velikol.ru
1

стр. из

УДК 81-119; 81-139
DOI: 10.12737/3590
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Гозалова Марина Робертовна, кандидат социологических наук,
доцент кафедры иностранных языков, mgozalova@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена исследованию проектной деятельности студентов, которая является одним из актуальных способов развития и совершенствования их коммуникативной компетенции.

В работе отмечается, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом, приводит студентов к практическому владению языком. В работе над проектом студенты учатся сотрудничать и сопереживать, проявляются их творческие способности и активность, повышается интерес к изучению иностранного языка. Таким образом, внедрение метода проектов в процесс преподавания иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции на уровне современных требований.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, инновационная деятельность, компетентностный подход, проектная методика, активные и интерактивные методы работы.
Сфера образования на современном этапе проходит период больших изменений. Данные изменения носят инновационный характер, т.е. подразумевают процесс модернизации существующих педагогических технологий, методов, приемов, способов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из самых значимых составляющих образовательной деятельности любого уровня учебного заведения. Именно инновационная деятельность – это тот фундамент, на котором строится конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг. Инновационная деятельность неразделимо связана как с научно-методической работой педагогов, так и с учебно-исследовательской и научной практикой обучающихся. Под инновациями подразумевается владение знаниями последних научных исследований в области образования, существенные изменения в методах и технологиях преподавания, формах контроля качества обучения и т.д.

Разработка, апробация и внедрение в практическую деятельность передовых информационных технологий являются современными направлениями педагогики и методики обучения.

Цель инновационной деятельности – качественное изменение личности обучающегося. Этим она отличается от традиционной системы образования и подразумевает:

  • стимулирование к самостоятельной продуктивной учебной деятельности;

  • формирование креативного мышления;

  • развитие умения самостоятельно ориентироваться в изучаемой информации;

  • развитие обучающегося за счет максимального раскрытия его природных данных.

Инновационная технология предполагает организацию занятий в форме самостоятельного проектирования учебного материала. Главным образом, она направлена на овладение обучающимися уверенности в своих исследовательских возможностях, развитие у них потребности в познавательной деятельности, а также использование изученного материала. В данном процессе роль квалифицированного педагога заключается в поиске методов, способов и средств подачи информации, обучении самостоятельной работе и создании условий для саморазвития, самоопределения и самопознания у обучающихся. Таким образом, совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, а также повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки и квалификации педагогов. Педагогическая деятельность носит образовательный, творческий, исследовательский характер, поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, чтобы передавать свой опыт студентам [7].

На основании всего вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что образовательный процесс – это совместная деятельность педагога и обучающегося, построенная на конкретной идее в соответствии с определёнными целями.

Сегодня в современных учебных заведениях возрастает потребность в самостоятельной научно-исследовательской, творческой и изобретательской деятельности обучающегося. Проектная методика придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельный характер и отвечает современным целям обучения. Данная методика в процессе обучения иностранному языку актуальна на всех его этапах. Она создает условия, в которых процесс обучения приближается к процессу естественного овладения языком, а также позволяет моделировать общение, а это в свою очередь способствует непосредственному росту и развитию коммуникативной компетенции [4].

Каждый обучающийся в ходе выполнения проекта имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, изобретательность, активность и самостоятельность, иными словами, индивидуальность. Именно индивидуальность является основным требованием развития коммуникативной и социокультурной компетенций в процессе обучения иностранному языку. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения иностранного языка и способствует достижению практического результата в освоении данного предмета. Проект кардинально меняет функциональные обязанности обучающегося и педагога: обучающийся активно участвует в выборе, организации, конструировании и планировании конкретного занятия, в то время как педагог выступает в роли помощника.

При работе с проектами у обучающихся повышается мотивация, интерес и желание к владению языком, и развивается способность к исследовательской и научной деятельности. Метод проектов можно использовать в непрерывной связи с реализуемой учебной программой.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает обучение иностранному языку в неязыковых высших учебных заведениях, преследующее основную цель: развитие коммуникативной компетенции студентов на занятиях иностранного языка, а именно: овладение иностранным языком как средством общения. Следовательно, современные методы и формы обучения являются необходимостью качественного образования. Можно говорить о том, что в настоящее время традиционные методы обучения не позволяют на должном уровне развивать вышеназванную компетенцию. Таким образом, отходя от традиционных методов преподавания иностранного языка, необходимо использовать инновационные, активные и интерактивные методы обучения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предлагается развивать у студентов коммуникативную компетенцию внеязыкового окружения, используя не только стандартные упражнения для развития речи, но и другие виды деятельности, так называемые «проектные, активные, интерактивные, кейсовые», позволяющие решать поставленные задачи. Используя данные виды деятельности, студенты получают реальную возможность рассуждать на изучаемом языке, анализировать и пересматривать точку зрения. Способность осуществлять речевую деятельность, реализуя ее на основе социолингвистических, страноведческих и предметных знаний в соответствии с различными ситуациями в рамках той или иной сферы общения, является основной целью коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это умение показать на практике знания, умения и навыки, приобретенные в процессе изучения иностранного языка.

