velikol.ru
1

Ларионова Цырма Михайловна

МБОУ Дыренская СОШ село Алла Курумканского района республики Бурятия

Учитель начальных классов


Пояснительная записка.

Существует три переломных момента, которые ребёнок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в 1 класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней в старшую. Все они очень важны в становлении личности. Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30%- 40 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, то есть в них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

- социальный;

-психологический;

- эмоционально – волевой.

Период адаптации ребёнка к школе очень важен для первоклассника и его родителей. Он может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного, а также от степени подготовленности ребёнка к школе.

Переход образовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт НОО предусматривает организацию образовательного процесса в новых условиях. Соблюсти все условия стандарта и обеспечить адаптацию детей к школе поможет организация деятельности детей в блоках – модулях продолжительностью от 12 до 35 мин.

Задачи этой деятельности: построить образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями и адаптировать детей к обучению в школе.

Задания каждого блока – модуля многофункциональны для решения задач предметного, метапредметного и личностного содержания. Необходимо помнить о содержательной взаимосвязи всех блоков – модулей, о последовательности и смысловых переходах от одного этапа обучения к другому.

^ Программа курса « Первый раз, в первый класс» (33ч) составлена для учащихся 1 класса.

Цель программы: создание условий для социально – психологической адаптации детей в школе, их социально – нравственного развития.

Задачи:

-обеспечить психологическую адаптацию детей к школе;

-познакомить с основными школьными правилами;

- привить навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

- развивать внимание, память, мышление, воображение;

- организовать классный коллектив.

Программа содержит 5 блоков – модулей:

«Знакомство»

«Школа»

«Любимые занятия»

«Моя безопасность »

«Подвижные игры»

К концу прохождения курса у первоклассников формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки – наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. Воспитание у младших школьников позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры, патриотических чувств, реализуется через блок занятий , формирующих толерантность.

Также проводится комплекс диагностических методик, позволяющих оценить уровень интеллектуального, речевого и нравственного развития первоклассников.


^ Планирование блоков - модулей.



Блок

Темы

Время

1

Знакомство

Оформление бейджа

«Имя»

Ты и твоё имя


Обсуждение и установление правил поведения в школе.


15 мин


15 мин

15 мин


2


Школа


Экскурсия по школе. Знакомство со знаками символами.

Схема маршрута до кабинета.

Я уже школьник


Я в пространстве класса. (игра)


Окошко


Учебники

Портфель


Знакомство с тетрадью

Пенал, карандаш

Готовим руку к письму



20 мин


до 20мин в день


в течение нескольких дней, не более 10 – 12 мин


15-20 мин


до 15 мин

в течение месяца несколько раз,


12 мин

до 10 мин

ежедневно, по несколько раз в день, до 20 мин


3


Любимые занятия


Любимая игрушка


Озвучь мультфильм

Сам себе режиссёр

Задания на слушание

Мы идём в театр

Твоё настроение

Мы идём в гости


В течение нескольких дней (по 10 -12 мин)


до 20 мин

10 – 15 мин

20 мин

15 мин

20 мин

15 мин


4


Моя безопасность


Мой дом и опасности в нём

Уроки бабушки Медуницы

Правила поведения на улицах и дорогах

Путь в страну Здоровию

Полезные и вредные привычки

Правила поведения на водоёме


15 мин


15 мин


несколько раз до 15 мин

ежедневно, до 10 мин

до 15 мин

в течение месяца

15 мин


5


Подвижные игры


Игры на свежем воздухе

Настольные игры

Игры в помещении


До 30 мин



^ Содержание блоков – модулей.

Блок – модуль «Знакомство»

Оформление бейджа «Имя»

Обучающиеся оформляют именные бейджи. Для этого:

- знакомятся с устройством бейджа;

-определяют его назначение;

- оформляют бейдж с помощью фломастеров или цветных карандашей;

- собирают и крепят на одежду.

Можно попросить некоторых учащихся рассказать друг другу (работа в парах) или учителю, что изображено на бейдже.

Ты и твоё имя.

