velikol.ru
1

ПРОЕКТ

«Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах»

ЦЕЛЬ:

Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

2.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля

3.Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

Развивающие:

1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

3.Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3.Воспитание творческой инициативы.


^ ТИП ПРОЕКТА: творческий

СРОКИ: 1.10.2011 - 1.2.2012

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Музыкальный руководитель Минчукова Т.Н.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.


^ ОСНОВА ПРОЕКТА: Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредствомобучению его игре на детских музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.


^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.


^ ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка», занятие - концерт «Веселые музыканты», конкурс рисунков «Мы рисуем музыку».Презентация «Наш оркестр».


^ МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ: Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор. Детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.


^ Актуальность темы.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик,В.А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у

педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.

Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”), поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.



ЭТАПЫ


ОПИСАНИЕ


СРОКИ


ОТВЕТСТВЕННЫЕ


1 ЭТАП

Подготовительный


-Работа с методической литературой;

-Подбор музыкального репертуара;

-Разработка перспективно-тематического плана, разработка конспектов занятий.

- -Диагностика музыкально-творческих способностей детей старшего возраста.

-Подбор иллюстраций, создание картотеки музыкальных инструментов.

Октябрь

Муз.рук.

Минчукова Т.Н.

2 ЭТАП

Основной


-Цикл развивающих занятий по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.

-Индивидуальные занятия, помогающие одаренным детям показать свои способности, проявить знания и умения в игре детских на музыкальных инструментах

-Выступление на детских утренниках.

-Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов.

-Оформление стендовой информации для родителей.

-Организация музыкальных уголков в группах.

-Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков.

-Кружок для воспитателей (на котором взрослые учатся играть на музыкальных инструментах, для дальнейшей помощи детям)



Октябрь


В течение года

Декабрь


В течение года


Муз.рук.

Минчукова Т.Н.


Муз.рук.

Минчукова Т.Н


Воспитатели

3 ЭТАП

Итоговый

Заключительный


Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» с использованием иновационных технологий, занятие концерт «Веселые музыканты», конкурс рисунков «Мы рисует музыку», оформление фотовыставки. Презентация «Наш оркестр».


Февраль

Муз.рук.

Минчукова Т.Н.

Воспитатели