Следуя современным методам, педагог ставит цель на развитие навыка общения и совершенствование коммуникативной компетенции в процессе обучения студентов вуза на занятиях иностранного языка. Проектная форма работы является одной из самых актуальных методов: позволяет студентам не только использовать накопленные знания по изучаемому иностранному языку, но и расширять свой кругозор, область владения языком, повышать уровень своей культурной грамотности.

В последнее время метод проектов позволяет достичь коммуникативной компетенции. Это способствует решению задач развития творческих возможностей студентов, а также умению самостоятельно сформировывать уже приобретённые знания (на более ранних этапах) и применять их для решения познавательных и практических задач [1].

Следует отметить, что обучение через интерактивную деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Интеграция знаний через творчество в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

Следовательно, основа обучения иностранному языку заключается в том, чтобы перенести внимание с различных упражнений на активную мыслительную деятельность студента, требующую владение определенными языковыми средствами и умениями научно-исследовательской проектной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления

Суть метода проектов предусматривает и необходимость дифференциации обучения, обращение внимания на личность студента, на его способности и возможности. Метод проектов основывается на принципах сотрудничества, включения обучающихся в активные и интерактивные виды деятельности. Использование такого метода при обучении иностранным языкам максимально дает возможность использовать иностранный язык как средство познания и метод выражения собственных идей, способствует восприятию точки зрения других людей и окружающего мира и, несомненно, помогает овладеть коммуникативными компетенциями.

В ходе выполнения проекта по иностранному языку студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности, думать на иностранном языке, совершенствовать свои фонетические и грамматические навыки, а также пополнять свой лексический запас. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение, обоснование обучающимися своих собственных мыслей, чувств, отношений и включение в реальную деятельность. Проектная методика на занятиях иностранного языка основана на поэтапной организации учебного процесса. Каждый этап рассматривается как законченный период обучения, направленный на решение поставленной задачи в области достижения общей цели овладения иностранным языком.

Итак, проектная форма работы является одной из важнейших технологий, позволяющих студентам не только применять полученные знания по изучаемому иностранному языку, но и повышать свой уровень культурной грамотности, расширять свой кругозор, границы владения языком. Получая опыт от практического пользования языком, студенты учатся собирать необходимую информацию, используя при этом различные аутентичные источники, учатся воспринимать иностранную речь и понимать услышанное [3]. В ходе работы над проектом обучающиеся стремятся собирать, анализировать, использовать информационные ресурсы для решения проблемных задач и принятия самостоятельных и совместных решений. Проекты предполагают активизацию их деятельности. Являясь личностно-ориентированным видом работы, метод проектов предоставляет молодым людям благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения. Повышенная творческая и познавательная активность обусловлена стремлением студентов проявить инициативу, сделать что-то самостоятельно. С помощью своих работ обучающиеся учатся концентрировать, направлять свои усилия, управлять своей деятельностью и добиваться высоких результатов. Студентам важно получить оценку не только со стороны педагога, но и со стороны своих сверстников. Поэтому очень важно, чтобы обучающиеся могли участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Общаясь на иностранном языке, студенты открывают для себя ценность и богатство языка.

Образовательная и воспитательная ценность проекта заключается в метапредметных связях, которые способствуют совершенствованию у студентов познавательной активности, воображения, дисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания, полученные в других областях науки. Технология развития навыков критического мышления является одной из самых положительных предпосылок достижения коммуникативной компетенции обучающихся. Через первичную деятельность внедрения проекта студенты определяют уровень собственных знаний. В связи с этим они осознают необходимость в дополнительном изучении иностранного языка в выбранной области. Всегда необходимо помнить, что итогом проектной работы является формирование личности. Таким образом, в процессе работы над проектом формируются коммуникативные компетенции. Они представляют собой совокупность составляющих её отдельных компетенций: речевой, компенсаторной, лингвистической и др. У участников проектов также появляется возможность использовать невербальные средства коммуникации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность является одним из самых актуальных способов развития и совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся.

Применение метода проектов в обучении иностранному языку решает ряд важнейших задач:

  • усиливается влечение к изучению иностранному языку;

  • осуществляются различные формы организации учебной деятельности;

  • исполняется самостоятельная исследовательская работа в рамках заданной темы;

  • повышается индивидуальная и коллективная ответственность обучающихся за работу в проекте;

  • реализуется совместное взаимодействие студентов и преподавателей как партнеров и консультантов, на основании чего строятся речевые коммуникации;

  • студенты учатся оформлять результаты своего труда в соответствии с регламентированными правилами (написание статей, сообщений, сборка и обработка статистических данных и т.д.);

  • студенты получают исследовательские способности ориентирования в потоке информации, учатся анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы;

  • повышается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.

Практика показывает, что метод проектов улучшает культуру общения и социального поведения в целом и приводит студентов к практическому владению языком. Таким образом, он развивает коммуникативную компетенцию и способствует ее овладению [10].