Перед началом игры обучающиеся выбирают лидера. Все становятся лицом друг к другу. Каждому даётся одна минута, чтобы узнать имя соседей справа и слева. Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Он останавливается рядом с тем или иным обучающимся, кладёт ему руку на плечо и говорит: «право» или «лево», или «право - лево», или «лево - право». Выбранный ребёнок должен назвать имена соседей в правильной последовательности. Если ребёнок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, и проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу. ( в этом случае игра усложняется).

Вариант игры. Делается несколько кругов, в зависимости от количества детей. Первый ребёнок говорит группе своё имя: «Я - Катя». Следующий говорит: «Катя, а я Вася». Следующий говорит: «Катя, Вася, а я Лариса»

И так до последнего ребёнка в кругу, который пытается назвать все имена. Если ребёнок не может повторить – другие дети помогают ему.

Также на занятии дети знакомятся с происхождением и значением имён.

^ Блок – модуль «Школа»

Проводится экскурсия по школе. На двери кабинетов прикрепляются знаки – символы, характеризующие соответствующую деятельность или учебный предмет, который в этом кабинете преподаётся. Детям нужно предложить схему маршрута, по которому они должны двигаться (найти кабинет с соответствующим знаком). Когда дети находят этот кабинет, учитель просит их по символу определить, что происходит за дверью. Если дети не догадываются, они могут заглянуть в кабинет и задать учителю дополнительный вопрос. Так дети постепенно знакомятся с тем, что находится в школе. По маршруту выполняются следующие задания:

- поверните налево, направо;

- найдите последующий или предыдущий знак на схеме;

- посчитайте количество кабинетов.

^ Занятие «Я уже школьник» помогает первокласснику осознать свою социальную роль, знакомит с учебными принадлежностями, развивает аналитико – синтетическое восприятие. Учитель знакомит детей с некоторыми правилами поведения в школе.

«Я в пространстве класса» учитель даёт детям задания:

- посчитай количество (стульев, столов, цветов, мальчиков, девочек и т.д);

- встань между (за, под, над, перед, после и т.д.);

-расставь по порядку;

- наведи порядок (расставь вещи по своим местам);

- сравни предметы;

- найди лишний предмет;

«Окошко»

Дети знакомятся с пространством вокруг школы.

Учитель просит их посмотреть в окно и:

  • Рассказать, что они видят;

  • Отвернуться и рассказать по памяти, что увидели;

  • Описать погоду за окном;

  • Назвать деревья, цветы за окном;

  • Посчитать количество домов;

  • Сравнить какой дом выше, ниже;

  • Зарисовать в альбоме, что увидели из окна (по памяти).



«Учебники»

На партах лежат учебники «Букварь» и «Математика», карточки с изображением некоторых символов (букв, цифр, знаков препинания и др.). Учитель просит детей рассмотреть учебники и положить на них соответствующие карточки. После этого дети объясняют, как они определили, какую карточку надо положить на тот или иной учебник. Дополнительно учитель может задать вопрос детям о том какие знаки они встретили в учебниках; попросить их догадаться, что они обозначают.

Портфель

Дети учатся самостоятельно собирать портфель, отвечают на вопросы:

  • что такое портфель;

  • какие предметы должны лежать в портфеле (учитель предлагает обучающимся загадки про предмет, дети отгадывают и определяют, может ли этот предмет лежать в портфеле);

  • почему нельзя класть ножницы, заточенный карандаш в портфель без чехла;

  • когда нужно собирать портфель в школу;

  • кто должен собирать портфель в школу, почему;

  • что значит слово «порядок»?

Дети знакомятся с порядковыми числительными, у них развиваются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные универсальные действия.

Можно организовать парную работу «Помоги соседу собрать портфель»

Можно предложить детям из нескольких картинок выбрать изображения школьных предметов, которые могут находиться в портфеле, и положить их в конверт.

^ Знакомство с тетрадью

Дети знакомятся со строкой (узкая, широкая) и клеткой. Выполняют действия:

- обводят рисунок по контуру;

- штрихуют;

- рисуют простейшие геометрические фигуры, узоры;

- определяют в клетке центр, правый верхний, левый нижний угол;

- выполняют графический диктант.

