velikol.ru
1


Правительство Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет Бизнес Информатика

Отделение Программная Инженерия


Программа дисциплины

«Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии»


Для направления 231000.62 - «Программная инженерия»

подготовки бакалавра

Автор программы: Е.Н.Решетова
ereshetova@ibs.ru



Рекомендована секцией УМС

Председатель

________________________________

«_____» __________________ 2011 г.


Утверждена Ученым Советом

факультета бизнес-информатики

Отделения программной инженерии


Ученый секретарь

«_____» __________________ 2011 г.

Одобрена на заседании кафедры

Управление разработкой

программного обеспечения

Зав. кафедрой С.М. Авдошин

_________________________________

«____»_____________________ 2011 г.





Москва 2011


^

Пояснительная записка


Автор программы:

Решетова Елена Николаевна

Требования к студентам:

Знания по общим философским, естественным и гуманитарным наукам.

Общие сведения об учебном курсе:

Дисциплина читается студентам бакалавриата отделения программной инженерии факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. Она входит в блок специальных дисциплин и читается в третьем-четвертом модулях второго учебного года. Количество кредитов – .

Продолжительность курса составляет 72 аудиторных учебных часа, в том числе: 36 часов лекционных занятий и 36 часов практических занятий. Рубежный контроль – контрольное домашнее задание и зачет по окончанию модуля.

Цель курса:

Целью преподавания дисциплины “Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии” является изучение, развитие и отработка навыков межличностного общения с целью формирования у студентов личностных и деловых компетенций для эффективного общения и эффективной работы в партнерстве с коллегами и в проектных командах как во время обучения в университете, так и на производственной практике и в дальнейшей профессиональной деятельности.


Аннотация:

Современные выпускники владеют огромным объемом технических знаний. Но большинству из них катастрофически не хватает социальных умений и навыков межличностного общения. Между тем как по результатам исследований кадровых агентств и работодателей, направленных на выявление необходимых для эффективной работы навыков – необходимым условием достижения успеха в профессиональной деятельности являются личностные и деловые компетенции в области коммуникации (soft skills).

Данный курс разработан на основе исследований успешных сотрудников, анализа теоретического и практического опыта обучения коммуникативным навыкам в различных ситуациях общения, описанного в отечественной и зарубежной литературе. Изучение принципов эффективной коммуникации базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как психология, менеджмент, управление проектами.

Учебные задачи курса:

Задача курса – показать коммуникацию как уникальный, специфический вид деятельности, необходимый в любой профессиональной сфере, представить коммуникативную компетентность как часть профессиональной, ориентировать будущего специалиста в широком круге общих проблем коммуникации и во взаимодействии со смежными дисциплинами развить коммуникативную и профессиональную компетенции студентов.

Исходя из этой задачи в курсе анализируются роль и особенности делового общения в современных условиях развития общества и экономики, современные тенденции управления коммуникациями в организации, особенности взаимовлияния корпоративной культуры организации и межличностных коммуникаций сотрудников.

Особенное внимание уделяется формированию практических навыков организации эффективных деловых коммуникаций, формированию конструктивных межличностных отношений, навыков обобщения и анализа деловых коммуникаций, а также развитию коммуникативных техник ведения деловой беседы, переговоров и совещаний, дискуссий, публичных выступлений в профессиональной практике.

Учебный курс позволяет продиагностировать свой потенциал и возможности в области деловой коммуникации.

В методическом плане, основываясь на модели Коулба и широко известных принципах обучения, предлагается модель обучения навыкам межличностного общения, состоящая из 10 шагов:

  1. Заполнение опросного листа

  2. Теоретическая часть

  3. Тест

  4. Поведенческая контрольная таблица

  5. Моделирующие упражнения

  6. Групповые упражнения

  7. Резюме

  8. Практические вопросы

  9. Закрепляющие упражнения

  10. План действий



Указанная модель обучения предполагают максимальное способствование осознанию слушателями своих личностных особенностей, самораскрытию и самопознанию, развитию и закреплению навыков коммуникативной компетентности.


^

Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

1

Коммуникативная компетентность как часть профессиональной компетентности ИТ-специалиста.





10

10

10

2

Команда как основная среда взаимодействия в современной организации и применения коммуникативной компетентности ИТ-специалиста.




10

10

10

3

Специальные формы деловых коммуникаций.




4




2

4

Презентация как эффективная форма делового взаимодействия.




8

10

18

5

Этика делового взаимодействия.




4

6

4




Итого:

72

36

36

44
^

Базовый учебник




  1. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. М., Дело, 2002.

  2. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Знание. 2005. 494 с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология (любой год издания).

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций (любой год издания).


