velikol.ru
1



Программа

воспитательной работы

«Вверх по лестнице,

ведущей в жизнь»


"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".

Свадковский И.Ф.

Пояснительная записка.

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О КЛАССЕ

Характеристика класса.

В 9 «А» классе 28 человек – 19девочек и 9 мальчиков. Большинство ребят 1994 года рождения. Классный коллектив уже сформировался. Существует ядро, вокруг которого группируются ребята. В классе существует взаимопомощь и взаимовыручка. Практически все учащиеся уверены в том, что при возникновении проблем в классе всегда найдутся ребята, которые смогут помочь. Между девочками и мальчиками конфликтов не наблюдается, скорее наоборот, небольшое количество мальчиков заставляет их быть более внимательными и воспитанными к девочкам.

^ РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

Среди родителей школьников высшее образование имеют - 35, среднее специальное -15.

Многодетных - 3 семьи, малообеспеченных - 3 семьи, неполных семей - 6.

Большинство родителей класса заинтересованы в успешном обучении и воспитании их детей, активно сотрудничают с педагогами и детьми, регулярно осуществляют контроль за выполнением детьми домашних заданий, большинство из них имеют отличное представление о состоянии школьных дел. Наиболее важным для родителей является обеспечение подготовки их детей для поступления в вузы, средних специальные учебные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка, развитие способностей детей.

^ 2. ДОКУМЕНТЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

1. Всеобщей декларации прав человека;

2. Конвенции о правах ребёнка;

3. Закон РФ «Об образовании»;

4. Устав МОУ гимназии.

^ 3. СУЩНОСТЬ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Недостатком классного коллектива является то, что в нём присутствуют «отверженные» ребята. Задача классного руководителя – вовлечение этих ребят в жизнь класса. Общественные поручения имеют все учащиеся, причём они выбраны ими самостоятельно. Но не все ребята добросовестно относятся к своим обязанностям. Успеваемость учащихся класса невысока. Причинами этого являются отсутствие мотивации обучения, нежелание учиться в полную силу. Активность на уроках средняя. В начале 2008-2009 учебного года был проведён опросник «Личностный рост», при обработке данных которого оказалось, что в классе большинство учащихся имеют ситуационно-негативное отношение к знаниям, человеку, как иному, к своему душевному и телесному «Я». Поэтому возникла необходимость в написании программы воспитательной работы, нацеленной на изменение данной ситуации.

^ 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССА

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.     

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги и нравственные беседы.

Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Ощутив на себе и своих учениках влияние этих изменений, я ощутила острую необходимость решения проблемы: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека и помочь ему успешно социализироваться в быстро меняющейся жизни.

Опорой при обозначении концептуальных позиций являются нормативные документы федерального и регионального уровня и положения современных концепций воспитания. В нашей гимназии традиционно приоритетными направлениями воспитательной деятельности являются воспитание нравственности и творческой направленности личности. Именно приоритет отдан методике воспитания В. А. Бухвалова, основанной на концепции творчества и сотрудничества. Используя воспитательный потенциал гимназии, данная методика позволяет систематизировать, развивать, совершенствовать и корректировать процесс воспитания растущей личности.

Цели и задачи программы.

Цель: Развитие интеллектуальной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Под интеллектуальной личностью подразумевается личность, усвоившая школьный объем знаний, владеющая навыками творческой и исследовательской работы, способная к самообразованию и саморазвитию.

^ Нравственная личность, усвоившая и принявшая общечеловеческие и гуманистические ценности, имеет гражданскую позицию, способна выбрать нравственные формы самореализации и самовыражения, готова к созидательной деятельности, испытывает потребность в личной и общественной полезной деятельности, ответственна в выполнении личных обязательств.

^ Творческая личность инициативная и самостоятельная, обладает умениями: ставить творческую (достойную) цель, подчинить свою деятельность ее достижению (творческая целенаправленность) и определять пути ее достижения, анализировать результаты; видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей; профессиональному самоопределению и достижению жизненного успеха.

^ Воспитательные задачи программы:

1. Направить воспитательную работу на содействие учащимся в усвоении и принятии общечеловеческих и отечественных ценностей, вхождение в мир культуры, осознание себя гражданами правового демократического государства.