^ Пенал – карандаш

Обучающиеся по заданию учителя:

● показывают

- карандашом на пенал;

- пеналом на карандаш;

●определяют, сколько карандашей может поместиться в пенал;

● кладут:

- карандаш в пенал;

- пенал на карандаш;

●меняются пеналом с соседом;

● сравнивают свой карандаш с карандашом с соседом;

● объясняют, для чего нужен каждый предмет.

^ Готовим руку к письму

Обучающиеся по заданию учителя:

- собирают пазлы;

- выкладывают узоры из мозаики;

- складывают поделки из бумаги;

- занимаются пальчиковой гимнастикой;

- занимаются лепкой и т. Д

^ Блок – модуль «Любимые занятия»

Любимая игрушка

Дети приносят из дома любимые игрушки, затем:

- рассказывают, почему она любимая;

- задают вопросы одноклассникам про их игрушки;

- придумывают истории про свои игрушки;

- считают игрушки, сравнивают, группируют игрушки;

- определяют из какого материала сделана игрушка;

- для какого возраста предназначена;

- является ли игрушка травмоопасной или нет;

- если игрушка изображает животное, дети могут рассказать, что знают об этом животном, если машина, что они знают о транспорте, правилах дорожного движения.

^ Озвучь мультфильм

Учитель показывает небольшой отрывок из мультфильма, второй раз показывает этот отрывок без звука – дети пробуют озвучить его самостоятельно.

^ Сам себе режиссёр

Дети создают мультфильм: делают героев, придумывают сюжет, снимают, озвучивают. Могут самостоятельно сделать фотоотчёт по результатам работы.

^ Задания на слушание

Учитель выразительно читает рассказ или сказку, после этого дети:

- отвечают на вопросы учителя;

- задают друг другу вопросы;

- инсценируют произведение;

- делают рисунок.

^ Мы идём в театр

Занятие проводится с целью создания условий для социализации детей в обществе, воспитания понимания полоролевых различий между мальчиками и девочками. Учитель знакомит с правилами поведения в театре.

^ Твоё настроение

На занятии обучающиеся знакомятся с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением. Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека, как способ адаптации к окружающему миру.

^ Мы идём в гости

Дети по вопросам учителя, по желанию рассказывают, о том как проводят выходные.

- инсценируют приём гостей;

- считают количество гостей, приборов;

- придумывают развлечения для гостей и разыгрывают их;

- оформляют блюда и т.д.

^ Блок – модуль «Моя безопасность»

Мой дом и опасности в нём

Дети знакомятся с бытом дома и окружающими опасностями в нём.

- определяют помещения в доме;

- определяют количество комнат в доме;

-делают схематические рисунки правил безопасности в доме;

- знакомятся с правилами поведения при пожаре в доме;

- расшифровывают правила безопасного поведения в доме по картинкам.

^ Уроки бабушки Медуницы

Занятие проводится с целью формирования навыков ЗОЖ, всестороннего представления о первой медицинской помощи.

Дети знакомятся с необходимыми принадлежностями оказания первой медицинской помощи.

^ Правила поведения на улицах и дорогах

Обучающиеся по заданию учителя:

- раскрашивают сигналы светофора;

- работают по экзаменационным карточкам;

-рисуют велосипед по элементам;

- составляют закономерность с символами ПДД.

^ Путь в страну Здоровию

На занятии обучающиеся знакомятся с правилами личной гигиены, с навыками ЗОЖ. Дети по карточкам сами определяют правила личной гигиены, сравнивают рисунки, находят отличия,указывают номера.

^ Полезные и вредные привычки

Обучающиеся по заданию учителя:

- работают по карточкам;

- распределяют на две группы (на полезные и вредные привычки);

- устанавливают соответствие по рисунку;

- отмечают свои действия;

- раскрашивают рисунки.

Правила поведения на водоёме

На занятии учитель знакомит детей с правилами безопасного поведения на водоёмах.

- по карточкам анализируют поведение детей на воде;

-по инструкции учатся делать себе панаму из бумаги;

-считают порции мороженого4

- читают комиксы;

- выполняют рисунок.

Блок – модуль «Подвижные игры»

Учитель вместе с детьми выбирают разные игры, определяют правила игры.

Игры можно проводить в помещении, на свежем воздухе.