Формы контроля знаний студентов


Оценка знаний студентов проводится в бальной форме. Итоговая оценка строится как средневзвешенная величина в пределах 100 баллов. Удельные веса оценок:


• текущий контроль – оценка посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;


• промежуточный контроль – эссе, домашнее задание;


• итоговый контроль – зачет;


Методика формирования результирующей оценки:


1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за активность на

семинарских занятиях и посещение лекций Oакт, оценка за эссе Оэссе, оценка за

домашнее задание Одз, оценка за зачет Озач.

2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения:

Wакт= 0,3; Wэссе=0,2; WДЗ=0,2; Wзач=0,3.


Критерии дифференцированной зачетной оценки:


от 80 до 100 – отлично (8,9,10 по десятибалльной шкале)

от 60 до 79 – хорошо (6,7 по десятибалльной шкале)

от 40 до 59 – удовлетворительно (4,5 по десятибалльной шкале)

39 и менее – неудовлетворительно (3,2,1 по десятибалльной шкале)
^

Содержание программы




Тема 1. Коммуникативная компетентность как часть профессионального мастерства ИТ-специалиста.

Лекции.

Роль коммуникации в современном деловом взаимодействии.

Деловая коммуникация как культура, область знаний и практика. Формирование коммуникативной компетентности как профессиональной компетентности специалиста.

Практические уроки теоретиков коммуникации - Пол Ватцлавик, Фридман Шульц фон Тун, Джо Луфт и Гарри Ингам, Эрик Берн, Нэд Герман.

Практические уроки психологических экспериментов в профессиональной жизни ИТ-специалиста.

Сущность коммуникативной компетентности. Коммуникативная способность. Коммуникативное знание. Система коммуникативных умений.


Семинары.

Модель межличностного общения. Каналы коммуникации. Барьеры коммуникации.

Техники приобретения коммуникативной компетентности. Техники активного слушания: техники формулирования вопросов, техники малого разговора, техника повторения, перефразирования, интерпретации. Техники регуляции эмоционального напряжения. Техники обратной связи и вербализации чувств.


^ Лаборатория самоанализа и самоменеджмента.

Чувство собственного достоинства как фундамент для формирования отношения к себе, партнеру, миру. Человеческие потребности и собственная система мотивации. Эмоциальный интеллект. Пятифакторная модель личности. Когнитивный стиль.

Система ценностей как показатель различий в коммуникативной компетентности. Личностные ценности. Личные цели. Декларация собственной миссии. Собственный бренд.


^ Промежуточный итог.

Индивидуальное эссе по результатам тестов.

Групповая презентация «Коммуникативная компетентность в моей профессиональной жизни».

Участие в коммуникативных боях.


Литература:


Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. М., Дело, 2002.

Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Знание. 2005. Стр.9 – 66

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. Речь. 2004.


Тема 2. Команда как основная среда взаимодействия в современной организации и применения коммуникативной компетентности ИТ-специалиста.


Лекции.

Командный подход в современной организации. Общее представление о командах.

Основные характеристики ключевых областей проектирования команды: задачи, люди, взаимоотношения. Этапы жизненного цикла команды

Ключевые области проектирования команды: задача, люди, взаимоотношения. Планирование деятельности команды. Этапы планирования деятельности: целеполагание, разработка стратегии и тактики, оперативное календарное планирование, плановая отчетность.

Лидерство и управление командой. Представление о лидерстве. Теории лидерства.


Семинары.

Ключевая область проектирования команды: задача. Планирование деятельности команды. Этапы планирования деятельности: целеполагание, разработка стратегии и тактики, оперативное календарное планирование, плановая отчетность.

Ключевая область проектирования команды: люди. Комплектование проектных команд. Ролевая структура. Типология командных ролей по Белбину.

Ключевая область проектирования команды: взаимоотношения. Динамика внутрикомандных процессов. Командные нормы и ценности. Мотивационный профиль членов команды. Конструктивная обратная связь. Конструктивный конфликт в команде.

Лидерство и управление командой. Ситуационное лидерство.


^ Лаборатория самоанализа и самоменеджмента.

Роль в команде. Стиль работы в команде. Стиль разрешения конфликтов. Стиль лидерства.


Промежуточный итог.


Индивидуальное эссе на тему «Моя проектная команда».


