velikol.ru
1

Утверждаю. Рассмотрено на методсовете

Директор: __________ Н. М. Макухина __________________________


ПРОГРАММА

«Младший школьник – юный исследователь»


МОБУ СОШ № 10, г. Благовещенск

Начальная школа.

Актуальность проблемы.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

  • низкий уровень развития у мл. школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Цель программы.


Трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.


Основные задачи программы:



  • развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формирование и развитие у детей мл. школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

  • формирование у мл. школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.



Педагогическая целесообразность программы.


Ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяет ребёнку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала.


Участники программы.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7 до 11 лет.


Сроки

реализации программы.


Сроки реализации образовательной программы – 4 года, которые делятся на 4 периода:

  • Первый период является вводным. Направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.

  • Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы.

  • Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретённых , в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.

  • Четвёртый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведённое исследование эмпирического характера.



Формы занятий:



  • по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.



Режим занятий:


Данная программа рассчитана на 22 часа. Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца.


Ожидаемые результаты.


Обучающийся будет знать:


  • основные особенности проведения исследований разных видов;

  • методы исследования; правила выбора темы и объекта исследования;

  • правила успешной презентации работы.


Обучающийся будет уметь:


  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;

  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;

  • делать выводы и умозаключения.


Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:


  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.


Обучающийся способен проявлять следующие отношения:


  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

  • работать в коллективе, группе;

  • презентовать работу общественности.



Учебно – тематический план.


Учебно – тематический план.






^ Наименование тем

Кол – во часов

Из них:

теория

практика


^ I год обучения


1.

Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

1

1




2.

Основные методы исследования.

Как задавать вопросы?

1




1

3.

Коллективная игра – исследование.

1




1

4.

Учимся выделять главное и второстепенное.

Схема исследования.

1




1

5.

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

1




1


^ II год обучения


1.

Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы.

1

1




2.

Методы исследования.

Как провести эксперимент?

1

1




3.

Выполняем логические операции. Творческое воображение.

1




1

4.

Учимся делать выводы и умозаключения.

Пиктограммы.

1




1

5.

Презентация исследовательской работы.

1




1


^ III год обучения


1.

Наблюдения.

Эксперименты с реальными объектами.

1

1




2.

Установление закономерностей.

Парадоксы.

1




1

3.


Логика.

Метафора и метафоричность суждений в исследовании.

1





1


4.


Работа с текстом.

Как подготовиться к защите исследовательской работы?

1


1





5.

Презентация исследовательских работ

1




2



^ IV год обучения


1.


Как научиться приобретать знания?

Всю жизнь в поиске …

1

1





2.

Как оценивать идеи?

Классификация тем исследований.

1

1




3.

Особенности проведения теоретических исследований.

1




1

4.

Особенности проведения эмпирических исследований

1

1




5.

Презентация исследовательских работ

1




2