velikol.ru
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Поиграем в слова» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Кружок по внеурочной деятельности «Поиграем в слова» для учащихся 2–4-х классов ставит следующие задачи:

  1. развитие мышления.

  2. развитие воображения.

  3. развитие мелкой моторики.

  4. развитие речи.

  5. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  6. Расширение и углубление программного материала;

  7. Воспитание любви к великому русскому языку;

  8. Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Цели курса:

  • Развитие произносительной стороны речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать.

  • Развитие выразительности – умения ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

  • Развитие ясности речи – это доступность ее для людей,к которым она обращена.

  • Развитие логичности – последовательности, четкого построения речи, обоснованности выводов, последовательного перехода от одного высказывания к другому, структурированности мысли.

  • Развитие мелкой мускулатуры с помощью пальчиковой гимнастики и упражнений по штриховке, что положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связь с программным материалом по русскому языку.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть удивительность знакомых слов. Воспитание интереса к кружку «Поиграем в слова» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка «Поиграем в слова» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок «Поиграем в слова» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Поиграем в слова» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

^ Программа предусматривает следующее распределение часов:

2 класс- 30 часа; 3 класс- 32 часа, 4 класс- 32 часа (более углубленное рассматривание материала с опором на имеющиеся знания, полученные в 3 классе). Во 2 классе занятие продолжительностью – 35 минут; 3-4 класс- 45 минут.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Дата

Тема обучения грамоте

Тема занятия

^ Тема по развитию речи

план

факт

1.

01.10




Звуки гласные и согласные

Грибы


Лексика и словообразование

2.

08.10




Буквы а и о

Игра «Облачность»

Игра «Скатерть-самообслужка»

Овощи

Дифференциация звуков,

составление словосочетаний

3.

15.10




Буква ы

Игра «Слово в слове»

Игра « Слов больше, чем букв»

Игра «Песочные часы»

Фрукты

Образование множественного числа

4.

22.10.




Буква н

Игра «Мой улов-двадцать слов»

Игра «Мой улов – пять слов»

Деревья

Лексика по теме,

5.

29.10




Буква с

Игра « Кто пятый?»

Игра «Что в шоколаде?»

Игра «Буквы рассыпались»

Дикие животные

Звук\с\. Лексика.

6.

12.11




Буквы к и т

Игра «Найдите лишнее слово»

Игра «Загадочные профессии»

Перелетные птицы

Решение логической задачи,

аргументация

7.

19.11




Буква л

Игра «Арифметическая грамматика»
Игра «Кря-кря-кря!»

Игра «Хитрый икс»

Зимующие птицы

Звук [л]. Автоматизация звука

8.

26.11




Буква р

Игра «Рассеянный наборщик»

Игра «Про кота»

Игра «Что за рак?»

Домашние животные

Лексика по теме, словообразование

9.

03.12




Буква в

Игра «Авария»

Игра «Впишите буквы»

Домашние животные и птицы и их детёныши

Использование предлогов, лексика

10.

10.12.




Буква п

Игра «Волшебный прививки»


Зимняя одежда

Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек

11.

17.12




Буква м

Игра «Музыкальные слова»

Игра «Серединки»

Игра «Слово убежало»

Части тела

Лексика по теме, словообразование

12.

24.12




Буквы з – с

Игра «Воронья грамота»

Игра «Варим щи»

Игра «Забейте 6 голов»

Транспорт

Лексика по теме,

13

14.01




Буквы б – п

Игра «Га-га-га!»

Игра «Не останьтесь с носом»

Игра «Ответь на вопросы»

Правила дорожного движения

Лексика по теме,

14.

21.01




Буквы д – т

Игра «белым по чёрному»

Игра «Малышки-коротышки»

Игра «Долой кляксы»

Материалы и инструменты

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

15.

28.01




Буква ч

Игра «Хвостоглав»

Игра «Птицерыбозверь»

Профессии

Развитие мышления,

устное сочинение

16.

04.02.




Мягкие согласные звуки

Игра «Раз! Два! Три!»

Игра «Три слона»

Защитники Отечества

Развитие мышления,

устное сочинение

17.

11.02.




Звук ш

Игра «Пять драконов»

Игра «Девять котов»

Весна

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

18.

18.02.




Буква ж

Игра «Десять львов»

Игра «Десять люков»

Ранние признаки весны

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

19.

25.02




Буква е

Игра «Двенадцать ос»

Мамин день

Лексика по теме,

20.

04.03




Буква ю

Игра «От гола до льва»

Игра «От леса до крота»

Игра «от крота до овцы»

Космос

Лексика по теме,

21.

11.03.




Буква ц

Игра «Чьи стихи»

Посуда

Лексика по теме,

22.

18.03




Буква щ

Игра «Звери спрятались»

Продукты питания

Развитие мышления,

устное сочинение

23.

01.04.




Буквы ф – в

Игра «Окуни клюют»

Насекомые

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

24.

08.04.




Буква я

Игра «Влиятельная буква»

Игра «Крепкие орешки»




Развитие мышления,

устное сочинение

25.

15.04.




Дифференциация

звуков ц – ч

Игра «Плетенки»

Животные жарких стран

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

26.

22.04.




Дифференциация

звуков с – ш

Игра «В гостях у улитки»

Игра «Тропинка»

Электроприборы

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

27.

29.04.




Предметы

Игра «Вигвам»




Лексика по теме, словообразование

28.

06.05.




Признаки предметов

Игра «Буква потерялась»

палиндромы

Музыкальные инструменты

Лексика по теме, словообразование

29.

13.05.




Действия предметов

Анаграммы


Летняя одежда

Развитие мышления, устное сочинение


30.

20.05.




Чему научились? Что узнали? Игра «Странные буквы»

Игра «Полубуковка»

Ягоды

Лексика по теме, словообразование



^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

  • признаки гласных и согласных звуков.

  • буквы русского алфавита.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.

  • распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

  • делить слова на слоги.

  • переносить слова по слогам.

  • писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.

  • ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.

  • правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.

  • составлять текст по вопросам учителя.

  • отгадывать загадки.