2. Способствовать интеллектуальному развитию личности и формированию умения самообразования, овладение творческими методами познания через рациональное сочетание урочной и внеурочной учебной деятельности.

3. Создавать условия для самореализации учащихся, освоению ими навыков творческой деятельности через организацию активной, эмоционально насыщенной жизни классного коллектива.

4. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы сотрудничества через организацию индивидуальных, групповых коллективных форм творческой деятельности и создание «ситуации успеха» для учащихся.

5. . Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.


Деятельность, общение и отношения

при реализации данной программы строятся на следующих принципах:

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Принцип гуманизма в образовании и воспитании предполагает принятие учащегося как данности, поощрение и стимулирование каждого его успеха, поддержка и направление его развития.

3. Принцип демократизма. Нравственная направленность педагогического процесса определяет уважение к растущей личности, помощь и поддержку, сотрудничество в процессе развития культуры жизнедеятельности человека

4. Принцип субъективности. Создание возможности для проявления субъективного начала формирующегося человека, стимулирование самосознания школьника.

5. Принцип выбора. Возможность учащимся самостоятельно выбирать цели, формы и содержание жизнедеятельности в сочетании с развитием умения предвидеть последствия своего выбора и нести за него ответственность. Создание ситуации выбора позволит расширить сферу самореализации личности учащегося.

6. Принцип творчества. Творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире. Совместное деятельность всех участников воспитательного процесса обеспечит развитие творческой позиции учащихся на всех этапах деятельности: от выдвижения цели до оценки результата.

^ 5. Содержание программы воспитания

и основные направления деятельности.

Содержание

Направление деятельности

  1. Гражданско-патриотическое

  1. Использование богатства мировой и отечественной культуры для формирования нравственных качеств личности, духовности и противопоставления негативным тенденциям современной жизни.

  2. Развитие ценностных представлений и отношений к себе, другим людям, семье, природе, образованию, труду, культуре, Отечеству, миру, человечеству. Сохранение, укрепление и совершенствование школьных традиций.

  3. Создание условий для проявления учащимися инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально значимой деятельности.

  1. Интеллектуальное

  1. Всемерное использование воспитывающей функции урока, воспитание знаниями, мотивация познавательного интереса, ведущая роль методов творческой деятельности в обучении и воспитании, развитие умения и потребности в самообразовании.

  1. Художественно-эстетическое

  1. Создание психологической атмосферы в классном коллективе, комфортной для каждого учащегося, способствующей развитию его субъективности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

  2. Предоставление каждому учащемуся права выбора видов и форм деятельности через развитие сети объединений по интересам.

  3. Максимальное использование культурного и воспитательного потенциала микросоциума.

  1. Физкультурно-оздоровительное

  1. Использование педагогических и психологических приёмов для формирования адекватной положительной самооценки и потребности в выборе нравственных форм самореализации и самоутверждения.

  2. Формирование физической и гигиенической культуры.

  1. Взаимодействие с семьёй

  1. Объединение усилий педагогического коллектива гимназии и родителей для создания условий, способствующих развитию и самоопределению личности.

  2. Сотворчество, сотрудничество и воспитание учащихся личным примером.

  1. Профориентационное

  1. Содействие профессиональному самоопределению учащихся.


0сновные составляющие воспитательной деятельности.

1. Внеурочная учебная деятельность:


Задачи

Формы работы

  • Способствовать формированию нравственных качеств личности.

  • Развивать устойчивый познавательный интерес и интеллектуальные умения, навыки творческой деятельности.

  • Формировать потребность в образовании.




  • Факультативные занятия по предметам.

  • Предметные олимпиады всех уровней.

  • Профориентационная деятельность:

- «Мир профессий»;

-«Есть такая профессия – Родину защищать!»;

-«Герой нашего времени».

  • Тематические классные часы:

- «Поговорим о нравственности»;

-«Можно ли быть свободным без ответственности»;

- «Искусство восприятия красоты мира»;

-«Доверительно, искренне откровенно»;

-«Отогреться душой можно только у семейного очага».


  1. Внеурочная развивающая деятельность:

Задачи

Формы работы

  • Развивать кругозор, формировать ценностные представления и отношения.

