velikol.ru
1

МИНЕЕВА РАЗИМА АНАСОВНА

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №100 им. С.Е.Цветкова»

г. Новокузнецк Кемеровская область


Игровая программа «Люби, цени и знай свой язык!»

Цели:

образовательная: пополнять активный словарный запас учащихся;

развивающая: развивать творческие способности учащихся, мышление, речь; учить детей обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, доказывать; формировать коммуникативные компетенции младших школьников;

воспитательная: прививать любовь к родному языку через игру.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • конверты со слогами;

  • карточки для работы в группах;

  • у каждой группы «Маршрутный лист».



Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашей игры!

Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»


Ведущий. Ребята: “Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?” А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.


Язык

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви ”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.


В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.


^ 2. Игровая программа

Сегодня мы проведём игру и узнаем лучших знатоков русского языка.

Итак, в сегодняшней игре, посвящённой русскому языку, участвуют четыре команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)


Предлагаю командам вскрыть конверты и составить из слогов название своей команды:

«Зна – то – ки» «Ум – ни – ки» «Знай – ки» «По-че-муч-ки»


^ Конкурс «Ребусы»: сторона, игрушки, крыльцо, калоша.

Конкурс «Знатоки словарных слов»

Б…рёза, гор…д, гор…х, з…вод, м…шина, м…дведь, м…локо, м…роз.

^ Конкурс «Собери слово»

Слова рассыпались и части слов перепутались. Необходимо собрать рассыпавшиеся слова.

Укрот- итель, дор-ога, карт- ина, ков- ёр, мол-оток, бум-ага, тра-ктор

ина оток карт мол ков

ага тра итель дор бум

ктор ога укрот ёр

^ Конкурс «Фразеологический зверинец»

Болтлива как ____________. Надут как ______________.

Нем как ______________. Изворотлив как ____________.

Хитёр как ___________. Упрям как _____________.

Труслив как _____________. Колючий как ______________.

Конкурс “ Пословица, мы тебя знаем… ”

Пословица, мы тебя знаем,

Но не такою ты была…

Не уж- то буква озорная

Вновь чье-то место заняла?



  • Два сапога – тара.

  • Ус хорошо, а два лучше.

  • Первый блин ломом.

  • Сашу маслом не испортишь.

  • Трус своей лени боится.



Конкурс «Раздели слова»

Слова вплелись друг в друга, разделите их.

Отделить плод от растения СОШИСНШАКА (сосна шишка)

Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА (сахар вода)

Уберите горячее, останется холодное КИАЙПЯСТОБЕКРГ (кипяток айсберг)

Уберите ядовитое, останется съедобное ПООПГАНЁНОККА (поганка опёнок)


^ Конкурс “Превращение слов”

Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось название животного.

Корона - _______________

Лес - ___________

Щит - ___________

Лист - ________________

Горка - ________________


Конкурс «Расшифруй пословицу»

…о…ч…л д…л… - г…л…й …м…л…!

^ 3. Подведение итогов.


Маршрутный лист




Название конкурса

Количество баллов

1

Конкурс «Ребусы»




2

Конкурс «Знатоки словарных слов»




3

Конкурс «Собери слово»




4

Конкурс «Фразеологический зверинец»




5

Конкурс «Пословица, мы тебя знаем…»




6

Конкурс «Раздели слова»




7

Конкурс “Превращение слов”




8

Конкурс «Расшифруй пословицу»