Эмоциональные изменения в развитии молодых людей являются одним из важнейших показателей. Они демонстрируют то, что знают, чем владеют, при этом, не боясь ошибиться, преодолевают языковой и психологический барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес к изучению иностранного языка и развивается коммуникативная компетенция. Таким образом, метод проектов в процессе преподавания иностранного языка развивает коммуникативную компетенцию на уровне современных требований.

На основании данных, изложенных выше, можно с уверенностью утверждать, что проектная деятельность студентов является одним из самых значимых способов развития и совершенствования коммуникативной компетенции обучающегося.
Литература

  1. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: автореф. канд. пед. наук: 13.00.02. – Улан-Уде, 2002. – 25 с.

  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – 2008. – №9. – С. 177–180.

  3. Газилов М.Г. Компаративный метод изучения временной системы французского языка // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2013. – №3. – С. 53.

  4. Гозалова М.Р. Развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2013. – №3. –
    С. 49.

  5. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: пер. с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 2006. – 326 с.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2010. – 272 с.

  7. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 381с.

  8. Fried-Booth Diana L. Project Work / Diana L. Fried-Booth / - Oxford University Press, 1999 - 89p.

  9. Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / - Oxford University Press 2001 – 23p.

  10. Human Development Report 2011. [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 20.10.2013).

  11. Mythology of International Project Work // ПС English. – 2004 - №38 – p.6.

  12. URL: http://inyaz.ru (дата обращения: 20.10.2013).

  13. URL: http://filolingvia.com (дата обращения: 19.10.2013).

  14. URL: http://www.superinf.ru (дата обращения: 21.10.2013).

  15. URL: http://nauka-pedagogika.com (дата обращения: 22.10.2013).

  16. URL: http://bookfi.org (дата обращения: 22.10.2013).


^ PROJECT WORK AS A TOOL FOR COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT
Gozalova Marina Robertovna, Candidate of Social Sciences,
Associate Professor at the Department of Foreign Language Studies, mgozalova@mail.ru
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
^ The article focuses on research into project work as a learner’s activity contributing to the development and refinement of his / her communicative competence.

The author states that, besides improving a learner’s linguistic competence and promoting his/her involvement with the learning process, project work favourably affects both communication standards and, more broadly, social behavior through providing ample room for cooperation, empathy, creativity, and individual contribution. Thus, embracing project work and making it part of the foreign language teaching routine will ensure that learners acquire communicative competence at a level that meets current requirements.

Key words: communicative competence, innovative activity, competence-based approach, design methods, active and interactive modes of work.
References

  1. Burtseva, E.V. Uchebnyi proekt kak sredstvo motivatsii izucheniia inostrannogo iazyka u studentov neiazykovogo vuza [Project work as a language learning motivator for students majoring in other-than-linguistic disciplines]. Avtoreferat kandidata pedagogicheskikh nauk [A Candidate in Pedadogy’s thesis: author’s abstract]. Ulan-Ude, 2002. – p.25.

  2. Vasil’ev, V. Proektno-issledovatel’skaia tekhnologiia: razvitie motivatsii [Project-Research technology: raising motivation]. Narodnoe obrazovanie [People’s education]. – 2008. – №9. – pp. 177–180.

  3. Gazilov, M.G. Komparativnyi metod izucheniia vremennoi sistemy frantsuzskogo iazyka [Comparative method as applied to studies of the French-language system of tenses]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes of Tourism and Service]. – 2013. – №3. – p. 53.

  4. Gozalova, M.R. Razvitie sotsiokul’turnoi kompetentsii v protsesse obucheniia inostrannomy iazyku [Development of socio-cultural competence as part of foreign language teaching]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes of Tourism and Service]. – 2013. – № 3 (26). – pp. 49–53.

  5. Jones, J.C. Metody proektirovaniia [Design Methods], (2nd ed., suppl.). Moscow: Mir Publ., 2006. – p.326.

  6. Polat, E.S., Bukharkina, M.Iu., Moiseeva, M.V., and Petrov, A.E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia (uchebnoe posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov i sistemy povysheniia kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov) [Innovative teaching and information technologies in the system of education: a study guide for students of pedagogical departments of HE institutions and professional training of the teaching staff]. Moscow: Akademia Publ., 2010. – p.272.

  7. Sovremennye teorii i metody obucheniia inostrannym iazykam [Modern theories and strategies of foreign language teaching]/ Mosocw: Ekzamen Publ., 2006. – p.381

  8. Fried-Booth Diana L. (1999). Project Work. Oxford University Press. P.89.

  9. Hutchinson Tom. (2001). Introduction to Project Work. Oxford University Press. P.23.

  10. Human Development Report 2011. Retrieved on October 20, 2013 from: http://hdr.undp.org/en/.

  11. Mythology of International Project Work. In PS English. – 2004 - №38 – p.6.

  12. URL: http://inyaz.ru (Accessed on October 20, 2013).

  13. URL: http://filolingvia.com (Accessed on October 19, 2013).

  14. URL: http://www.superinf.ru (Accessed on October 21, 2013).

  15. URL: http://nauka-pedagogika.com (Accessed on October 22, 2013).

  16. URL: http://bookfi.org (Accessed on October 22, 2013).