velikol.ru
1

Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций при планировании воспитательной работы в рамках комиссии математических дисциплин

Шукова Е.С.

Лучшее, что может сделать учитель для учащегося,
 состоит  в том, чтобы путем неназойливой помощи
подсказать ему блестящую идею.

Пойа Д.

В рамках комиссии математических дисциплин большое внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций не только в процессе учебной и внеучебной деятельности, но и при планировании и организации воспитательной работы.

Являясь составной частью воспитательной работы в колледже, внеклассная работа в рамках комиссии математических дисциплин направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных, профессиональных качеств студентов, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы колледжа.

Планирование и организация системы воспитательной работы дает возможность одним студентам преодолевать барьер в общении с компьютером, другим – в комфортной обстановке, выполняя конкретную работу, закреплять знания, полученные на уроке, третьим – развивать свои творческие способности, как в рамках самого предмета «Информатика», так и в других предметных областях, используя для этого компьютер как техническое средство.

Нами проведен анализ общих компетенций, и проанализирована воспитательная работа в рамках комиссии. Выделены основные общие компетенции, формируемые преподавателями комиссии в ходе воспитательной работы. Здесь и далее использованы формулировки из стандартов подготовки техника и учителя начальных классов.

Также как нет однозначного определения компетентности, нет и единой структуру компетенций. Анализируя имеющиеся подходы, можно утверждать, что наиболее часто среди компонентов компетентности авторы называют:

  • учебно-познавательную компетенцию или совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

  • информационную компетенцию или способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

  • коммуникативную компетенцию или владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.

Все мероприятия, запланированные и проведённые в рамках комиссии, нацелены на формирование следующих видов компетенций

ОК 1. НПО

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 1. СПО

Формулировка проявлять к ней (будущей профессии) устойчивый интерес не представляет собой указания на образовательный результат. Интерес и степень его устойчивости не могут быть оценены средствами педагогического тестирования. Таким образом, данная часть формулировки указывает на то, что в процессе воспитания следует поддерживать постоянный интерес обучающегося к осваиваемой профессии, но не дает указания на диагносцируемый результат образования.

ОК 4. НПО

^ Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 4. СПО

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ОК 5. СПО НПО Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


Формулировка использовать (какое-либо средство) не указывает на деятельность, в процессе которой это средство применяется. Речь идет о значимом умении (общем или профессиональном – в зависимости от конкретных средств ИКТ), которое необходимо формировать как предметное умение (знание на уровне применения) в рамках соответствующих дисциплин или как профессиональное умение в рамах соответствующих профессиональных модулей, а также продолжать формирование в воспитательной деятельности.

ОК 6 СПО НПО Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами (учитель начальных классов), потребителями (техник).


Общая компетенция в сфере коммуникации смешивается с профессиональной компетенцией. Тем не менее, каждая из формулировок содержит указание на два аспекта: совместное решение профессиональных задач (работа в команде) и общение за пределами этого процесса (с руководством, иными коллегами, клиентами, партнерами и т.п.), которое может преследовать самые разнообразные цели.

Но мы поддерживаем идею ведущих специалистов, что одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних студентов становится ИКТ-компетентность. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися  всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Информационная компетентность действительно базовая составляющая профессиональной компетентности.

Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.

Таким образом, информационную компетентность можно определить, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Для формирования общих компетенций в рамках комиссии математических дисциплин используется потенциал воспитательной работы, которая частично строится на основе проектных технологий.

Социальный проект так же, как и учебный, позволяет формировать у обучающихся общие компетенции, причем возможна такая организация работы, при которой обучающиеся взаимодействуют с социумом в контексте будущей профессиональной деятельности. Например: студентки, обучающиеся на специальности Преподавание в начальных классах заинтересованы в подготовке и разработке электронных образовательных ресурсов для начальной школы. Для этого они провели опрос в школах города, собрали рекомендации педагогов, уточнили требования к разработке ЭОР, и затем под руководством преподавателей комиссии приступили к разработке. По окончании работы, в выпускных группах провели защиту проекта, и представили учителям начальных классов тех школ, которые принимали активное участие в разработке ЭОР, получив положительные отзывы.

Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационной компетентности. В процессе реализации проекта у студентов формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Сегодня необходимо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его студентами. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Виды работ студентов, применяемых в воспитательной деятельности с целью формирования информационной компетенции:

·  создают презентации для портфолио студента и участия в индивидуальных конкурсах;

·  помогают преподавателям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);

·  записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;

·  создают презентации для проведения общеколледжных и групповых мероприятий (традиционные праздники);

·  участвуют в проектной и исследовательской деятельности (и не только по информатике).

В этом году комиссия математических дисциплин организовала и провела разнообразные воспитательные мероприятия, направленные на формирование как общих, так и профессиональных компетенций.

Можно смело утверждать, что все мероприятия были нацелены на реализацию методов формирования информационной компетенции.

Названия конкурсов, работы студентов представлены на слайдах.

Конкурс агитационных листовок за здоровый образ жизни «Я – ЗА! здоровый образ жизни»

Задачи конкурса:

  1. Сформировать у студентов активную отрицательную позицию по отношению к негативным явлениям.

  2. Дать студентам позитивную установку на здоровый образ жизни.

  3. Использовать творческий потенциал молодежи, как средство полноценного донесения информации до подростков «группы риска» и асоциального поведения.

  4. Разработать новые методы работы в направлении профилактики негативных явлений в молодежной среде.

  5. Учить использованию современных информационных технологий в подготовке агитационных материалов.

Все представленные конкурсы включали в себя:

задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);

составление планов к тексту;

подготовка вопросов к тексту;

составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;

задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

подготовка докладов, сообщений по теме;

 подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к материалу;

подготовка учебных пособий по теме;

Конкурс : «А знаете, каким он парнем был?»

1. Авторские стихотворения обучающихся по космической тематике;

2.Компьютерная графика: «Космос глазами ребенка»;

3.Компьютерная презентация: «Они были первыми»;

4.Тематический сайт: «Освоение космоса вчера, сегодня, завтра».

Цели:

1. Раскрытие литературного творческого потенциала обучающихся.

2. Развитие креативного мышления.

3. Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину.

Конкурс флеш-фильмов ко дню Учителя

Цели и задачи Конкурса

  1. Укрепление авторитета учителя, воспитание гуманизма, патриотизма, уважения к старшим, творческое развитие учащихся в процессе создания конкурсной работы.

  2. Использование возможностей новых технологий и новых знаний.

  3. Формирование духовно богатой нравственной личности учащихся.

  4. Повышение социальной значимости учителя

  5. Пропаганда роли учителя в воспитании духовно богатого, культурного и образованного человека.

  6. Формирование патриотического сознания у подрастающего поколения;

  7. Повышение социальной активности учащихся, создание условий для их самореализации;

  8. Развитие творчества обучающихся, чувства ответственности за свои действия, инициативности, стремления к получению новых знаний;

  9. Привлечение учащихся к созданию и развитию качественных информационных ресурсов;

  10. Повышение информационной культуры общества.

Конкурсы фотоколлажей, видеороликов, презентаций, посвященных датам памятных событий для нашей страны «Памятные даты Великой Отечественной войны» (1-4 курс)

  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий

  • информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;

  • телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;

  • выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

Нет необходимости доказывать, что правильно организованная воспитательная работа повышает интерес к обучению, побуждает студентов к самостоятельной работе, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.