velikol.ru
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

1 класс

Пояснительная записка.

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6 часов резервного времени отводится для проведения экскурсий.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.

Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...

Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

Блок- модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту людей.

Блок- модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.

Блок- модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.

Блок – модуль № 5 дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.

Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

^ Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

к концу 1 класса

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- солнце, его форма; луна и звезды;

- камни и их разнообразие;

- дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

- части растений;

- животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

- признаки живой и неживой природы;

- основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;

- виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;

- разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,

- правила безопасного обращения с электроприборами;

- свойства снега и льда;

- признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

- правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

- как охранять окружающую среду от загрязнения;

- времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;

- различные виды профессий;

- связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

- правила поведения на природе;

- разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

- правила личной гигиены;

- значение сна в жизни человека;

- назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

- о роли космоса в жизни человека;

- о роли экологии в жизни людей;

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- различать объекты живой и неживой природы;

- различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);

- вести наблюдения в природе под руководством учителя;

- объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;

- различать водоемы; части реки;

- выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

- различать время и времена года; изученные растения и животные;

- применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

- объяснять причину возникновения дождя и ветра;

- различать цвета радуги, звук и свет;

- различать изученные группы растений и животных;

- различать изученные виды транспорта;

- выполнять правила личной гигиены;

- соблюдать правила поведения в природе;

- устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
^

Содержание программы


Введение (9 часов)

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы; правила безопасности в пути.

Что и кто? (18 часов)

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 часов)

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (9 часов)

Почему и зачем? (17 часов)

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)

Заключение (1 час)

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание




^ I четверть (18 часов)




Введение (9 часов)

1-2

Задавайте вопросы!

2







3

Наша школа (экскурсия)

1







4-5

Мир вокруг нас, его многообразие

2







6

Дорога от дома до школы (экскурсия). Правила безопасности в пути

1







7

Экскурсия в школьный парк

1







8

Экскурсия по родному селу

1







9

Экскурсия в школьный музей

1










^ Что и кто? (18 часов).

10-11


Что можно увидеть на небе днем и ночью.

2







12

Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит. Кремень. Известняк. П.р «Знакомство с разнообразием камней»

1







13-14

Что растет на подоконнике и клумбе? П. р. «Знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя»

2







15

Что это за листья? П. Р. «Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям»

1







16

Что такое хвоинки? П. р. «сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам)»










17

Что общего у разных растений?

1







18

Кто такие насекомые и рыбы?

1










^ II четверть (14 часов)

19

Кто такие насекомые и рыбы?

1







20-21

Кто такие птицы и звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

2







22

Что такое зоопарк?

1







23-24

Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. П. р. «Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним»

2







25

Что вокруг нас может быть опасным?

1







26

Что мы знаем о нашей стране и своем селе?.

1







27

На что похожа наша планета? П. р. « Знакомство с глобусом»

1










^ Как, откуда и куда? (12 часов)

28

Куда текут реки? Пресная и солёная вода..

1







29

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

1







30

Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. П. р. «Сборка простейшей электрической цепи»

1







31

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд? П. р. «Изучение свойств снега и льда»

1







32

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов.

2










^ III четверть (18 часов)

33

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов.

1







34

Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. П. р. «Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями»

1







35

Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. П. р. «Изготовление простейшей кормушки для птиц»

1







36

Как путешествует письмо?

1







37

Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания.

1







38

Откуда берется и куда девается бытовой мусор ?

1







39

Откуда в снежках грязь?

1










^ Где и когда? (9 часов)

40

Когда придет суббота? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее.

1







41

Когда наступит лето? Времена года

1







42

Где живут белые медведи?

1







43

Где живут слоны?

1







44

Где зимуют птицы?

1







45

Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров?

1







46

Когда появилась одежда? Одежда людей в прошлом и теперь.

1







47

Когда изобрели велосипед? История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

1







48

Когда ты станешь взрослым? Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать?

1










^ Почему и зачем? (18 часов)

49

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

1







50

Почему на Луне не живут люди?

1










^ IV четверть (16 часов)

51

Почему идёт дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

1







52

Почему звенит звонок? Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

1







53

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

1







54

Почему их так назвали? Объяснение названий растений и животных. Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?

1







55

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1







56

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1







57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1







58

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? П. р. «Простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)»

1







59

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

1







60

Зачем строят корабли? Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

1







61

Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

1







62

Почему поезда такие длинные? Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

1







63

Зачем нужны самолеты? Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь.

1







64

Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

1







65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1







66

Заключение. Как мы находили ответы на свои вопросы?

1