    • Создавать ситуации переживания детьми достижения успеха.

    • Развивать духовность личности.

  • Обучать умению видеть практическую необходимость полезной деятельности.

    • Формировать навыки культуры жизнедеятельности человека.

    • Развивать умения планировать свою деятельность и находить способы выполнения плана (от классного мероприятия до жизненной карьеры)




  • Развивающие классные часы:

-«Моя малая родина»;

- «Открытый микрофон»;

-«О красоте, о моде и о хорошем вкусе»;

-«Права подростка»;

-«Мораль и закон»;

-«Военный орден в моей семье»;

-«Жизнь без пива»;

-«Сущность и познание человека».

  • Творческие кружки и объединения.

  • Экскурсии, посещение театров, выставок, музея.

  • Ближние туристические поездки, походы.







  1. Внутриклассная деятельность:

Задачи

Формы работы

  • Способствовать творческому развитию каждой личности, овладение методами творческой деятельности.

    • Формировать классный коллектив и его традиции, научить учащегося видеть практическую необходимость полезной деятельности.

    • Создавать условия для самореализации для каждого учащегося.

  • Развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, конструктивной критики.

    • Поощрять инициативу учащихся.




    • Участие в традиционных общегимназических делах: праздник первого звонка, День Учителя, День самоуправления, День пропаганды ЗОЖ, КТД «Новогодний серпантин», День рождения гимназии, День смеха, Неделя науки и творчества,День защиты детей, Праздник Последнего Звонка.

    • Экологический десант «Гимназия – наш дом».

    • Коллективное планирование и анализ деятельности «Как жить будем?».

    • Организация классного самоуправления «Я+ты=мы».





^ 6. Прогнозируемый результат.

Практическая реализация программы предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы класса, творческой направленности учащихся.

Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям. Творческая направленность личности позволит ей адаптироваться в условиях рыночной экономики, построить успешную жизненную карьеру на основе нравственных способов самореализации и самоутверждения.

Заключение.

Программа оставляет за классными руководителями право выбора разнообразных форм работы по всем направлениям.

Программа «Вверх по лестнице, ведущей в жизнь» открытая, что позволит ее дополнять, уточнять, совершенствовать.


^ 7. План воспитательной работы

№ п/п

Тема

Сроки

1.

Праздник первого звонка.

Сентябрь

2.

Урок гражданственности и патриотизма, посвящённый Году семьи.

Сентябрь

3.

Как жить будем?

Сентябрь

4.

Неделя физической культуры и спорта.

Сентябрь

5.

Моя малая родина.

Сентябрь

6.

Азбука прав и обязанностей гимназистов.

Сентябрь

7.

Открытый микрофон.

Сентябрь

8.

Экологический десант «Гимназия – наш дом».

сентябрь

9.

День учителя.

Октябрь

10.

День самоуправления.

Октябрь

11.

Поговорим о нравственности.

Октябрь

12.

Можно ли быть свободным без ответственности?

Октябрь

13.

Учимся строить отношения.

Ноябрь

14.

День матери в России.

Ноябрь

15.

Искусство восприятия красоты мира.

Ноябрь

16.

Права подростка.

Декабрь

17.

Страна, в которой мне хотелось бы жить.

Декабрь

18.

Мораль и закон.

Декабрь

19.

КТД «Новогодний серпантин».

Декабрь

20.

Герой нашего времени.

Январь

21.

День рождения гимназии.

Январь

22.

Умею ли я любить? — аукцион мнений.

Январь

23.

Военный орден в моей семье.

Февраль

24.

Праздничное поздравление ветеранов и воинов-героев.

Февраль

25..

Есть такая профессия – Родину защищать!

Февраль

26.

Жизнь без пива.

Февраль

27.

Мир профессий.

Март

28.

Люди, без которых мне одиноко.

Март

29.

Сущность и познание человека.

Март

30.

Отогреться душой можно только у семейного очага.

Апрель

31.

Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?

Апрель

32.

День здоровья.

Апрель

33.

Космос и мы.

Апрель

34.

Неделя науки и творчества.

Апрель

35.

