

февраля



9

Результаты реализации проекта.

  1. Расширение кругозора детей.

  2. Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».

  3. Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

  4. Усиление ресурсного обеспечения микро кабинета групп.

Защита проекта.

  1. Фотоальбом «Познавать интересно».

  2. Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».

  3. Информационные диски для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «Развиваем кругозор ребенка», «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»



10

ЛИТЕРАТУРА


  1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как нау-читься понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 432 с.

  2. Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении // www.bestreferat.ru.

  3. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002

  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999

  5. Детский сад и семья [Текст] / под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. – С. 207.

  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ре-дакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.

  7. Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного уч-реждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-91.

  8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дош-

кольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловье-

ва и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С.5-22.

  1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

  2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

  3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.

  4. Концепция дошкольного воспитания.

  5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле-

11

довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.

  2. Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). http://www.natm.ru/triz/articles/sid001.htm.

  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.



12

Приложение 1


Как обустроить комнату ребенка-исследователя

Информация для консультации для родителей


Любые родители мечтают, чтобы у их ребенка с самого раннего детства был собственный уголок в квартире. А еще лучше - детская комната. К счастью, отдельная детская в наше время не редкость. Любящие папа и мама тщательно продумывают дизайн этой комнаты, долго и с любовью под-бирают каждый предмет обстановки.

Почему-то многие родители считают, что в детской игрушек должно быть не просто много, а очень много. Самых разных, больших и ярких. Иг-рушки у ребенка должны быть, только не забывайте, что когда их слишком много, они перестают нести свою полезную функцию. Особо продвинутые родители стремятся к тому, чтобы в детской были и другие полезные для развития ребенка вещи: спортивная стенка, доска, иногда, даже, вместе с партой и т. д. В связи с этим, существует еще несколько интересных и фун-кциональных идей, обеспечивающих в детской развивающую предметную среду, позволяющих ребенку более активно познавать окружающий мир.

Кто сказал, что зеркало в детской - вещь ненужная? Проходя мимо любых зеркальных поверхностей в квартире, вы обязательно бросаете взгляд на свое отражение. Любому человеку это важно, а детям, особенно дошколь-ного возраста - вдвойне. Так что предоставьте своему ребенку такую возмож-ность.
Не важно кто у вас - девочка или мальчик - пусть в детской комнате бу-дет зеркало, а еще лучше - трюмо, чтобы ребенок мог видеть свое отражение в разных ракурсах. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно для формирования правильного представления о се-бе, для самооценки ребенка, прививания навыков опрятности.

13

Не ругайте малыша, если он подолгу вертится перед зеркалом - это только полезно: он "знакомится" с собой, познает себя со стороны, выносит свои суждения. А на полочку возле зеркала будет совсем не лишним поло-жить, как минимум, расческу, а еще лучше - набор детской косметики. И опять же не важно, кто у вас - мальчик или девочка, для мальчиков подобные наборы тоже существуют, ведь любой настоящий мужчина должен уметь следить за собой.

А еще в детской комнате было бы нелишне выделить место для... лабо-ратории. Да, да, это - серьезно! Любой ребенок - исследователь. А теперь вспомните свою реакцию, когда ваш сын с гордостью приносит показать вам разобранную до последнего колеса навороченную машину, которую вы толь-ко вчера, не жалея денег купили ему. Или дочка с увлечением делает стрижку ежиком своей красавице-кукле Барби. Дорогих игрушек, конечно, жалко. Но, это, как говорится, наши проблемы, а вот юного исследователя ругать не сто-ит. Ведь для него все предметы (а игрушки - тем более) далеко не только пер-сонажи чинных игр: это было бы слишком скучно. Это еще и богатейший материал для исследования, для познавания жизни, если хотите. Как и из чего сделана машинка; почему часики все время тикают; а для чего нужен вот этот винтик и почему он обратно на место не становится? Радуйтесь, если ребенок задает вам эти вопросы, значит, он нормально развивается.
Попробуйте направить познавательную активность вашего малыша в конструктивное русло: не пожалейте места для элементарной детской лабо-ратории. Тем более, что для этого и нужно-то всего пару ящиков или полок. Пусть там лежат всевозможные необходимые для удовлетворения детской любоз-нательности предметы: магниты, уже не работающие телефоны, уве-личительные стекла, бинокли, калькулятор, - да мало ли что еще, чего папе или маме не жалко. И обязательно примерно раз в две недели пополняйте ла-бораторию новыми предметами (не забывая убирать уже отслужившие, к ко-торым ребенок потерял интерес), объясняя, как они используются, для чего

14

могут пригодиться.

