velikol.ru
1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени Горького А.М.»




Программа кружка НОУ «Мысль»


Составитель: Фабер.Г.Н.- учитель

Первой квалификационной категории


2008-2009

Воспитание творческой активности учащихся - важная задача в преподавании математики в средней школе. Одна из возможностей развить математическое мышление учащихся и воспитать интерес к предмету лежит в широком применении внеклассной работы по математике. В этой работе с учащимися старших классов особое внимание уделяется анализу процесса поисков решения задач, обучению учащихся в творческой работе применять аналогию, обобщения, специализацию.

Другой не менее важной задачей школы является развитие способностей каждого школьника. Обществу нужны одаренные люди, но далеко не каждый человек умеет и может развивать свои способности. Школа обязана подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Не ново и то, что школа должна заниматься поиском индивидуальности в каждом школьнике и помочь ему найти свое место в обществе.

Стремление к творчеству, к открытиям рождается на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которые читают энциклопедические словари и специальную литературу. Поэтому с среднем звене необходимо выявить всех учащихся, кто интересуется различными областями математики, помочь реализовать учащимся свои способности, претворить в жизнь их планы, привить вкус к творчеству. Именно для этой цели и создано научно-математическое общество учащихся (НОУ).

Фактически научно-исследовательская работа по математике ведется уже много лет. Накоплен богатый материал. Проводятся научно-практические конференции, на которых учащиеся рассказывают о проделанной работе, защищают рефераты на математические темы. Накопленный опыт этой работы и создал предпосылки для официального создания научно-математического общества учащихся.

Главное правило этого направления в работе - никакого принуждения, вся деятельность строится исключительно на интересе и желании учащихся. НОУ дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе. Здесь они получают возможность познакомиться с методами исследовательской и творческой работы, учатся общению и умению работать в коллективе. НОУ дает возможность школьникам успешно участвовать в различных очных и заочных олимпиадах и конкурсах.

И, наконец, вся эта работа помогает выпускникам школы решать задачи профориентации.


Цели:

  1. Повышение уровня качества знаний учащихся, расширение кругозора в области математики.

  2. Привитие интереса к математике и ее приложениям.

  3. Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.

  4. Привитие культуры самообразования и саморазвития школьников.

  5. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся со специальной литературой.

  6. Организация деятельности учащихся с целью подготовки их к участию в различных олимпиадах и конкурсах.

  7. Основная цель математического общества - профориентация учащихся и подготовка их к получению дальнейшего образования.

Основные направления работы:

  1. Подготовка учащихся к овладению знаниями, выходящими за пределы школьной программы.

  2. Включение в исследовательскую работу наиболее способных учеников.

  3. Обучение учащихся работе с дополнительной и специальной литературой

  4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научно - творческой работы.

  5. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

  6. Подготовка учащихся и их работ к участию в конференциях, олимпиадах и конкурсах.


Роль учителя

  • переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, создает ситуацию успеха, разрабатывает с учеником «самостоятельное открытие» математической закономерности, вызывающее положительные эмоции. Руководитель учит на семинарах детей оформлять рефераты и доклады по теме,

  • вместе с учащимися подбирает литературу,

  • проводит консультации,

  • учит детей владению методикой эксперимента.

Этапы организации исследовательской деятельности учащихся

    1. Выявление учеников, желающих принимать участие в проектных и научно-исследовательских программах

    2. Выбор и утверждение тем, предполагаемых исследований

    3. Работа учащегося над проектом под руководством консультанта

    4. Оформление результатов эксперимента

    5. Экспертиза и рецензирование

    6. Участие в школьных, городских, региональных, интернет-конкурсах научно-практических конференциях

    7. Ознакомление учащихся различных классов с работой УНО (реклама УНО) и вовлечение в исследовательскую работу других учащихся.

Формы и виды работы математического общества

  1. Исследовательская деятельность учащихся(проект,творческая работа, научно-исследовательская работа)

  2. Проведение школьных олимпиад по математике.

  3. Выпуск математических газет.

  4. Проведение математических мероприятий.

  5. Защита проектов(на уроках, на конференции)

Планирование работы математического общества

№ п.п

Тема

месяц

1

Открытие и запись учащихся в школьное научно-математическое общество.

сентябрь

2

Провести опрос среди учеников и учителей школы «Нравилась ли Вам математика в школе?»

октябрь

3

Разбор целей и задач, утверждение плана работы

сентябрь

4

Занятие НОТ. Как подготовить научно-исследовательскую работу?Как проводить научное исследование?Как определить и уточнить тему?


октябрь

5

Библиотечный урок «Как работать с научной литературой, с каталогом , интернетом»


октябрь

6

Выбор и утверждение тем предполагаемых исследований

ноябрь

7

Проведение школьной олимпиады

ноябрь

8

Выпуск газеты по итогам олимпиад




9

Подготовка и участие в районном туре олимпиад, интернет-олимпиадах

каникулы

10

ЗанятиеНОТ. Как определить гипотезу?Как сформулировать цель и задачи исследования?Как определить методы исследования?

декабрь

11

Работа над проектом совместно с учителем

Ноябрь-декабрь

12

Проведение математической декады




13

Выпуск газет по итогам декады




14

Занятие НОТ. Как оформить работу?Какие требования к защите результатов исследования?




15

Оформление проекта

январь

16

Первичная защита(выступление в классе, на школьном вечере, на заседании кружка)

январь

17

Занятие НОТ. «Развитие коммуникативной культуры и интеллектуального потенциала школьников»

февраль

18

Работа над ошибками

февраль

19

Выступление на школьной конференции

февраль

20

Занятие НОТ. Типичные ошибки в работах участников конкурса.

февраль

21

Подготовка и выступление на районной, областной конференции

март

22

Проведение и участие в конкурсе «Кенгуру»

март

23

Разбор задач «Кенгуру»

апрель

24

Выпуск газет по итогам защиты проектов

апрель

25

Выпуск газеты по итогам конкурса «Кенгуру»

май

26

Подведение итогов

май