velikol.ru
1



Пояснительная записка

Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны. А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. И каждый десятый погибший - ребёнок! Но невозможно представить, что человек совсем откажется от транспорта, в целях личной безопасности. Конечно, транспорт нам необходим, но нельзя при этом забывать о мерах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в государственном масштабе. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Наши дети будут не только пешеходами, им предстоит быть и водителями, поэтому надо донести до их сознания, что пешеходы и водители взаимосвязаны. На дорогах страдают не только пешеходы по вине водителей, но и водители по вине пешеходов. Часто страдают и машины.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Построение работы по обучению ребёнка правилам дорожного движения должно проводиться по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей второй младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята старшей группы: ведь большинство из них станут сразу после детского сада самостоятельно ходить в школу. И здесь, главная проблема - невнимательность детей на дороге, не достаточно быстрая реакция при решении дорожных ситуаций, т. к. внимание у детей дошкольного возраста является рассеянным. Важно научить ребёнка сосредоточиться в нужный момент, адекватно оценить обстановку на дороге. Поэтому необходимо  обучать детей правилам дорожного движения в комплексе с мероприятиями валеологического плана, а так же через все виды деятельности.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями.

1.Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма


2.Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример  взрослых.

3.И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Трудности работы в том, что мы живём в сельской местности, и дети практически не сталкиваются ежедневно с дорожной азбукой. Вторая трудность - нам нужно намного больше наглядного материала. Ещё одна трудность – это разновозрастная группа. Это требует более гибкого планирования.

И нужно помнить всем - дорога не прощает шалости и безответственности.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

• Физиологические

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 се. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.


• Психологические

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.


^ Цель программы:

  • Вооружить системой знаний дошкольников по вопросам безопасного поведения на дороге;

  • Формировать практические навыки поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

  • Формировать интерес детей к проблеме безопасности.



Задачи:

  • Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения через практическую деятельность.

  • Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

  • Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.

  • Формировать представления дошкольников о безопасности дорожного движения на специально организованных занятиях.

  • Повышать педагогическую грамотность родителей.

^ Организация и содержание работы

Работа проводится проектным методом. Проект рассчитан на две недели. Мы пришли к выводу, что обращаясь к одной и той же теме каждый день, мы формируем целостное восприятие проблемы. Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Мы разработали проекты «Дорога и дети», «Чтобы дружили, люди и машины». Над первым работаем на осенних каникулах. Он носит ознакомительный характер, рассчитан на 12 часов занятий с детьми, 2 часа с педагогами и родителями.

На втором этапе мы планировали закрепить уже известное детям и расширить новым материалом. Реализуется на весенних каникулах.(10 часов с детьми и 2часа с родителями).

Кроме того в самых различных режимных моментах рекомендуем еженедельно планировать беседы, чтение художественной литературы, игры, просмотр видеофильмов, иллюстраций, минуток безопасности.

^ Возраст обучающихся 3-7 лет.

Срок реализации – 4 года.

Организация предметно-развивающей среды

1.Оформление уголка для родителей.

2.Разметка на площадке дороги, пешеходного перехода, перекрестка, светофора. (Оформление транспортно дорожки)

3.Светофор.

4.Красочные дорожные знаки.

5.Настенные и настольные игры.

6.Машины, велосипеды.

7. Маски для инсценировок.

8.Книги, раскраски.


Методическое обеспечение работы:

  1. Диагностический метод

  2. Наблюдение;

  3. Беседа;

  4. Сказкотерапия

  5. Игры.

  6. Викторины

  7. Конкурсы

  8. Загадки, стихи.

  9. 9.Занятия, занятия – путешествия.

  10. ИЗО

  11. Видео

  12. Музыкальное сопровождение.



Работа с детьми (методы обучения)

  • Занятия, беседы

  • Чтение художественной литературы

  • Праздники

  • Экскурсии

  • Игры, викторины, соревнования

  • Тематические недели

  • Просмотр видеофильмов

  • Компьютерные игры

  • Сюжетно – дидактические игры

Методы воспитания

  • Внушение

  • Упражнение

  • Пример

  • Поощрение

  • убеждение



Работа с родителями

  • Родительские собрания, консультации

  • Совместные праздники

  • Дни открытых дверей

  • Выпуск газет, буклетов

  • Папки – раскладки, стенды.

  • Выпуск памяток

  • Лектории

  • Семинары – практикумы.

Средства:

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения, компьютер, плакаты, оформленные уголки, игрушки , настольно – печатные, сюжетно - ролевые и дидактические игры.


^ Ожидаемые результаты

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей интереса к проблемам безопасности на дороге.