Акция «Поздравляем ветеранов!»

Май

36.

Мы за здоровый образ жизни.

Май

37.

Праздник последнего звонка.

Май


^ II. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗА 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД

8 КЛАСС

В прошедшем учебном году была поставлена следующая цель воспитания:

развитие интеллектуальной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основными задачами, стоящими перед классным руководителем, были:

1. Направить воспитательную работу на содействие учащимся в усвоении и принятии общечеловеческих и отечественных ценностей, вхождение в мир культуры, осознание себя гражданами правового демократического государства.

2. Способствовать интеллектуальному развитию личности и формированию умения самообразования, овладение творческими методами познания через рациональное сочетание урочной и внеурочной учебной деятельности.

3. Создавать условия для самореализации учащихся, освоению ими навыков творческой деятельности через организацию активной, эмоционально насыщенной жизни классного коллектива.

4. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы сотрудничества через организацию индивидуальных, групповых коллективных форм творческой деятельности и создание «ситуации успеха» для учащихся.

5. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

Анализируя работу за истекший год, можно сделать вывод, что она была многоплановой. Поставленные задачи выполнены.

В течение года класс успешно принимал участие в традиционных мероприятиях школы. Среди них: Праздник первого звонка. «День знаний», неделе физической культуры и спорта, вернисаже «Портрет моего учителя» – конкурсе сочинений, рисунков, плакатов; выставке семейного творчества «Моя мама – мастерица!»; конкурсе «Самый новогодний класс»; акции «Поздравляем ветеранов».

Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом. Большая часть детей и родителей мотивированы на учебу. В коллективе формируется познавательный интерес к учебному процессу. Все учащиеся заинтересованы в учебе, ходят на дополнительные занятия, посещают кружки, музыкальную, спортивную и художественную школы.

Класс посетил музей ст. Ленинградской, а так же ледовый дворец ст. Каневской.

Охват детей разнообразными видами внеурочной деятельности учащихся по интересам составил 100 %. Учащиеся класса принимали участие в школьных и районных олимпиадах по различным предметам, международных

играх-конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуренок», «Бульдог».

В прошедшем учебном году в классе были осуществлены:

  • оценка уровня воспитанности учащихся класса ;

  • изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам учащихся;

  • диагностика интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
    Выводы диагностик рассмотрены на классных часах и родительских собраниях.

Анализ воспитательной работы с классом за год заставляет задуматься над следующими проблемами:

  • воспитание гражданско-патриотических качеств;

  • стимулирование здорового образа жизни;

  • развитие самостоятельности;

  • приобщение учащихся к культуре общения;

- привлечение родителей к активному участию в жизни класса и школы. I
Для решения данных проблем в следующем учебном году необходимо по­
ставить такие задачи:


  1. Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива.

  2. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.

  3. Изучение личности каждого ребенка, его физического и психического состояния.

  4. Мотивация здорового образа жизни.

  5. Развитие нравственных качеств учащихся.

  6. Обеспечение контроля за учебной деятельностью учащихся.



^ IV. ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 9-го КЛАССА

Ежедневно

Еженедельно

Один раз в месяц

Один раз в четверть

Один раз в год

1 . Работа с опоздавшими и выяснение причины отсутствия учащихся.


1 . Проверка дневников учащихся

1 . Консультации у психолога

1. Оформление классного журнала по итогам четверти

1 . Проведение открытого мероприятия

2. Организация питания учащихся

2. Проведение мероприятий в классе (по плану)

2. Встреча с ро­дительским активом

2. Учеба для классных руководителей

2. Оформление личных дел учащихся

3. Организация дежурства в классном кабинете

3. Работа с роди­телями

3. Совещание по планированию работы классных руководителей

3. Анализ выпол­нения плана ра­боты за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть

3. Сбор статистических данных о классе

4. Индивидуаль­ная работа с учащимися

4. Работа с учителями-предметниками




4. Проведение родительского собрания






^ VI. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

За годы работы я поняла, что совместная деятельность школы и родителей во многом зависит от взаимопонимания между ними, поэтому я вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:




^ Формы работы

Родительские рейды

Консультации

Творческие встречи

Родительские собрания

Совместные праздники



Тематика родительских собраний по теме «Нравственность»:

5 класс

1.Друзья моего ребенка. Кто они, какие они есть?

