velikol.ru
1

Проблема истины в философии

Вопросы для обсуждения:

1. Сформулируйте и проанализируйте классическое определение истины. Как изменились

представления об истине в философии 20-21 века?

3. В чем сущность различия абсолютной и относительной истины?

4. Что может служить критерием истины?

Данные вопросы будут рассмотрены непосредственно на семинарском занятии. Ответы именно на эти вопросы будут оцениваться преподавателем. С целью более подробного знакомства с темой необходимо обращение к дополнительной литературе.
Вопросы, на которые необходимо сдать ответ в письменной форме:

  • Какую роль в философской теории познания играет агностицизм?

  • Существует точка зрения, согласно которой относительность истины делает познание мира бессмысленным. Насколько это справедливо?

  • Как соотносятся истина и добро в качестве высших ценностей?

  • Как критерии истины можно применить к анализу информации, содержащейся в современных СМИ?

  • Какие критерии истины необходимо применять при оценке информации из Интернета?


Студент должен выбрать один из предложенных вопросов. По объему такой ответ должен быть представлен на 1-3 страницах. Положительная оценка на вопрос предполагает знакомство с теоретическим материалом по теме, дополненное самостоятельными выводами (это не должно быть полностью сочинение).
Вопросы для повторения:

1. Эмпиризм и рационализм Нового времени.

2. Гносеология Канта.

Данные вопросы раскрыты в тематике 1 семестра. Материал по ним можно найти в лекциях или учебнике в соответствующих разделах. Повторение данных вопросов может помочь в понимании материалов для обсуждения.
Литература:

- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. Глава 8 «Истина и заблуждение» раздела 2.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php).

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Пункты об истине в гл. 9.1 раздела 2.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 3, гл. V. Познание

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 12. Теория познания, § 8. Что есть истина.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Пункт 4. Теория истины в гл. 1

раздела V. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Философские словари и энциклопедии.
Дополнительная литература:

- Гадамер Х.-Г. Что есть истина.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000040/index.shtml).

- Декарт Р. Правила для руководства ума// Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1989.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000535/index.shtml).

- Кузанский Н. Об ученом незнании// Кузанский Н. Сочинения в 2 томах. Т.1.- М.: Мысль, 1979.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusanskiy_ob/).

- Проблема истины в современной философии// Вопросы философии. № 9, 1996.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000751/index.shtml).

- Пуанкаре А. Интуиция и логика в математике. М., 1989.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/puankare_intlog/).

- Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М., 2004.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_human/).

- Соловьев В.С. Вера, разум и опыт (http://www.i-u.ru/biblio/archive/solovev_vera/).

- Шлик М. О фундаменте познания. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/shlik_o/).

- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 2005.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/jum_issledovanie/).
Понятия, необходимые для подготовки к занятию:
Агностицизм – направление в теории познания, отрицающее возможность получения

достоверных знаний о мире.

Анализ – процесс мысленного разложения целого на составные части, позволяющий выявить

его структуру, отделить существенное от несущественного.

Априори – термин, обозначающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально

присущее сознанию

Вера – духовная способность личности к некритическому эмоциональному восприятию

информации, служащая ориентиром человеческой деятельности.

Вещь в себе, вещь сама по себе – понятие, обозначающее существование вещей

независимо от человеческого познания; непознаваемая

и недоступная опыту сущность предметов.

Восприятие – состоящий из ощущений целостный чувственный образ предмета,

непосредственно воздействующего на органы чувств.

Врожденные идеи – понятия и положения, которые изначально присущи человеческому

мышлению и не зависят от опыта.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное

на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно

и нуждается в доказательстве.

Гносеология – философская теория познания.

Двойственная истина – схоластическое учение о взаимной независимости истин философии и богословия и первичности последних.

Дедукция – умозаключение, которое ведет от общего к частному, от общего к особенному.

Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений.

Дефиниция – краткое логическое определение, устанавливающее отличительные признаки

предмета или значение понятия.

Заблуждение – иллюзорное осознание действительности, непреднамеренное искажение истинных представлений о мире.

Закон – внутренняя устойчивая и существенная связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Индукция – умозаключение, основанное на переходе от единичных фактов к общим

положениям, движение мысли от частного к общему.

Интуиция – особая форма познавательной деятельности, способность непосредственного

постижения истины.

Иррациональный – не постигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях.

Истина – верное, правильное отражение действительности в сознании человека; характеристика знания как достоверного.

Логика – наука, изучающая формы мысли, разрабатывающая законы и принципы,

необходимые для достижения истинных заключений и построения правильных

доказательств.

Ложь – сознательное искажение действительного положения вещей.

Методология – 1) совокупность познавательных средств, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства и принципы организации познавательной и практической деятельности.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и теориях, связанный с обобщением результатов познания окружающей действительности; существует лишь в связи с речью и социальностью.

Объективное – независимое от воли и сознания человека, обладающее самостоятельным существованием.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Понимание – форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение

смыслового содержания предмета; способность постичь смысл и значение

чего-либо.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерности, существенные стороны явлений; обобщение предметов по их специфическим признакам.

Практика – специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность.

Представление – обобщенный чувственный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании вне непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Рационализм – 1) направление в теории познания, согласно которому основой познания и источником истины является разум,

2) совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, рассудок, мышление, логический порядок вещей; вера в неограниченную силу человеческого разума.

Сенсуализм – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Синтез – процесс мысленного воссоединения целого из частей, результатом которого является новое образование, свойства которого есть результат взаимовлияния свойств частей; соединение множества в единство.

Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению возможность познания человеком объективной действительности.

Сознание – высшая форма активного целенаправленного отражения объективной действительности, представляющая собой единство психических процессов, совокупность чувственных и умственных образов.

Солипсизм – теория, согласно которой существует только субъективное Я и содержание его сознания.

Субъективное – то, что определяется волей и сознанием отдельного человека.

Суждение – форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления и процессы, их свойства, связи и отношения; устанавливающая связь между понятиями.

Сущность – смысл вещи, совокупность ее важнейших свойств; то, что делает вещь собой.

Теория – форма научного знания, дающая целостное обобщенное знание о закономерных и существенных связях; которая описывает, объясняет и предсказывает развитие определенных объектов.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (нескольких суждений) выводится новое знание.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Эксперимент – исследование явлений путем активного воздействия на них при помощи создания условий, соответствующим целям исследования.

Эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому основой познания и источником истины является чувственный опыт.