velikol.ru
1

Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении пяти лет. Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения. Работая над опытом формирования логического мышления у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

1 .Изучение эффективности развития мышления старших дошкольников с использованием дидактических игр как на занятиях, так и вне занятий. 2.Определить педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте

Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,

( сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации,

кодирования со знаком отрицания. Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.

Группа детей, с которыми я работаю не первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Так как я работаю по программе «Детство»,то в основном это игры на развитие логического мышления, их я использую, как в игровой деятельности, так и на занятиях. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования элементов игр . Постепенно задания усложняю. Играя с палочками Кюизенера у детей повышается уровень детского мышления ,в основном наглядно-действенный и наглядно-образный. Ведь цветные числа дают возможность сконструиро -вать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи: познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упраж­нять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине), с последователь -ностью чисел натурального ряда, осваивать прямой и обратный счет, познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел), усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения <, >, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, научить делить целое на части и измерять объекты, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способ­ности к моделированию и конструированию. познакомить со свойствами геометрических фигур, развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.), развивать логическое мышление, внимание, память, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости­жении цели.

Дидактические игры с Блоками Дьенеша такие как: «Житейски истории», «Лабиринты», «Транспорт к выезду готов» , «Восстанавливаем разрушенный город»»,»Выкладываем дорожки» и другие развивают прежде всего логическое мышление, формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации . кодирование со знаком отрицания); Воспитывают самостоятельность , инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развивают творческие способности , воображение , фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Работая по программе «Детство» В.И, Логиновой и Т. И. Бабаевой я определила цели и задачи своей работы.

^ Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие). Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не,классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков ,стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила , что наибольший

интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие

логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания

настольных , творческих и дидактических игр. Я составила перспективный

план ,который определяет следующие формы работы по решению основных задач : -организация предметно развивающей среды

-организация работы на занятиях

-организация совместной и самостоятельной деятельности

^ Организация работы на занятиях.

Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла перспективное планирование.

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, тонграмы, счетные палочки и другие развивающие игры

В ходе занятий используются следующие игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того -являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

^ 4. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.

Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).

^ Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

• Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск реше­ния, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.

^ Организация совместной и самостоятельной деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

Здесь я определила следующие пункты:

• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в

самостоятельную;

• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• Учитывание временных рамок.

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3-5

человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.

^ Результативность опыта

Проанализировав результат своей работы, я провела вторую диагностику и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты. Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не»

б) Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

Результаты диагностики показывают , что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие.

В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». ...