2.Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

6 класс

1.Круг чтения ваших детей.

2. Уроки школьной дружбы.

7 класс

1.Роль отца и матери в семье.

2.Увлечения и интересы семиклассника.

8 класс

1. “Воспитание ненасилием в семье”.

2.Ваш ребенок влюбился…

9 класс

1.Эмоции и чувства в разговоре с подростком.

2.Семейные проблемы. Как их решать.

^

Классный час “Учимся строить отношения”


Цели занятия:

Учащиеся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;

Развитие умений анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;

Развитие навыков коллективной работы.

^ Ход занятия

Весь класс делится на три группы.

Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./

^ В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.

^ Работа с понятиями. Задания группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “правило”. Должно получиться определение: “Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения”. Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.

^ 2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “соглашение”. Должно получиться определение: “Соглашение – взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.

^ 3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “конфликт”. Должно получиться определение: “Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой”. Могут быть другие варианты.

Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.

“Два 8-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 8А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 8Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 8А класс. 8Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.

^ В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?

В. Почему возник конфликт?

В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

(Комментарии учащихся).

Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

^ Ситуации для обсуждения.

1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

^ 2-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.

^ 3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.

ИТОГ: Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные – тема прошлого занятия. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.
^

Разработка классного часа: "Делать добро спешите"


Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

- Что такое добро? Что такое зло?

На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Продолжите фразы:

  • “Доброта - это ....

  • “Добрый человек - это ... .”

- Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Когда мы говорим о человеке “добрый”, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
^

Вопросы к обсуждению


Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

Можно ли принудить человека быть добрым?

Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

- Необходимость и готовность прощать влечёт за собой нравственный поиск. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придется решать всю жизнь.

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Ни кто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? Расскажите, пожалуйста об известных вам случаях нравственного выбора.

  • Зло противоречит добру.

  • Зло - всё что губит душу человека.

  • Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи.

  • Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

- Судить человека надо по его делам.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие люди полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. Но может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.

- В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.

“Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошёл охотник к змее, а та умоляет его: “Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево.” Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолился охотник: “Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?”

“На то я и змея” - ответила она. Тут на счастье охотника пробегала мимо лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошёл своей дорогой, оставив змею умирать.”

- Значит не надо делать добра? Жить по пословице “Не делай добра - не получишь и зла”? Может и у вас случались ситуации, когда за доброе дело наказывали? (Дети приводят примеры). Я хочу, чтобы вы в любой жизненной трудной ситуации помнили слова Габриеля Гарсия Маркеса “Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть осторожнее”.

 Итог: И всё же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!
^

Классный час: "Права несовершеннолетних"


Цели:

  • познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;

  • познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

  • развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.

  • воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.

Основные вопросы:

  1. Права ребёнка, закреплённые в международных документах;

  2. Личные и имущественные права ребёнка.

Умения и навыки, отрабатываемые на классном часе:

  1. Работать с текстом словаря (над основными понятиями темы) и документами (Конвенция о правах ребёнка, статьи СК РФ, ГК РФ).

  2. Составлять схемы (личные и имущественные права ребёнка, дееспособность несовершеннолетних).

  3. Умение извлекать необходимую информацию из сети Интернет.

  4. Выбирать главное и правильно формулировать выводы.

  5. Отстаивать свою точку зрения.

  6. Развивать творческие способности учащихся.

  7. Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека, выборка статей СК РФ и ГК РФ (на каждую группу), подборка заданий по группам, алгоритм работы в группах/

Использована программа:Microsoft Power Point.

^ Формы и методы работы на уроке: групповая форма, поисковый метод, иллюстративный метод.

На доске: дата, тема, цели урока, понятия, эпиграф.

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка.

Ф.М. Достоевский

Ход урока

^ I. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и определение задач занятия.

Учитель: Ребята! Тема нашего занятия – права несовершеннолетних. Вы знаете, о ком идёт речь? (Дети отвечают, учитель корректирует, если есть необходимость). Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? Дети отвечают. (Да, так как растёт детская беспризорность, преступность, всё больше детей при живых родителях предоставлены сами себе, увеличивается и число детей беженцев из новых независимых государств, с каждым годом всё меньше процент новорожденных детей с заключением врача “здоров”). Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске:

  1. Познакомится с международными документами о правах ребёнка.

