velikol.ru
1

Пояснительная записка к учебной программе по устной речи.


У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушений тех или иных его отделов.

Основные цели уроков:

Общеречевая подготовка детей.

Коррекция м активизация речевой и познавательной деятельности.

Воспитание интереса к учению, выработка положительной мотивации.

Формирование нравственной и волевой готовности, коммуникативные навыки общения необходимые для самостоятельной жизни.

Базовый уровень должен обеспечить навыки:

  • отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;

  • уметь выполнять различные задания по словесной инструкции;

  • различать громкую шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя;

  • практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;

  • участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы, пользоваться вежливыми словами при изъявлении благодарности.

^ Регионально- национальный компонент.

РНК внедряется через задания на уроке, внеурочное время.

Использование в речи учащихся вежливых слов в школе, дома, в обществе.

^ Уровень подготовки учащихся.

Все учащиеся занимаются с логопедом. На уроках устной речи, чтения закрепляем полученные знания.





Раздел, тема

Кол-во час

Содержание

(ФК, НРК)

Качество образования как результат коррекционной направленности.

Учебно – методический комплект

Контрольные параметры (оценки достижения результата)

Внутрисисте-мное взаимодействие

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно- ориентационная




Первая четверть – 18 час.


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.

Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Общие упражнения на подвижность органов речи (речевые, игровые приемы).

Комплекс артикуляционной гимнастики для языка..

Артикуляционная гимнастика губ.

Слушание, запоминание и отчетливое произношение слоговых комплексов.

Дифференциация слогов и слов с рядом шипящих звуков.

Дифференциация слогов и слов с рядом свистящих звуков.

























Анализировать слова по звуковому составу, различать свистящие и шипящие звуки.


Познакомить учащихся с устным народным творчеством.


Выполнять различные задания по словесной инструкции; различать громкую и шепотную речь; менять темп речи по указанию учителя; практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях; отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов; участвовать в беседе.





Формирование связной речи, расширение и совершенствование словарного запаса учащихся.


.



Идейно-эстетическое и языковое восприятие.

Приобщение учащихся к творчеству.


Выполнение задач трудового, нравственного, эстетического воспитания.


Коррекция речи учащихся.



Предметные картинки.


Предметная наглядность.





Оценивание отчетливого, правильного произношения слоговых комплексов и слов.



Чтение.


Развитие речи.


Логопедия.


Пение.


Внеурочная деятельность




^ Вторая четверть – 16 час.



1


2


3


4


5


6


7

Четкое произношение слогов и слов со стечением 2-3 согласных.

Произнесение изолированного звука или вызывание его по подражанию.

Работа над правильным, четким произнесением звука в словах.

Работа над произнесением слов близких по звучанию.

Выполнение простейших движений, заданий по словесной инструкции учителя с последующим речевым воспроизведением действий.

Составление предложений. Выбор картинки к услышанному предложению.

Пение слогов, слов со стечением 2-3 согласных, с дифференциацией свистящих и шипящих на знакомые мотивы детских песен.






















анализировать слова по звуковому составу. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя по редметным и сюжетным картинкам.


Знакомство с устным народным творчеством на примере потешек, песенок и др.

Показать их познавательную ценность.

Выполнять различные задания по словесной инструкции; различать громкую и шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях; отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов. участвовать в беседе.





Формирование связной речи, расширение и совершенствование словарного запаса учащихся.




Развитие психических процессов, логического мышления.


Коррекция речи учащихся.


Приобщение учащихся к творчеству.


Выполнение задач нравственного, эстетического воспитания.



Предметные картинки.





Оценивание отчетливого произнесения слоговых комплексов и слов; полных и правильных ответов на вопросы.



Чтение.


Развитие речи.


Логопедия.


Пение.


Внеурочная деятельность.

^ Третья четверть – 20 час.

1


2


3


4


5


6

Голос. Сила голоса. Громкая, спокойная, шепотная речь.

Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса.

Практическое использование силы голоса в различных речевых ситуациях.

Мимика и жесты.

Лицо. Выражение лица.

Участие мышц глаз, рта, бровей в различных выражениях. соответствующие тренировочные упражнения.

Практическое использование мимики в речевых ситуациях.

Ситуация "Игры детей", "моя семья",




















Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. использование предлогов у, к, с.

Отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов; выполнять различные задания по словесной инструкции; различать громкую и шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях; участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы, пользоваться вежливыми словами при извинении, благодарности.



Формирование связной речи, расширение и совершенствование словарного запаса учащихся.


Развитие психических процессов, логического мышления, зрительного восприятия.



Воспитывать наблюдательность.


В процессе изучения материала развивать воображение, внимание и интерес к изучаемому.



Предметные картинки.



Оценивание полных и правильных ответов на вопросы; отчетливого произнесения слов.



Чтение.


Развитие речи.


Пение.


Логопедия.


Внеурочная деятельность.

7.


8.


9.

Практическое использование мимики в речевых ситуациях "Доктор Айболит", "Мойдодыр".

Практическое использование мимики в речевых ситуациях "Разговор по секрету", "Разговор с игрушкой"

Рассказ, его тема и обсуждение.









Познакомить учащихся с устным народным творчеством, показать их познавательную ценность.

.

Использование известных и новых слов и предложений в ролевой игре по теме.

Формировать умение использовать в речи громкую и шепотную речь.


Формирование связной устной речи.

Коррекция речи учащихся.


Воспитание интереса к учению, выработка положительной мотивации

Предметные картинки.

Оценивание полных и правильных ответов на вопросы, умение задавать вопросы; отчетливого произнесения слов.

Чтение.


Развитие речи.


Логопедия.


Пение.


Внеурочная деятельность.

^ 4 четверть – 18 час

1


2


3


4


5

Рассказ. Заголовок к речевой ситуации.

Составление разных по содержанию предложений.

Фиксация символами каждого предложения.

Составление из символов связного высказывания из 3-4 предложений.

Использование личных местоимений вместо имени существительного.















Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов.


Познакомить учащихся с устным народным творчеством.


Отчетливо произносить слоги и слова;

Участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы; использовать в речи личные местоимения.

Формирование умения использовать в речи личные местоимения;

Использовать в речи известные и новые слова.

Коррекция речи учащихся.

Воспитание положительной мотивации к учению.

Коррекция мышления, внимания.

Предметные картинки.

Оценивание полных правильных ответов, умение задавать вопросы; отчетливое произнесение слогов и слов.

Чтение


Развитие речи


Логопедия


Пение


Внеурочная деятельность




6.


7.


8.


9.


10.

Использование известных , новых слов в ролевой игре.

Культура общения.

Выражение благодарности.

Вежливые слова. Тон речи.

Поведение собеседника в ходе беседы.

Речевое внимание к собеседнику.

Повторение пройденного.















Составление простых предложений по вопросам учителя , по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

Отчетливо произносить слоги и слова.

Участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы, пользоваться вежливыми словами.


Формирование познавательной деятельности учащихся.

Формирование умения правильному построению предложений.

Обогащение и уточнение словарного запаса.

Коррекция высших психических функций.

Воспитание положительной мотивации к учению.

Предметные картинки

Оценивание правильных, полных ответов.

Чтение


Развитие речи


Логопедия


Пение


Внеурочная деятельность.