velikol.ru
1


КОУ "Красноярская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида"


Утверждаю:________

Директор В.Н. Юрьев


Программа

мастерской по декоративно-прикладному творчеству

«Умелые ручки».

(для детей с особыми образовательными потребностями)

8 класс


Разработала

Рогатина Раиса Алексеевна

воспитатель, 2 кв. категория


2012 - 2013 учебный год


Пояснительная записка.


Программа работы кружка включает различные направления: работа с семенами, природным материалом, тканью, бумагой, картоном, бросовым материалом, крупой. План работы кружка рассчитан для детей 15-16 лет. Продолжительность занятий-30 минут, 2 раза в неделю.


Цели: развивать интерес к творчеству; формировать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.


Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

  • Развивать умственные способности детей, глазомер;

  • Знакомить с правилами техники безопасности.

* .


2. Коррекционно-развивающие:



  • Коррекция внимания, мышления, памяти, опорно двигательной системы;

  • Расширение кругозора, творческих способностей, мышления;

  • Развивать художественный и эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

  • Развивать умение работать в коллективе



3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус, аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие.

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.

Отслеживание результатов реализации программы проводится через педагогические наблюдения, оценивание детских работ другими педагогами, выставки детских работ, мониторинги в середине и в конце учебного года.


Методическое обеспечение.

Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений и направлена на развитие познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности в работе. Центральным звеном в организации работы является занятие. Занятия направлены на комплексное решение ряда задач. Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов.

Основные формы занятий:

  • Изучение новой темы;

  • Закрепление знаний;

  • Практическая работа;

  • Обобщающее занятие.

Формы, методы организации и проведение занятий реализуются через индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Методы обучения (словесное обучение, практические упражнения и др.) определяются целями и задачами программы. Главное, чтобы в процессе обучения учащиеся приобретали практический опыт и навыки работы, а также теоретические и исторические знания, необходимые для развития творческой инициативы, патриотического чувства.

Формирование умений и навыков происходит от простейших элементов к более сложным.

Ключевым методическим принципом реализации данной программы является проблемный метод обучения.

Основной вид проведения итогов усвоения знаний, формирования практических умений и навыков учащихся - просмотр работ. Просмотры делятся на текущие (в конце занятия), полугодовые и итоговые.

В процессе изучения курса учащиеся усваивают необходимые знания, практические умения, навыки и постепенно развивают свою познавательную деятельность, применяя полученные знания на практике.


Ожидаемый результат:

Учащиеся должны не только воспроизводить то, чему они научены, но и самостоятельно раскрывать новые стороны изученного.

Последовательность в обучении помогает учащимся понять взаимосвязь новых знаний и умений с уже пройденными темами, анализировать результаты своей работы, изучать новый материал, выделяя в нём главные моменты.


Для успешной реализации программы требуется:

  • Комната, оборудованная столами и стульями;

  • Материалы и инструменты для творческой работы учащихся: шерстяные нитки, крючок для вязания, канцелярские товары, краски, природный материал;

  • Наглядные пособия: иллюстрации, образцы работ в различных техниках;

  • Общие рекомендации;

  • План проведения занятия.



Прежде чем начать практическую работу с детьми, проводится познавательная беседа о правилах сбора, заготовки природного материала; о том, какие поделки предстоит сделать, технику и правила их выполнения. Что даёт целостное представление о предстоящей творческой деятельности.


Члены кружка:

  • Бугаёв Дима

  • Елецкий Дима

  • Курнышов Ваня

  • Голиков Паша

  • Мироненко Вадим

  • Вольф Сергей

  • Швачко Саша

  • Суровцева Женя

  • Олейникова Лена

  • Гончарова Юля

  • Шашков Коля

  • Костина Света



Тематическое планирование в 8 классе

(2012 - 2013 учебный год)





Тема занятий

Количество часов

теория

практика

1.

Введение в предмет. Охрана труда.

1

-

2.

Правила сбора и засушивания природного материала. Порядок работы над изделием.

2

-

3.

Подготовка основы к работе, обработка природного материала, изготовление деталей.

1

2

4.

