velikol.ru
1

Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

Я преподаю русский язык и литературу в школе 4,5 года. Свою работу планирую так, чтобы учащиеся ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе овладения знаниями. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед.
Акцентирую внимание на практическую направленность обучения русскому зыку и литературе. Для активизации познавательной деятельности обучающихся, в зависимости от темы и целей урока, стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую разные виды уроков, используя при этом разнообразные формы работы, однако, самым актуальным для меня остается использование метода проблемного обучения. Уже два года являюсь членом творческой группы областной стажёрской площадки «Развитие общеучебных компетентностей у учащихся посредством применения технологии проблемного обучения».
В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Урок, построенный по принципу: учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач.
Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
Цели проблемного обучения:
. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Задачи:
. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
На своих уроках я использую такие приемы создания проблемных ситуаций:
- подвожу учеников к противоречию и предлагаю им найти способ его решения,
- побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,
- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения,
- даю исследовательские задания по тексту.
Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала, ставлю проблему перед учащимися, совместно с учащимися вырабатывается алгоритм решения этой проблемы, после чего учащиеся самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор. Проблемное изложение материала, привлечение учащихся к поиску посильных для них решений неизменно повышают активность школьников, способствуют лучшему усвоению знаний и практическому их применению.
Часто предлагаю учащимся самостоятельно решить проблему (в 5 классе – это совсем небольшие работы, презентации, выступления, а к 11 классу – это уже «настоящие» работы с выводами и обобщениями).
Предлагаю найти материал по заданной теме и по итогам своей работы создать презентацию или буклет, отобразив в ней свою точку зрения на данную проблему, причем данное задание (если оно выполняется сразу на уроке) нужно выполнить за определенное количество времени. Свою работу строим следующим образом:
. С помощью игры определяем группы, в которых ребятам предстоит работать. Желательно, чтобы в каждой группе было по 3 – 4 человека.
. Определение круга обязанностей каждого участника группы (расчет времени для каждого этапа работы, подбор информации, оформление материала и т.д.).
. Систематизирование собранного материала. Учащимся предстоит распределить собранный материал и подготовить макет презентации или буклета на листах бумаги, определяя название слайдов и их содержание.
. Создание компьютерной версии, внесение корректировок, подбор (если это необходимого) дополнительного материала.
. Подготовка выступления. Этот этап очень ответственный. Ребята определяют, кто будет представлять работу группы (это может быть как один человек, так и несколько).
Учащихся заинтересовывает данная работа. Сами того не замечая, они учатся работать в парах и группах, высказывать свое мнение и при этом учитывать мнение других, а самое главное – они самостоятельно решают заданную проблему.
Работая таким образом, учитель остается «сторонним наблюдателем» и вступает лишь тогда, когда необходимо оказать помощь в трудно разрешимом вопросе.
Конечно, бывают определенные трудности, но их становится меньше от урока к уроку. Используя не первый год на своих уроках элементы проблемного обучения, сделала определенные сравнения:
I. Критерии сформированности мотивации учения (к новому виду деятельности) учащихся в зависимости от частоты возвращения к интересующей теме:
. Возвращается часто; интересен процесс – 6.
. Возвращается изредка; интересны отдельные части процесса (информации) – 5.
. Не возвращается; процесс и информация субъективно не интересны – 1.
II. Критерии сформированности мотивации учения учащихся по активности действий, в новом виде деятельности:
. Проявляют активность – 9.
. Проявляют активность изредка – 3.
. Проявление активности практически отсутствует.
III. Критерии сформированности мотивации учения (к новой деятельности) учащихся по сформулированности цели:
. Цель четко сформулирована; ученик знает, чего хочет, и идет к этой цели – 8.
. Выбрано интересующее направление, но цель не сформулирована – 4.
. Направление не выбрано, цель не сформулирована. Действия осуществляются чаще всего, как уход от неприятностей (неприятных ощущений)