Еще одна полезная и интересная вещь - "мешочек добрых дел". Эта идея принадлежит одному замечательному педагогу - психологу. Это, действи-тельно, должен быть настоящий мешочек (вы можете сшить его вместе с ре-бенком и украсить вышивкой или аппликацией) или яркая, опять же, сделан-ная собственными руками коробочка. Уже 2-3 летний малыш вполне спосо-бен понять, что есть плохие и хорошие поступки. И, наверняка, вы не раз го-ворили об этом. Но одних слов с детьми бывает недостаточно.

"Мешочек добрых дел" поможет вам провести незабываемый наглядный урок. Положите рядом с мешочком цветные камешки, или крупные пугови-цы, или кубики, или бусины. Помыл малыш свою чашку (пусть даже и разбил, но ведь - помыл!) - положите вместе с ним в мешочек светлую пуго-вицу; пожалел на улице собачку - еще одну. А если, например, ударил маль-чика во дворе или не убрал за собой игрушки - в мешочек опускается темная пуговица. И обязательно объясняйте ребенку, почему какой-то поступок счи-тается хорошим, а какой - нет. Если он спорит с вами, не соглашается – выс-лушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этом моменте крайне важ-но не диктовать что-то, а прийти к соглашению, чтобы ребенок вас действи-тельно понял. Итоги заполнения "мешочка добрых дел" хорошо подводить в конце недели всей семьей. Высыпанные на всеобщее обозрение цветные пу-говицы будут выглядеть весьма красноречиво и без долгих педагогических разборок, стоит только подсчитать количество темных и светлых пуговиц, ка-мешков или кубиков.

В повседневном воспитании, как вы догадываетесь, не бывает мелочей. Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак, всю свою жизнь посвя-тивший детям, предложил иметь в детском уголке "шкаф находок". Что же это такое? Пусть даже не шкаф, пусть это будет специально отведенная по-лочка, на которую ребенок (а еще лучше - все члены семьи) будут приносить и складывать все необычное, что они нашли в окружающем мире, на природе

15

(камушек, корень дерева, красивый листочек, фантик и т. д.). Это необхо-димо для развития наблюдательности, фантазии, чувства прекрасного и речи детей. Разговоры вокруг находок можно повести в тот же день, а можно отвести для этого время в выходные дни, когда вся семья в сборе. Задайте ребенку вопросы: что тебе нравится в этом камешке, на что (или кого) он похож? Придумайте вместе волшебную историю этого камушка и назовите его как-нибудь интересно. А за самое интересное название или историю можно присудить приз.

Вас беспокоит, что ребенок вечно разбрасывает свои вещи, а потом не может их найти? И вы поняли, что нотации на него не действуют, проскаль-зывают мимо ушей? Тогда заведите в квартире "уголок потерянных вещей", он окажет вам неоценимую помощь в воспитании собранности (кстати, не только ребенка, но и вашей собственной!). В этот уголок все члены семьи от-носят все, что нашли лежащим не на месте. Не удивляйтесь, если там ока-жутся не только детские вещи, но и, например, папина ручка, дедушкины очки или мамины тапочки. Чем не взаимоконтроль в действии? Подобная наглядность даст сто очков вперед любым педагогическим наставлениям.

И это далеко не все, что может находиться в детской. Как видите, простору для вашей педагогической фантазии остается много. И не бойтесь, что ее ограничит размер помещения. Ведь почти все из вышеперечисленного много места не займет. В крайнем случае, можно потеснить емкости, доверху наполненные игрушками, которые далеко не всегда способны оказать такую же пользу.


16