Коллективная работа из природного материала « В гостях у Берендея».

1

2

5.

Изготовление панно из соломки. Подготовка фона. Покраска.

1

2

6.

Работа с соломкой. Композиция « Цветы», « Телёнок».

1

3

7.

Подготовка к конкурсу декоративно-прикладного творчества учащихся

« Снегурочка и Дед Мороз». Изготовление деталей.

1

2

8.

Изготовление Деда Мороза и Снегурочки (работа с пряжей)

_

3

9.

Изготовление цветов к 8 марта (вышивка лентами).

1

3

10.

Работа из Папье-Маше (разнос).

1

2













11.

Декоративно - прикладное творчество

« Ангелочки возвестили» (ткани, лоскуты, ленты).

1

1

12

Подведение итогов года. Выставка детских работ.

1







Итого: 32 часа

12

20



8 класс, 2012 - 2013 учебный год



Тема занятия


Содержание занятия



№1. Введение в предмет.

Охрана труда.

Цель: дать детям обобщенное представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей.

Методическое оснащение: различные предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства. Репродукции картин известных художников. Образцы материалов и инструментов.

Основные понятия: дать детям обобщенное представление о разнообразии предметов ДПИ: картины, вазы, панно, салфетки, игрушки. Дети должны усвоить: всё, что создано руками человека для использования в быту или украшения жилища - называется ДПИ.

Дать общие понятия о материалах и инструментах, используемых в работе и о правилах ТБ.



№2.Сбор природного материала. Правила сбора и засушивания.

Цель: заготовка природного материала. Напомнить детям правила заготовки природного материала.

Оборудование: пакеты, коробки, корзинки.

Основные понятия: в лесу на каждом шагу груды сокровищ, но не всякий может их заприметить, разглядеть, тут нужно особое видение. Попробуем ему научиться. В нашей работе мы будем использовать следующие природные материалы: плоды, ветки, кору и корни деревьев, древесные грибы.

Инструктаж по правилам поведения в природе, ТБ №10.


№3. Подготовка основы к работе, обработка природного материала, изготовление деталей.

Цель: продолжать совершенствовать практические умения работы с различными видами семян и природного материала; воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость; учить работать в коллективе.

Материалы и инструменты: твёрдая основа, акварель, гуашь, кисти.

Анализ образцов (приложение №1), работа по плану (приложение №4).



№4.Коллективная работа из природного материала: « В гостях у берендея».

Цель: развивать умственные способности детей, глазомер; научиться производить разметку несложных изделий; овладеть приёмами пользования ручными инструментами.

Задачи: вызвать интерес к работе, доказать значимость и эффективность этой работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение.

Оборудование: твёрдая основа, ножницы, клей ПВА, кисти, семена дыни, арбуза, тыквы, скорлупки фисташек, гречневая крупа, пшено, береста. (Другие материалы в зависимости от творчества детей)




№5.Изготовление панно из соломки. Подготовка фона. Покраска.

Цель: развивать навык творческого экспериментирования с соломкой.

Задачи: развивать фантазию, глазомер, умение ориентироваться в задании;

Воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус.

Оборудование: белая бумага, салфетки, ножницы, соломка, карандаш, трафарет, гуашь, планшет.

Основные понятия: усвоить разные приёмы работы с соломкой и применять любой из них по собственному желанию в зависимости от замысла. ТБ, приложение №3.


№6.Работа с соломкой. Композиция « Цветы», « Телёнок».

Цель: формировать навыки ручного труда и навыки работы с соломкой.

Задачи: развивать самостоятельность, творческое воображение, коррекция общей моторики; воспитывать умение преодолевать трудности, получать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в труде.

Оборудование: образцы изделий, клей ПВА, ножницы, лак.

Соблюдать правила ТБ.


№7. Подготовка к конкурсу декоративно – прикладного творчества учащихся « Снегурочка и Дед Мороз». Изготовление деталей.

Цель: развивать навык самостоятельного выполнения работы.

Задачи: развивать пространственное мышление, координацию движений, глазомер, внимание.

Воспитывать интерес творческому заданию, настойчивость и терпение в достижении цели.

