velikol.ru
1

Наименование дисциплины: Психология международных отношений

Направление подготовки: 040100 Социология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: к.пол.н., доцент, доцент кафедры социологии А.Г.Смирнова.


1. Целью освоения дисциплины (модуля) «Психология международных отношений» является в помощи студентам приобрести базовые знания о психологических аспектах международных отношений, а также – влиянии международных отношений на психологию субъектов межгосударственных отношений.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

  1. сформировать у студентов представление о психологии международных отношений как научной дисциплине, ее объекте и предмете;

  2. продемонстрировать взаимосвязи психологии международных отношений с другими отраслями психологии, прежде всего, политической психологией, а также – социологией международных отношений, теорией международных отношений;

  3. познакомить студентов с теориями и результатами эмпирическими исследованиями российских и зарубежных ученых, раскрывающими закономерности функционирования политического сознания и политического поведения основных субъектов межгосударственных отношений;

  4. познакомить с психологическими методами изучения и интерпретации психических процессов, свойств и состояний индивидуальных и коллективных субъектов, которые находят свое выражение в особой сфере международных отношениях.



2. Дисциплина «Психология международных отношений» относится к вариативной части профессионального цикла Б.3.

Курс «Психология международных отношений» предполагает изучение психических процессов, свойств и состояний индивидуальных и коллективных субъектов, которые находят свое выражение в сфере международных отношений. Данный курс призван расширить перечень факторов функционирования политической системы, которые были рассмотрены в рамках таких дисциплин как «Психология политики», «Социология международных отношений», «Социология конфликта и консенсуса», «Анализ внешнеполитических решений». Курс основывается на знаниях, полученных студентами в ходе освоения указанных дисциплин, а также – политологии, этносоциологии, истории.

Для успешного освоения курса необходимы: навыки организации и проведения исследований, знакомство с основными методами исследования, задействованными на разных его этапах (сбор, обработка и интерпретация данных). Кроме того, студентам необходимы умения самостоятельно работы с источниковой базой – библиотечными фондами, с поисковыми системами электронных информационных ресурсов, подготовить и оформить письменную работу в соответствии с установленными требованиями. Важна также готовность систематически посещать лекционные занятия и выполнять задания, предусмотренные программой самостоятельной работы.

В ходе изучения политической психологии студенты-социологи должны научиться использовать психологически теории для интерпретации политических событий. При этом предполагается, что они обладают знаниями о политических событиях и действиях их основных участников. Вооруженные общими знаниями о научном методе, а также знаниями о психологических процессах и политических событиях, студенты должны уметь применять общие теории и принципы к конкретной ситуации. Ожидается, что слушатели курса смогут применить полученные знания, сформированные умения и навыки в ходе прохождения производственной практики и подготовки выпускной работы.




3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать:

    • понятийно-категориальный аппарат, знать историю становления науки, иметь представление об основных школах и течениях;

    • о сущности и содержании психических процессов в сфере международных отношений;

    Уметь:

  • использовать психологические методы исследование и анализа процессов на арене мировой политики.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Значение психологических факторов в сфере внешней политики и международных отношений

2

Психологический подход к анализу международных отношений

и традиционные теории МО

3

Психология личности и международные отношения

4

Психология лидерства и международные отношения

5

Контакты на высшем уровне и личная дипломатия: психологические аспекты

6

Социальная психология международных отношений

7

Психология дипломатических коллективов

8

Психология культурных различий

9

Религиозный фактор в дипломатической работе

10

Многосторонняя дипломатия

11

Психологические особенности дипломатии в конфликтных и кризисных ситуациях

12

Психология коммуникаций в международных отношениях



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007.


б) дополнительная литература:

  1. Абашкин Е.Б., Косолапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: Экономика, политика, идеология. 1995. № 1.

  2. Галтунг Й. Теория малых групп и теория международных отношений // Цыганков А.П. Грэм Аллисон о моделях принятия решений в области национальной безопасности // Теория международных отношений / под ред. П.А. Цыганкова. М., 2002. С. 135-146.

  3. Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Имидж лидера // Политическое консультирование / Под. ред. Е. Егоровой-Гантман, И. Минтусова. М., 2002. Главы 3 и 4.

  4. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Концепция образа и стереотипа в международных отношениях // Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 12. С. 19-33.

  5. Информация. Дипломатия. Психология. // Ответственный редактор и составитель доктор исторических наук, профессор Кашлев Ю.Б. М.: Известия, 2002. - http://evartist.narod.ru/text10

  6. Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации // ПОЛИС, 2003. № 3. С. 50-57.

  7. Киселев И.Ю. Формирование образа государства и процесс социального познания // Вопросы философии, 2003. № 5. С. 3-13.

  8. Киселев И.Ю. Политический истеблишмент: психологические аспекты практики властвования. М.: ИП РАН, 2000.

  9. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. СПб, 2003.

  10. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г., Руденко Л.Д., Афонин М.В. Россия в «Группе восьми»: имидж versus образ. СПб.: СПбГУ, 2009.

  11. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологи. М.: Ключ, 1999.

  12. Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации // Полис, 2001. № 1. С. 94-117.

  13. Политическая психология. Хрестоматия / Составитель Е.Б. Шестопал. М.: ИНФРА-М, 2002.

  14. Политическая психология. Хрестоматия / Составитель Е.Б. Шестопал. М.: Аспект-Пресс, 2007.

  15. Практическая психология для дипломатов: учебное пособие / Под ред. Р.Ф. Додельцева. М.: МГИМО-Университет, 2007.

  16. Ракитянский Н. М. Построение портрета // Политическая психология. Хрестоматия / Составитель Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 435-446

  17. Уинтер Д.Дж., Херманн М.Дж., Уайнтрауб У., Уокер Ст. Дж. Дистантное изучение личностей Дж. Буша и М. Горбачева: процедуры, портреты, политика // Политическая психология. Хрестоматия / Составитель Е.Б. Шестопал. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 54-92.

  18. Фелдман С. Ценности, идеология и структура политических установок // Политическая психология. Хрестоматия / Составитель Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 247-284.

  19. Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Политические исследования, 1991. № 1. С. 9198.

  20. Холсти О. Кризисы, эскалация, война // Цыганков А.П. Грэм Аллисон о моделях принятия решений в области национальной безопасности // Теория международных отношений / под ред. П.А. Цыганкова. М., 2002. С. 300-315.

  21. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: ИНФРА-М, 2002.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Президента России: www.kremlin.ru

  2. МИД России: http://www.mid.ru

  3. Журнал «Россия в глобальной политике» (полные тексты статей) - http://globalaffairs.ru

  4. Журнал «Дипломатический вестник» (полные тексты статей): выход с сайта Министерства иностранных дел РФ: http://www.mid.ru