  2. Познакомиться с правами ребёнка, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка, в Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ(слайд №1).

Я бы хотела предложить в качестве эпиграфа к нашему уроку слова великого русского писателя-гуманиста – Фёдора Михайловича Достоевского: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”(слайд № 2).Как вы думаете, ребята, о чём хотел сказать нам писатель, какой смысл он вкладывает в эти строки?

Сегодня на уроке мы будем использовать групповую форму работы. Поэтому в конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам: (слайд №3)

  1. Международные документы по правам ребёнка.

  2. Конвенция о правах ребёнка 1989 г.

  3. Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ и ГК РФ.

  4. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.

II этап: Алгоритм работы в группе.

Формирование групп.

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами вопросы. Вам необходимо занять место за тем компьютером, который соответствует номеру вопроса.

Вопросы для поиска в сети Интернет.

  1. Международные документы по правам ребёнка.

  2. Законы РФ, защищающие права ребенка.

  3. Право на личную жизнь.

  4. Право на семью.

  5. Право на образование.

  6. Социально-экономические права.

  7. Право на труд.

  8. Право на благоприятную окружающую среду.

  9. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.

Ребята, обратите внимание на тот факт, что мы сегодня говорим о правах ребенка, поэтому будьте внимательны при подборе материала.

Каждая группа получит свой алгоритм работы и тему, которую должны изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу. Ответ на поставленные вопросу ребята находят в сети Интернет.

Алгоритм работы в группе.

  1. Выбрать командира группы.

  2. Выбрать помощника командира.

  3. Выбрать хранителя времени.

  4. Все участвуют в обсуждении.

  5. Время работы в группе – 12 минут.

  6. Подготовка ответа на вопрос урока (соответственно своей теме).

  7. Составить план ответа, схему, таблицу (если есть необходимость).

  8. Оценить работу каждого в группе.

Критерии оценивания.

“5” – ответ полный, последовательный, логически выстроенный; речь лексически богатая, правильная; умение применить знания на практике.

“4” – полное владение содержанием вопроса, но есть небольшие недочёты, неточности; рассказ полный, но отсутствует логика (и т.д.).

“3” – ответ по образцу.

III этап: Работа в группах.

Учитель: следит за работой групп, в случае необходимости оказывает помощь, направляет деятельность ребят, организует и контролирует деятельность учащихся.

Каждая группа по окончанию ответов может задать свои вопросы отвечающей группе и внести свои дополнения. Время работы в группах – 12 минут, время выступлений – 3-4 минуты.

^ IV этап : Выступление групп.

V этап : Рефлексия.

Рефлексия. Игра «Полет на воздушном шаре».

Несколько человек встанут на составленные вместе четыре стула. Это корзина воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав человека. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту. Учитель заранее приготовил 14 карточек с надписями:

  1. « Все равны перед судом и законом»;

  2. «Право на жизнь»;

  3. «Право на свободу»;

  4. «Право на охрану здоровья»;

  5. «Свобода слова»;

  6. «Право на свободу труда»;

  7. «Право на жилище»;

  8. «Право на частную собственность»;

  9. «Право вступать в брак»;

  10. «Право на образование»;

  11. «Право на собрания и митинги»;

  12. «Право избирать и быть избранными в государственные органы»;

  13. «Право на благоприятную окружающую среду»;

  14. «Право вступать в общественные объединения».

^ VI. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с правами ребёнка, закреплёнными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Теперь каждый из Вас знает, какие права предоставляются ребёнку от рождения и какие приобретаются со временем, и какая доля ответственности и обязанностей возникает в связи с правоспособностью.

Почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?

  1. Как мы это делали?

  2. Зачем мы это делали

  3. Достигли мы сегодня тех целей, которые перед собой ставили?

Мы правильно определили беспомощность, беззащитность маленького существа – ребёнка, но его духовный мир и защищённость очень важны для нас, так как он с детства закладывает в своём сознании тот образ поведения, с которым будет жить дальше, идти по дороге жизни. И мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: “Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд”.