Литература:

Томпсон, Лей. Создание команды: [пер. с англ.] / Лей Томпсон. — М.: Вершина, 2006. - 544 с.: ил. - ISBN 5-9626-0108-4

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Теория и практика командообразования, Санкт-Петербург: Речь, 2004

Р.Т. Фатрелл, Д.Ф. Шафер, Л.И. Шафер Управление программными проектами. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. М.: Издательский дом

Салливан Э. Время – деньги. Создание команды разработчиков программного обеспечения, [пер. с англ.] – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2002. – 368 стр.: ил. ISBN 5-7502-0189-9

Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу / Р.Мередит Белбин [пер. с англ. Е. Смолиной]. — 2-е изд. — Лондон [ и д.р.] Кивитс, 2007. -240 с ISBN 978-5-9900887-2-6

Демарко, Том, Листер, Тимоти Человеческий фактор: успешные проекты и команды, 2-е изд. [пер. с англ. М.Зислиса] – Спб: Символ-плюс, 2005.- 256 с., ил. ISBN 5 -93286 – 061-8

Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. — M.: «ИНФРА-М», 1999.


Тема 3. Специальные формы деловых коммуникаций.


Лекции.


Деловая беседа. Деловые переговоры. Публичные выступления.

Структура, цели, стратегия и тактика ведения. Факторы успеха и критерии эффективности взаимодействия.

Риторика как теория и искусство речи.


Литература:


Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Знание. 2005. Стр.9 –66

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. М., Дело, 2002. Том 1, стр. 111 –134


Тема 4. Презентация как эффективная форма делового взаимодействия.


Лекции.


Роли менеджера презентации - «сценарист», «режиссер-постановщик», «актер».

Планирование сценария презентации. Постановка целей презентации и способы ее достижения. Структурная форма презентации: анализ аудитории, анализ внешних факторов, анализ окружающей обстановки. Мозговой штурм: продуктивное использование всех фактов. Техника кластеризации.

Структура презентации.16 принципов развития презентации: модульный, хронологический, географический, пространственный, проблема/решение, выход/действие, возможность/средства, концепция/функции, особенности/преимущества, ситуационный анализ, аргумент/заблуждение, сравнение/контраст, матрица, параллельные пути, риторические вопросы, перечисление. Как выбрать принцип развития презентации.

Компоненты презентации. Порядок подготовки презентации. Порядок выступления.


Содержание презентации. Баланс фактов и чувств. Комбинация: доказательства, статистика и результаты исследований, примеры и вербальные иллюстрации, контрасты и сравнения, цитаты, аудиовизуальные средства, срежиссированное участие аудитории.

7 классических способов начать презентацию: вопрос, факт, ретроспектива/перспектива, анекдот, цитата, афоризм, аналогия. Убеждающее заключение.Тестирование отобранного материала: тест «да», тест «приправа», «лакмусовый тест», «временной» тест.


Индивидуальный стиль презентатора. Характеристика эффективного стиля поведения на сцене. Невербальный стиль и восприятие аудитории. Характеристики голоса. Речевые клише. Выражение лица. Зрительный контакт. Манера выступления.


Развитие личной уверенности.


Методы управления аудиторией. Установление контакта и управление дистанцией.

Преодоление барьеров в коммуникации. Работа с вопросами и возражениями. Ответы на вопросы.

Методы подготовки к выступлению.


Семинары.


Мини-ассессмент.

Структурная форма: анализ факторов.

Принципы развития презентации.

Анализ содержания.

Методы управления аудиторией.

Техники развития личной уверенности: уверенная поза, жесты, взгляд, голос.


Литература:


Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Знание. 2005. Стр.9 –66

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. М., Дело, 2002. Том 1, стр. 111 –134

Ребрик С. Презентация: 10 уроков. М., 2004.

Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести: Пер. с англ. М., 1996.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения: Пер. с англ., М. 1990.


Тема 4. Этика делового взаимодействия.


Лекции.


Почему важна этика. Указания по соблюдению этики в процессе принятия решения.


Семинары.


Алгоритм решения межличностных проблем.


Литература:


Корнилова Т. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.


^ Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Эссе на свободную тему


Требование к эссе

Эссе оценивается по следующим критериям:

  • правильность постановки проблемы;

  • логичность и последовательность изложения;

  • оригинальность и самостоятельность в изложении материала;

  • степень решения поставленных в эссе целей и задач;

  • формулировка четких и конкретных выводов;

  • качественное оформление работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).

Минимальный объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 10 страниц (ориентировочно 15000 знаков). Эссе должно быть представлено в электронной версии не позднее 5 июня.

Зачет

Проводится в форме презентации, подготовленной студентом по результату прохождения курса.

Презентация оценивается по следующим критериям:

 правильность постановки проблемы;

 логичность и последовательность изложения;

 оригинальность и самостоятельность в изложении материала;

 степень решения поставленных целей и задач;

 стиль презентатора;

 дизайн и оформление работы.


Автор программы: _________________________Решетова Е.Н.