velikol.ru
1

Примерная схема изучения семьи.


  1. Общие сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, адрес, место работы).

  2. Состав семьи (полная, неполная (причины), сколько детей, бабушка, дедушка).

  3. Состояние здоровья родителей, старших членов семьи, детей.

  4. Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные).

  5. Материальная обеспеченность семьи.

  6. Санитарная культура семьи (чистота и порядок в доме, внешний вид родителей и членов семьи; соблюдение гигиенических норм родителями и детьми).

  7. Образование родителей (высшее, неполное высшее, среднее, неполное среднее, начальное).

  8. Отношение родителей к трудовой деятельности (положительное, равнодушное, отрицательное).

  9. Участие в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное).

  10. Культурный уровень родителей (имеется ли в семье библиотека, есть ли книги по педагогике, психологии; какие книги, журналы читают родители; какие газеты, журналы выписывают; как часто посещают кино, театры, художественные выставки и т.д.)

  11. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).

  12. Культура общения в семье (культура общения родителей с друзьями, товарищами по работе, соседями, окружающими людьми).

  13. Взаимоотношения в семье: между взрослыми и членами семьи, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или неуважительные, равнодушные, грубые).

  14. Кто из членов семьи оказывает на ребёнка неблаготворное влияние?

  15. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у него и почему?

  16. Отношения родителей и старших членов семьи к подростку (внимательное, заботливое, ровное, чуткое или равнодушное, грубое, проявляется слепая любовь к ребёнку, потакают его прихотям).

  17. Характеристика воспитательного воздействия на сына (дочь), сложившегося в семье (единство требований к нему со стороны старших членов семьи, приучение к труду, воспитание культуры поведения и т.д.).

  18. Осуществление контроля за поведением и учёбой ребёнка.

  19. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).

  20. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).

  21. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя; равнодушно относятся к ним; отрицательно воспринимают их).

  22. Общественно-педагогическая активность родителей (интересуются процессом воспитания детей в школе, активно помогают ему, выполняют работу лишь по просьбе преподавателя или вообще не считают нужным принимать участие в воспитании детей).

  23. Оценка семьи как воспитательного коллектива.