Содержание программы

В первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.


Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.

^ Тематическое планирование. Старшая и подготовительная группы. (12 часов) (первое полугодие)



Тема

Всего часов

Понятия

1.

Транспорт

Слайдовая презентация «Транспорт». «Пассажирский транспорт». Автобус, трамвай, троллейбус. (Отличие)

Специальный транспорт



2

1


1

Водитель, пассажирский, грузовой, специальный.

2

Знакомство с дорогой

Слайдовая презентация «Дорога»

Занятие « Дорога – не место для игр»


2

1

1

Тротуар, обочина, проезжая часть

3.

Мы – пешеходы

Занятие «Пешеходы и транспорт». Слайдовая презентация «Торопыжка»

Викторина «Пешеход на улице»

2

1


1

Светофор, «Зебра».


«Островок безопасности»

4

Мы – пассажиры


Готовы ли мы стать пассажирами»


Правила поведения в транспорте.


2

1


1

Правила поведения в транспорте, маршрут.

5

Дорожные знаки

Дорожные знаки

Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки»

2

1

1

Запрещающие, предупреждающие и т д.

6

Чтение произведений

«Волшебная горка» и др.

1




7

Итоговое занятие

Досуг «Лучший пешеход»

1







Работа с педагогами

Самоанализ «Что я знаю о ПДД»



1







Работа с родителями

Анкетирование

1






^ Тематическое планирование. Старшая и подготовительная группы (10ч часов) (второе полугодие)



Тема

Всего часов

Понятия

1.

Безопасная улица

1

Двухстороннее движение

2

Транспорт нашего села. Рассматривание иллюстраций.

1

Тротуар, обочина, проезжая часть

3.



Правила пешеходов.

(Слайдовая презентация «Азбука безопасности на дороге»)

2

1

1

Светофор, «Зебра».

4

Перекрёсток

Опасный перекрёсток

Безопасный перекрёсток

2

Перекрёсток

Регулируемый

Нерегулируемый

5

О чём говорят дорожные знаки

Группы знаков (Слайдовая презентация «Дорожные знаки»)

1

1

«Въезд запрещён», «разрешено движение только велосипеду»

6

Игра – викторина «Знаки на дороге»

1

Значение жестов регулировщика.

6

Профессия водитель

1

Правила поведения водителя на дороге.

7

Итоговое занятие

«Кто самый грамотный на транспортной площадке»»

1







Работа с педагогами

Самоанализ «Что я знаю о ПДД»



1







Работа с родителями

Родительское собрание

^ ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В СЕМЬЕ

Викторина «Знаешь ли ты»

1






Тематическое планирование. Вторая младшая и средняя группы. (12 часов)



Тема

Всего часов

Понятия

1.

Транспорт:

Как транспорт помогает людям.

Рассматривание иллюстраций «Полезные машины»

Слайдовая презентация «Транспорт»

2

1


1



Грузовая машина, шофёр, автобус, троллейбус.

2

Улица

«Мы знакомимся с улицей»


Помощники на дороге.


2

1


1

Тротуар, дорога, детская площадка.


«Пешеходный переход», «Дети», «островок безопасности»

3.

Мы – пешеходы:

«Три сигнала светофора»Слайдовая презентация.

Грамотный пешеход

«Осторожно, зимняя дорога»

3

1

1

Светофор, «Зебра».

4

Мы – пассажиры

Рассматривание фотографий с видом пассажирского транспорта

2

Правила поведения в транспорте, маршрут.

5

Назначение дорожных знаков

1

Понятие правила для пешеходов, правила для водителей.

6

Заучивание стихотворений

1




7

Разучивание игр.

1







Работа с педагогами

Самоанализ «Что я знаю о ПДД»



1







Работа с родителями

Анкетирование

Досуг для детей младшего дошкольного возраста

«Мой друг - светофор».


1






В конце обучения дети знают:

1. Из каких частей состоит улица?

2. Что такое перекресток?

3. Зачем нужны тротуары?

4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?

5. Когда и где можно переходить улицу?

6. Зачем нужен светофор?

7.Что обозначает красный, желтый, зеленый свет светофора?

8. Почему нельзя перебегать через улицу перед едущим автомобилем?

9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?

10. Где можно кататься на велосипеде?

11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?


Использованная литература

1. Кобзева Т. Г. 
Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников,2010

2. Зименко Наталия Александровна

Опыт работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения «Открытый урок».


Составила: Шекунова В.Н.- воспитатель МБДОУ «Заветильичёвский детский сад «Солнышко»Алейского района Алтайского края