Оборудование: клей ПВА, акриловые краски, кисти, и др. необходимый материал, который может понадобиться.



№8. Изготовление Деда Мороза и Снегурочки (работа с пряжей).

Цель: продолжать формировать навыки ручного труда, прививать эстетический вкус.

Задачи: учить работать в коллективе, развивать познавательную активность.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятиям, стимулировать радость от полученного результата.

Оборудование: ножницы, клей ПВА, готовый фон, краска - гуашь, кисти, листья, цветы

Основные понятия: ТБ, приложение № 3.


№9. Изготовление цветов к 8 Марта (вышивка лентами).

Цель: учить детей приёмам создания красивых композиций из соломки, сообща планировать последовательность выполнения работы. Развивать эстетический вкус, творческое воображение, взаимовыручку. Воспитывать чувство удовлетворения от полученного результата коллективной работы.

Материалы и инструменты: смотри приложение №3.

Основные понятия: ТБ (работа с ножницами, клеем), в начале работы с каждым обсуждается место его детали в общей композиции.

№10.Работа из Папье-маше (разнос).

Цель: формировать навыки ручного труда и развивать творческие способности детей.

Материалы и инструменты: клей, газеты, ножницы, вода, кисти, ножницы.

Задачи: учить работать в коллективе.

Основные понятия: образцы изделий, ТБ.

Приложение № 4.


№10.Декоративно-прикладное творчество « Ангелочки возвестили»

(изготовление ангелочков).

Цель: коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении полученных знаний и умений, развивать способность самостоятельно раскрывать новые стороны изученного направления.

Материалы и инструменты: каждый готовит себе индивидуально, в зависимости от выбранного направления и темы.

Основные понятия: решать новые задачи с опорой на имеющиеся знания и умения. Приложение №3.


№12. Подведение итогов года. Выставка детских работ.


Цель: поощрять творчество детей.






Приложение №1

^ АНАЛИЗ МНОГОДЕТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА.

1. ЧТО ЭТО?

2. ИЗ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗГОТОВЛЕНА ПОДЕЛКА?

3. ИЗ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ СОСТОИТ?

4. КАК СОЕДИНЯЮТСЯ ДЕТАЛИ?

^ 5. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭТА ПОДЕЛКА?


CЛОВЕСНЫЙ ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ.

1. С ЧЕГО НАЧАЛ РАБОТУ?

2. ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНИЛ РАЗМЕТКУ?

3. ЧТО У ТЕБЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?

4. ПОЧЕМУ?


Примерные вопросы для анализа образца (фотографии или иллюстрации):



  • из каких материалов сделано изделие;

  • где их можно найти;

  • какой формы и величины детали изделия;

  • сколько их;

  • какие способы соединения деталей использованы в изделии;

  • можно ли заменить те или иные детали другими природными материалами и как тогда изменится технология изготовления и изделие в целом?



Приложение №2

План работы с природным материалом:

  • подготовка рабочего места, инструментов;

  • обработка деталей инструментами с учётом свойств материалов;

  • крепление деталей с учётом свойств материалов;

  • отделка изделия, подчёркивающая характер образа;

  • контроль качества изделия по следующим параметрам:

- отбор деталей (все они должны быть из природных материалов);

-прочность соединения;

- выразительность образов;

- устойчивость конструкции


Приложение №3

Тема: Аппликация из соломы.

Потребуются следующие материалы и инструменты:

  • солома разных видов;

  • клей ПВА (он не меняет цвет соломы, быстро и прочно приклеивает её к бумаге);

  • мягкая кисть для клея;

  • основа (бархатная бумага, картон, фанера или хлопчатобумажная ткань, натянутая на раму или пяльцы);

  • острые ножницы двух размеров: одни с длиной лезвий до 5 см., вторые - маникюрные с прямыми лезвиями;

  • линейка (она же - гладилка);

  • карандаш;

  • канцелярский ножичек

  

Приложение № 4.

Тема : « Аппликация из семян».

Материалы и инструменты:

  • семена;

  • клей ПВА;

  • гуашь;

  • картон или ДСП;

  • лак.