velikol.ru
1

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Наталья Анатольевна Маркова, учитель физической культуры

БОУ города Омска «Начальная общеобразовательная школа №35»


Актуальность: В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы.

Проблемность: Как часто со страниц педагогической периодической литературы раздается призыв: образовательный процесс каждого учащегося должен происходить на основе и с учётом его индивидуальных особенностей, личных учебных целей; а учитель должен оказывать педагогическую поддержку старшекласснику в построении индивидуальной образовательной траектории. Но эти требования выполнить в принципе невозможно, если образовательная деятельность школьника лишена цели, поскольку она в таком случае обречена быть непродуктивной. «Кто хочет достичь цели, должен знать ее».

Компетентностно-ориентированный урок-это урок, на котором реализуется способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённом учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цели должны быть диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

Возможны следующие группы целей участников:

·личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

·предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

·креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

·когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.

Одним из аспектов компетентностно - оринтированного урока является - целеполагание.

Цели компетентностно - ориентированного урока должны быть диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные(побуждать к действию).

При проектировании целей обучения каждой конкретной темы дисциплины предлагаем опираться на совокупность последовательных процедур, предложенных О.Е. Лебедевым:

1) определение общей образовательной цели изучения темы;

2) исходя из общей цели, определяются частные цели формирования компетенций в деятельностной форме: что учащийся должен знать, уметь и применить в результате изучения темы;

3) проанализировать содержание изучаемого материала и необходимых методов и средств обучения для формирования компетентностного ученика в соответствии с компетентностной моделью выпускника.

После этого приступаем к проектированию содержания образования. Определение содержания в соответствии с целями по преподаваемым предметам, осуществляется ориентировочное прогнозирование и выделение тем, на которых будут реализовываться цели. При выборе методов обучения, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности и развитию критического мышления.

При проведении занятий важную роль играет «открытая познавательная позиция», которая предполагает особый тип к познавательным явлениям. В открытой познавательной позиции индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления. Чтобы сформировать открытую познавательную позицию, на практических занятиях мы отбираем методы, способствующие:

- восприятию и осознанию учащимися различных взглядов на одно и тоже явление, событие;

- использование множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления, события;

- синтезированию в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы;

- появление различных идей и неоднозначных суждений.

Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приёмов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью.

Цели формирования и развития ключевых компетенций не могут быть решены средствами одного урока, или одной учебной темы. Цели формирования ключевых компетенций должны быть соотнесены, по меньшей мере, с годичными целями учебного курса или, ещё лучше, с целями общеобразовательной программы школы.

Частные цели задаются с учётом специфики содержания учебного предмета на конкретном уроке. Они преобразуются в требования к знаниям, умениям и навыкам.

Затруднением в целеполагании для учителя является определение главной дидактической цели урока. Для её постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель должна соответствовать типу урока. Для каждого типа урока существует своя структура, в которой центральное место отводится основной цели.

Составляющие дидактической цели:

- цель конкретна: максимально конкретно описано, что должно получиться в результате обучения;

- цель критериальна: существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели;

-цель идентифицируема: признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает);

- цель измеряема: признаки, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению;

-цель можно оценить: результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки.

Цели обучения и воспитания должны быть диагностичны. В.П. Беспалько считает, что цель задана диагностично, если:

1)определение и их признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает);

2)проявленияи факторы, обозначаемые понятием, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению;

3)результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки.

Следовательно, для диагностичной постановки любой цели требуется, чтобы она была точно описана, поддавалась измерению и чтобы существовала шкала её оценки . Отсюда получается формула диагностичности:

Невозможность убрать хотя бы одну операцию из формулы диагностичности делает цель недиагностичной.

Есть такая притча, называется "Главная задача Учителя Хинг Ши".

Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

-Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собрались провести некоторое время у подножия горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юз. Ранним утром они все вместе отправились к подножию горы, у которого раньше ученикам не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и очень солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестности в поисках пресного источника.

Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

-Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног,-он был практически полон.

-Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?-изумились ученики.

-Я выполнял свою задачу,- ответил мудрец,- сначала я пробудил в вас жажду. которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности влиять на ваши планы...

-Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?- спросили ученики.

-Нет,-сказал Хинг Ши,- главная задача Учителя-воспитать в ученике человечность и доброту,-он улыбнулся и продолжил,-и принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

Итак, для достижения гарантированного результата цели должны быть:

- посильными для учеников;

- скорректированы в зависимости от уровня познавательных возможностей учащся конкретного класса. Правильно определённая цель исключает проведение одинаковых уроков в одной параллели, рассчитанных на некоего среднего ученика;

- цели занятия должны быть сформулированы так конкретно, чтобы они обеспечивали изучение, воспитание и развитие в рамках темы занятия и никакой другой.

- Цель должна быть выражена просто, ясно, доступно (представлена как результат на данном процессе обучения).

- Цель должна быть обсуждена с обучающимися и принята ими. (5-7 мин)

- В цели должно быть сфокусировано основное содержание материала, а не дополнительное или второстепенное.

- Цель должна быть выражена в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени ( что делает ученик?).

- Поставленная цель должна пронизывать весь ход занятия от начала до конца.

Таким образом, в компетентностном подходе в планировании урока определяющим становятся правильно и чётко поставленные цели. Ученики должны понимать, для чего они выполняют ту или иную работу, в чём её значимость. Здесь уже учитель должен грамотно подобрать методы и формы подачи материала, которые смогли бы, с одной стороны, помочь добиться целей урока, а с другой стороны, сделать учебный процесс интересным, развивающим компетенции учащихся.

Библиографический список

  1. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 005. - с.112-129

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая образования.

  3. Хуторской А. В Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm,

  4. Скворцова Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей. // Первое сентября. 2008.- № 4 - С.10.

  5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

  6. Главная задача Учителя (Хинг Ши) (Притча от Юлии Дубинкиной-Ильиной) http://pritchi.ru/id_1616