Дети, идите же только вперёд!
^

Родительское собрание “Воспитание ненасилием в семье”


Цель собрания: Обсуждение проблемы жестокости в семье по отношению к ребёнку.

План собрания.

  1. Знакомство родителей с видами насилия и результатами анкетирования детей.

  2. Знакомство с понятием “социофобия”, анкетирование родителей на тему “Жертва насилия”.

  3. Беседа психолога по темам: анализ детских рисунков - “Семья глазами ребёнка”, “Автопортрет” - это рисунки, которые уч-ся выполняли на классном часе .

  4. Обсуждение проблемы насилия в семье над ребёнком (техника медиации).

  5. Подготовительная работа с родителями:

а) изготовление приглашений на собрание,
б) анкетирование детей “Насилие в семье”,
в) выполнение рисунка “Семья глазами ребёнка”.

На доске – тема собрания, детские рисунки “Автопортрет”, плакаты: “Моя семья”, “Услышать друг друга”, “Сложи свою семью”.

^ Сценарий проведения родительского собрания.

Родители рассаживаются по 3 группам.

Вступительное слово классного руководителя.

Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о том, что было сделано к этому собранию: анкеты детей и детские рисунки “Семья глазами ребёнка”.

Далее необходимо сказать о том, что можно научиться воспитывать детей без применения насилия. Мы знаем, что воспитание – самое важное на свете дело.

Учитель даёт определение понятия “насилие”:

Насилие - форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определённых выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.

Далее родители знакомятся с видами насилия:

  • психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и пр.)

  • эмоциональное (оскорбления, грубая брань)

  • вербальное (словесное)

  • экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки

  • физическое (побои, издевательства)

  • уничтожение, повреждение имущества

  • сексуальное насилие (принуждение)

  • изнасилование

Ненасилие - это идеологический, жизненный, этический принцип, в основе которого лежит призвание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных конфликтов.

Далее учитель делает обзорный анализ детских анкет, из которых становится очевидной актуальность проблемы насилия для семей класса.

Другой важной “болезнью” XXI века является социофобия – боязнь общества. Мы слышим о избиениях, вымогательствах в школах, дети подвергаются угрозам со стороны своих же соучеников.

^ Постарайтесь определить, насколько Ваш ребёнок склонен оказываться в ситуации жертвы.

Анкетирование родителей.

В. Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты:

  • Неуверенность в себе

  • Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих)

  • Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку)

  • Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения)

  • Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки)

  • Склонность к сомобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения)

  • Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.

Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога в ближайшем от Вас центре психологической помощи.

В. ^ Далее оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы:

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?

  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?

  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?

  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?

  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?

  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?

  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?

  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Если более чем на семь вопросов Вы дали утверждающий ответ, то у Вас и Вашего ребёнка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее четырёх, то Вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами.

В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете “держать удар”, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у Вас доверие. Он поможет Вам и Вашему ребёнку стать более уверенным в себе человеком.

^ Беседа психолога.

В беседе с родителями психолог комментирует детские рисунки на тему “Автопортрет”, где он объясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной цвет, ту или иную геометрическую фигуру, линию. О чём говорит данный рисунок.

Также даются пояснения по рисункам на тему “Семья глазами ребенка”. Кроме этого у родителей была возможность лично побеседовать с психологом и попытаться решить свои проблемы.

^ Игра в технике медиации “Воспитание без насилия возможно”.

Задания:

Первая группа должна подготовить аргументы “за” данную точку зрения.

Вторая группа должна подготовить аргументы “против”.

^ Третья группа – это медиаторы, которые должны помочь прийти к общему разумному решению, сгладить противоречия.

Родителям предлагается в заключении написать синквейн на понятие: Родительское собрание.

Один из вариантов синквейна:

  • Интересное, организованное.

  • Спорим, дискутируем, обсуждаем.

  • Проблема воспитания наших детей.

  • Удовлетворение.



Список литературы

  1. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся._М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Щуркова Н.Е.,Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.

  3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом “Ноосфера”, 1999.

  4. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  5. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

  6. “Уроки нравственности”.Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005.